Решение по делу № 33-1239/2023 от 06.06.2023

УИД 41RS0001-01-2023-001865-37         Дело № 33-1239/2023

Судья Демьяненко Т.А.

(2-2525/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                        20.07.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

Мартьяновой С.Ю.,

Бондаренко С.С.,

Миронова А.А.

при секретаре Ткаченко А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции гражданское дело по заявлению Галахина Михаила Юрьевича об оспаривании действий нотариуса, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31.03.2023 (с учетом определения об исправления описки от 26.04.2023).

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя Галахина М.Ю. адвоката Поляковой М.А., представителя заинтересованного лица ФИО1. адвоката Косолаповой Т.В., представителя заинтересованного лица нотариуса ФИО2. адвоката Слащилиной О.А., судебная коллегия

установила:

Галахин М.Ю. в порядке статей 310-312 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением об оспаривании действий нотариуса ФИО2., просил признать незаконными действия нотариуса ФИО2 по удостоверению 22.05.2022 договора дарения квартиры, с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, заключенного между ФИО1. и ФИО3 по внесению в пункт 8 договора дарения квартиры сведений о предоставлении согласия супруга Галахина М.Ю., удостоверенного нотариусом ФИО2. 28.01.2022 по реестру ; по подаче в регистрирующий орган заявления о регистрации права на квартиру.

В обоснование требований указал, что при удостоверению 22.05.2022 нотариусом ФИО2. сделки между ФИО1. и ФИО3. по дарению квартиры, нотариусом в пункте 8 договора дарения указано на предоставление ФИО1. согласия супруга Галахина М.Ю. на совершение данной сделки, однако такого согласия бывшей супруге заявитель на бумажном носителе не передавал.

Судом постановлено решение, которым, с учетом исправления описки от 26.04.2023, заявления Галахина М.Ю. удовлетворено.

Определением от 06.07.2023 при наличии оснований, предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия на основании части 5 статьи 330 данного кодекса перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Галахиным М.Ю. подано заявление об уточнении требований (л.д. 169), в котором он просит признать неправильными действия нотариуса ФИО2 по:

- удостоверению 22.05.2022 договора дарения квартиры, с кадастровым номером , площадью 75 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> заключенного между ФИО1 и ФИО3

- по внесению в пункт 8 договора дарения квартиры сведений о предоставлении согласия супруга Галахина М.Ю., удостоверенного нотариусом ФИО2. 28.01.2022 по реестру

- по подаче в регистрирующий орган заявления о регистрации права на квартиру с кадастровым номером , площадью 75 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора дарения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Галахина М.Ю. Полякова М.А. доводы заявления поддержала.

Представитель заинтересованного лица ФИО1. Косолапова Т.В. с заявлением не согласилась, указывая на неправильно избранный заявителем способ защиты права. Сослалась на то, что после расторжения брака согласие супруга на отчуждение имущества не требуется, поскольку такое согласие предполагается (пункт 3 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, ФИО1 нотариусу представлено согласие супруга в форме фотографии в мессенджере WhatsApp, что является достаточным в условиях современных цифровых технологий. Данное согласие удостоверялось 28.01.2022 нотариусом ФИО2, которая при удостоверении сделки убедилась в том, что оно не отозвано.

Представитель заинтересованного лица нотариуса ФИО2 Слащилина Л.А. требования заявления не признала, полагала, что нотариусом все действия по удостоверению сделки совершены в соответствии с требованиями закона. Считает, что при сделке по отчуждению имущества бывших супругов, брак которых расторгнут, согласие бывшего супруга на отчуждение имущества не требуется. Кроме того, согласие супруга Галахина М.Ю. на совершение сделки было удостоверено нотариусом ФИО2 и на момент заключения и удостоверения договора дарения квартиры, не отозвано. Добавила, что судом первой инстанции нотариусу не направлялось решение суда, в связи с чем, заинтересованное лицо не обладает информацией об основаниях признания действий нотариуса незаконными.

Заявитель Галахин М.Ю. просил дело рассмотреть без его участия, Заинтересованное лицо ФИО3 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась.

С учетом положений части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как предусмотрено частью 1 статьи 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-I (далее Основы законодательства о нотариате), удостоверение сделки является нотариальным действием, совершаемым нотариусами.

Приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156 (ред. от 24.11.2021) утвержден Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее Регламент).

Согласно Регламенту к объему информации, необходимой для удостоверения сделок, и порядок ее фиксирования отнесены следующие критерии:

пункт 23 - гражданскую дееспособность гражданина Российской Федерации, достигшего совершеннолетия нотариус устанавливает в соответствии со статьями 21, 26-30 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании документа, удостоверяющего личность, подтверждающего его возраст;

пункт 25 - наличие зарегистрированного брака у заявителя нотариус устанавливает из документа органов записи актов гражданского состояния и (или) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, или из установленного документа иностранного государства, подтверждающего регистрацию брака;

пункт 26 - информацию о наличии согласия на совершение сделки, выданного физическим или юридическим лицом, органом юридического лица, органом опеки и попечительства, финансовым управляющим, нотариус устанавливает по сведениям из представленных нотариусу документов (например, согласий, решений, распоряжений).

В установленных законодательством Российской Федерации случаях указанная информация может быть получена только из документов, удостоверенных нотариусом, или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Отношения владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов урегулированы статьей 35 Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Исключение из данного правила содержится в пункте 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому необходимость получения нотариально удостоверенного согласия другого супруга требуется для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке.

Приведенная норма права направлена на определение правового режима распоряжения имуществом, приобретенным супругами в браке.

В частности, при удостоверении сделок супругов по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделок, для которых установлена обязательная нотариальная форма, либо сделок, подлежащих обязательной государственной регистрации, нотариус обязан проверить наличие нотариально удостоверенного согласия другого супруга на совершение сделки.

Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 253 данного Кодекса, распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

В силу пункта 3 вышеуказанной нормы каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.

Согласно пункту 4 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности настоящим Кодексом или другими законами не установлено иное.

Применительно к пункту 4 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации таким законом является пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающий необходимость получения нотариально удостоверенное согласие другого супруга на совершение сделки, требующей государственной регистрации.

В силу положений статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылались представителя заинтересованных лиц ФИО1 и нотариуса ФИО2 для установления полномочий у участника совместной собственности на совершение сделки по распоряжению общим имуществом следует установить не только наличие необходимых полномочий на совершение сделки, но и наличие или отсутствие осведомленности другой стороны по сделке об отсутствии у участника совместной собственности полномочий на совершение сделки по распоряжению общим имуществом и обстоятельства, с учетом которых другая сторона по сделке должна была знать о неправомерности действий участника совместной собственности.

Между тем, рассматриваемое заявление не содержит требований об оспаривании сделки, потому для оценки действий нотариуса, удостоверившего договор дарения квартиры, в рамках настоящего заявления, следует установить наличие согласия супруга дарителя на совершение сделки, как того требует пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации и факт его предоставления нотариусу, что прямо предусмотрено пунктом 26 Регламента.

Более того, судебная коллегия отмечает, что сам факт расторжения брака не изменяет режим совместной собственности в отношении имущества, приобретенного в период брака.

Как предусмотрено статьей 45.1 Основ законодательств о нотариате текст нотариально оформляемого документа на бумажном носителе (свидетельство, удостоверяемая сделка, протокол и другие), а также удостоверительная надпись, исполнительная надпись должны быть изготовлены с помощью технических средств или написаны от руки и легко читаемыми. Использование карандаша или легко удаляемых с бумажного носителя красителей, а также наличие подчисток или приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений не допускается. В нотариально оформляемом документе на бумажном носителе, состоящем из нескольких листов, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью нотариуса, если законодательством не установлен иной способ обеспечения целостности такого документа.

Нотариальный документ на бумажном носителе (удостоверяемая сделка (включая доверенность), а также свидетельство, протест векселя, исполнительная надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом) в целях обеспечения проверки его достоверности должен иметь машиночитаемую маркировку, содержащую информацию, предусмотренную статьей 5.1 настоящих Основ.

Таким образом, поскольку согласие супруга на совершение сделки с недвижимым имуществом в силу норм Семейного кодекса Российской Федерации, является нотариальным действием, то согласие супруга должно быть оформлено нотариусом на бумажном носителе и содержать всю информацию, предусмотренную статьей 5.1 Основ.

Данный документ на бумажном носителе должен быть представлен нотариусу при удостоверении сделки по распоряжению общим имуществом супругов, требующим государственной регистрации права.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как видно из дела, брак супругов Галахина М.Ю. и ФИО1 зарегистрирован 14.08.2013, прекращен - 26.04.2022 (л.д. 12, 13).

В период брака супругами 16.09.2013 приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес> собственником которой указана ФИО1

При таком положении, учитывая приведенные выше нормы материального права, нотариус мог удостоверить сделку по дарению этой квартиры только при наличии представленного на бумажном носителе согласия супруга (или бывшего супруга) на распоряжение имуществом.

Между тем, материалами дела является установленным и не оспоренным заинтересованными лицами факт того, что нотариусу ФИО2 при совершении сделки 26.05.2022 дарителем ФИО1. не было представлено согласие супруга Галахина М.Ю. на распоряжение общим имуществом на бумажном носителе, содержащим все необходимые реквизиты и информацию.

Как указала ФИО1 она представила нотариусу фотографию данного документа в мессенджере WhatsApp.

Предоставление такого документа Регламентом не предусмотрено, потому осуществление действий по нотариальному удостоверению договора дарения квартиры, заключенного между ФИО1 и ФИО3 (дочерью ФИО1), равно как и внесение в пункт 8 этого договора сведений о предоставлении дарителем согласия супруга, а также направление данного документа для осуществления государственной регистрации, являются не правильными.

Сам факт нотариального удостоверения данного согласия Галахина М.Ю. этим же нотариусом ФИО2. 28.01.2022 (л.д. 94) не исключало обязанность нотариуса убедиться, что согласие передано ФИО1 и представлено для совершения сделки именно дарителем. Тем самым была бы подтверждена действительная воля бывшего супруга на распоряжение совместным имуществом, как и отсутствие каких-либо препятствии в распоряжении таким имуществом.

При таком положении требования заявления подлежат удовлетворению.

Вопреки утверждению заинтересованного лица, способ защиты нарушенного права избран заявителем верно, тем более, что в силу части 5 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия.

В этой связи для целей оспаривания сделки, на что указывает ФИО1 суду необходимо дать правовую оценку обстоятельствам, подтвержденным нотариусом при совершении нотариальных действий.

Довод представителя нотариуса ФИО2. Слащилиной О.А. о не направлении нотариусу решения суда на существо принятого судебного акта не влияет.

Дело рассматривается судом апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции, потому решение суда первой инстанции будет отменено.

Дело находится в краевом суде с 06.06.2023, однако нотариусом не заявлялась просьба ни об ознакомлении с материалами дела, ни о направлении в ее адрес решения суда. Между тем, согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 195-199, 327.1- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31.03.2023 (с учетом определения об исправления описки от 26.04.2023) отменить.

Заявление Галахина Михаила Юрьевича удовлетворить.

Признать неправильными действия нотариуса ФИО2

- по удостоверению 22.02.2022 договора дарения квартиры, с кадастровым номером , площадью 75 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> заключенного между ФИО1. и ФИО3

- по внесению в пункт 8 договора дарения квартиры сведений о предоставлении согласия супруга Галахина М.Ю., удостоверенного нотариусом ФИО2. 28.01.2022 по реестру

- по подаче в регистрирующий орган заявления о регистрации права на квартиру с кадастровым номером , площадью 75 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора дарения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.07.2023.

Председательствующий

Судьи

33-1239/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Галахин М.Ю.
Другие
Иванова М.А.
Галахина Е.Ю.
Сайфуллина О.М. нотариус
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.kam.sudrf.ru
07.06.2023Передача дела судье
06.07.2023Судебное заседание
06.07.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
20.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее