РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 сентября 2020 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Поповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4685/2020 (УИД 38RS0001-01-2020-004155-81) по административному иску Прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ВАН о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ангарска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ВАН о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возложении обязанности сдать водительское удостоверение, указав, что Прокуратурой г. Ангарска выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. Установлено, что гражданин ВАН имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами № № категории «В, В1 (AS), С, С1, М» от ** со сроком действия до **. Согласно информации, предоставленной Ангарским филиалом ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» ВАН находится под динамическим наблюдением врача-психиатра-нарколога с диагнозом <данные изъяты> Наличие указанного заболевания свидетельствует о противопоказании к управлению транспортными средствами, в связи с чем, в соответствии с положениями ФЗ «О безопасности дорожного движения» имеются основания для прекращения действия права ВАН на управление транспортными средствами. Просит прекратить действие права ВАН на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения № № категории «В, В1 (AS), С, С1, М», в связи с наличием медицинских противопоказаний; возложить на ВАН обязанность возвратить водительское удостоверение № № категории «В, В1 (AS), С, С1, М» в ОГИБДД УМВД России по Ангарскому городскому округу в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
** определением Ангарского городского суда Иркутской области производство по иску в части требований о возложении на ВАН обязанности возвратить водительское удостоверение № № категории «В, В1 (AS), С, С1, М» в ОГИБДД УМВД России по Ангарскому городскому округу в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу прекращено в связи с частичным отказом истца от иска.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора г. Ангарска Забабурина В.Д., исковые требования поддержала, по основаниям указанным в иске. Полагала, что в соответствии с действующим законодательством у ВАН имеются медицинские противопоказания для управления транспортными средствами, что является основанием для прекращения предоставленного права на управление транспортными средствами.
Ответчик ВАН в судебное заседание не явился, извещался в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Заявлений и ходатайств, а также возражений по иску суду не представлено.
Представитель заинтересованного лица ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Ангарскому городскому округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В части 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Судом установлено:
ВАН ** было выдано водительское удостоверение № № категории «В, В1 (AS), С, С1, М», со сроком действия до **.
Согласно информации Ангарского филиала ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» ВАН состоит на диспансерном учете с диагнозом <данные изъяты> Данный диагноз является противопоказанием к управлению транспортными средствами согласно п. 4 ст. 23.1Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ от ** № «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Дата постановки на учет **, срок возможной ремиссии 3 года не истек.
Разрешая административный иск, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований. При этом, суд исходит из того, что состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у ВАН заболевания являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 2005 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 300,00 рублей в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, т.к. административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить право ВАН, ** года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии № № категории «В, В1 (AS), С, С1, М», выданное **.
Взыскать с ВАН в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья М.В. Ягжова
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2020года.