Судья Моисеенко Н.С. стр.090г, г/п. 00 руб.
Докладчик Попова Т.В. № 33-4711/2018 25 июля 2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Кучьяновой Е.В., Поповой Т.В.
при секретаре Поташевой Р.-М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Дмитриева Вадима Александровича на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 04 мая 2018 года, которым постановлено:
«исковые требования Пономарева Андрея Алексеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № 1112 от 21 декабря 2016 года, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – удовлетворить частично.
Признать за Пономаревым Андреем Алексеевичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний по отказу в постановке Пономарева Андрея Алексеевича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе № 112 от 21 декабря 2016 года.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Пономарева Андрея Алексеевича, с составом семьи два человека, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 05 сентября 2014 года.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Пономарева Андрея Алексеевича 300 руб. 00 коп. в возврат государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований Пономарева Андрея Алексеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № 112 от 21 декабря 2016 года, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – отказать».
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
Пономарев А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (УФСИН России по АО), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № 112 от 21 декабря 2016 года, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование требований указал, что 05 сентября 2014 года он обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. 26 сентября 2014 года комиссией УФИН России по АО принято решение о направлении его документов на постановку на учет для приобретения или строительства жилого помещения. Вместе с тем, согласно выписке из протокола № 112 от 21 декабря 2016 года, комиссией ФСИН ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, в связи с ухудшением его супругой в 2014 году жилищных условий, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2013 года № 369. Полагал, что решения ответчиков являются незаконными и несоответствующими действующему законодательству. Просил признать за ним право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать незаконным отказ ФСИН России в его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенный в протоколе № 112 от 21 декабря 2016 года, обязать ФСИН России поставить его на учет для приобретения или строительства жилого помещения с 05 сентября 2014 года.
Истец Пономарев А.А., его представитель Панов С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков УФСИН России по АО, ФСИН Дмитриев В.А. с заявленными требованиями не согласился.
Третье лицо Пономарева О.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился представитель ФСИН Дмитриев В.А. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом ФСИН не предоставлено право запрашивать от сотрудника дополнительно какие - либо документы. Пономаревым А.А. не представлены финансовые лицевые счета или документы их заменяющие за последние 5 лет до подачи заявления на себя и супругу по следующим адресам: <адрес>. Считает, что несоблюдение Пономаревым А.А. установленных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2013 года № 369, лишило комиссию ФСИН возможности установить наличие у истца оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение заявителем или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Представитель ответчиков Дмитриев В.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.ч.3-5 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), учитывая, что применительно к ч.2 ст.117 ГПК РФ, абз.2 п.1 ст.165.1 ГК РФ, с учетом положений ч.4 ст.1 ГПК РФ, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, отказ в получении почтовой корреспонденции по указанному данными истцом и третьим лицом по адресу места жительства, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, 05 сентября 2014 года старший прапорщик внутренней службы Пономарев А.А. младший инспектор 1 категории отдела режима Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» обратился с рапортом с приложением документов в комиссию УФСИН России по АО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно – исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из двух человек (Пономарев А.А., Пономарева О.А.).
Решением комиссии ФСИН России от 21 декабря 2016 года, оформленным выпиской из протокола № 112, Пономареву А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369.
Удовлетворяя исковые требования Пономарева А.А. о признании незаконным решения ФСИН об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № 112 от 21 декабря 2016 года, признавая за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возлагая на ФСИН обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд исходил из того, что непредоставление истцом выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест его жительства и членов его семьи за последние пять лет не свидетельствует об отсутствии у него права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 4 вышеуказанного закона).
В силу п. 2 ч. 3 ст. 4 названного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 ст. 4 данного закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 данных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты «б» и «з» пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН в постановке Пономарева А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление истцом в полном объеме документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно непредставление финансовых лицевых счетов за последние 5 лет до подачи заявления на себя и супругу по следующим адресам: <адрес>, а также непредставление договора социального найма по <адрес> в <адрес>.
Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции не учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем, несоблюдение Пономаревым А.А. установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им копии финансового лицевого счета с мест его жительства и совместно проживающих с ним членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, копии договора социального найма по одной из квартир, занимаемых ранее его супругой, лишило комиссию ФСИН возможности установить наличие у Пономарева А.А. оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для постановки его с супругой на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Учитывая, что истцом, претендующим на получение спорной выплаты, в подкомиссию УФСИН России по Архангельской области не представлены копии финансового лицевого счета с места жительства его и совместно проживающих с ним членов ее семьи в определенные периоды за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также не представлена копия договора социального найма по жилому помещению, занимаемому супругой истца ранее, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о незаконности решения комиссии ФСИН об отказе в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты и о наличии у истца права быть принятым на такой учет с даты подачи им соответствующего рапорта являются неправомерными.
С учетом изложенного, решение суда об удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ФСИН об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № 112 от 21 декабря 2016 года, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований истца.
Решение суда в части отказа в удовлетворении данных требований истца к УФСИН по Архангельской области сторонами не обжалуется, а в силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Руководствуясь ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 04 мая 2018 года отменить в части, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пономарева Андрея Алексеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № 112 от 21 декабря 2016 года, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи Е.В. Кучьянова
Т.В. Попова