Дело № 2-1497/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2023 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Лапина С.Д.,
при секретаре – Зайтулаевой А.А.,
с участием представителя истца – Щегловой И.В.,
ответчика – ФИО1,
представителя ответчика – Панова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Керчи гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Администрация города Керчи Республики Крым, -
у с т а н о в и л:
23.05.2023 года Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи обратился в Керченский городской суд Республики Крым с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки в размере 532 800 руб. (л.д.1-3).
Требования мотивированы тем, что ФИО1, как лицу, жилое помещение которого повреждено в результате стихийного бедствия, выплачены денежные средства в размере 532 800 руб. для осуществления капитального ремонта поврежденного помещения в срок до 15.12.2022 года. Ответчик обязан был завершить ремонт в установленный срок и в течение 5 календарных дней после окончания капитального ремонта уведомить МВК о завершении капитального ремонта. В связи с невыполнением указанных обязательств ФИО1 обязан возместить полученную сумму как неосновательное обогащение. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права.
В судебном заседании представитель истца Щеглова И.В. поддержала заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что заявленная истцом сумма является неосновательным обогащением для ответчика и подлежит взысканию по правилам главы 60 ГК РФ. Доказательством недобросовестности ответчика является тот факт, что им в срок до 15.12.2022 года, в нарушение п. 32 приложения №3 Постановления Совета Министров Республики Крым №530 от 15.09.2021 года, не было подано уведомление в межведомственную комиссию об окончании ремонтных работ.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что доказательств недобросовестности ФИО1, истцом в материалы дела не представлено. В подписанном заявлении о перечислении денежных средств, сроки осуществления капитального ремонта не указаны. Фактически, с учетом зимнего периода, ремонтные работы в принадлежащем ответчику жилом помещении, выполнялись до весны в 2023 года, и после их окончания было направлено уведомление в адрес Администрации г. Керчи и межведомственной комиссии об окончании ремонтных работ.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании поддержал позицию своего представителя, отметив, что о сроках окончания ремонтных работ его никто не уведомлял, ни в устном, ни в письменном порядке.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства орган уведомлен надлежаще, что подтверждается журналом исходящей корреспонденции от 16.10.2023 года (список №202) Керченского городского суда (л.д.101), причины неявки в суд не сообщены.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора Администрация города Керчи Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства орган уведомлен надлежаще, что подтверждается журналом исходящей корреспонденции от 16.10.2023 года (список №202) Керченского городского суда (л.д.102), причины неявки в суд не сообщены.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения представителя истца, возражения ответчика и его представителя, допросив свидетеля, исследовав гражданское дело №2-1497/2023, полно всесторонне и объективно оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Частями 1, 5 статьи 11 ГПК РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Советом министров Республики Крым принято постановление от 15.09.2021 года N 530 "О предоставлении выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, возникшими на территории Республики Крым" (вместе с "Порядком и условиями предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 1327, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан").
Подпунктом "г" пункта 6 вышеприведенных Правил предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Выплата предоставляется гражданам 1 раз применительно к одному жилому помещению (п. 6).
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Судом установлено, что 29.09.2022 года ФИО1 обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи с заявлением о перечислении ему выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в его собственности, поврежденных в результате обильного выпадения осадков и подтоплений территории поселений 17 июня 2021 года в г. Керчи (л.д.4).
29.09.2022 года решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, оформленного протоколом, ФИО1 назначена выплата в размере 532 800 рублей (л.д.5).
Денежные средства в размере 532 800 рублей перечислены ответчику, что подтверждается платежным поручением №328742 от 30.09.2022 года (л.д.8).
В соответствии с п.32 Постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 года N 530, гражданин, получивший выплату, обязан осуществить капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в срок до 15 декабря года, в котором получена такая выплата. В течение 5 календарных дней после окончания капитального ремонта гражданин направляет уведомление о завершении капитального ремонта в адрес МВК, принявшей решение о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения непригодным для проживания. В течение 3 рабочих дней после получения от гражданина уведомления о завершении капитального ремонта МВК проводит осмотр жилых помещений, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение. Копия акта приобщается к личному делу.
В случае невыполнения гражданином обязательств, указанных в пункте 32 настоящего Порядка, гражданин в срок, не превышающий 30 календарных дней, обязан возместить полученную выплату в добровольном порядке, а в случае спора или невозврата выплата взыскивается в судебном порядке (пункт 33).
21.12.2022 года Администрация города Керчи обратилась к ответчику с требованием (претензией) о возврате полученной выплаты, поскольку до 15.12.2022 года (включительно) уведомление о завершении капитального ремонта жилого помещения в межведомственную комиссию не поступало, и невозможно проконтролировать целевое использование денежных средств (л.д.11).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Установлению подлежат обстоятельства того, имела ли место со стороны ФИО1 недобросовестность в получении мер социальной поддержки. При этом, добросовестность гражданина по требованиям о взыскании мер социальной поддержки презюмируется.
Применительно к установленным обстоятельствам данного дела не установлено, что ФИО1 при обращении в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи действовал обманным путем либо с признаками отклонения от добросовестного поведения.
В типовом заявлении поданным ФИО1 в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи о выплате денежных средств, в графе ознакомления с условиями перечисления предоставленной выплаты, срок в течение которого заявитель обязуется осуществить капитальный ремонт, не указан (стоит прочерк) -/л.д.4/.
Каких-либо доказательств подтверждающих, что ФИО1 было достоверно известно о необходимости окончания ремонтных работ до 15.12.2022 года, стороной истца в суд не представлено.
Поскольку истец не предоставил доказательств в подтверждение того, что ответчику при обращении в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи была разъяснена обязанность, установленная п. 32 Постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 года N 530, следовательно, истцом добросовестность ФИО1 не опровергнута, что не позволяет в качестве неосновательного обогащения взыскать полученные ответчиком суммы.
Более того, не может суд не учесть и то обстоятельство, что объективно окончить ремонтные работы в течение 2,5 месяцев в осенне-зимний период, с учетом повреждений, их характера и необходимого объема строительных работ, не представляется возможным.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 пояснил, что выполнял ремонтные работы в жилом помещении истца. Указал на то, что предварительно помещение необходимо было высушить от влаги. Строительные работы были окончены весной 2023 года. И не смотря на это, в одном помещении на стенах выступили мокрые пятна, в связи с чем часть работ необходимо было выполнить заново.
Суд принимает во внимание пояснения свидетеля, оснований не доверять им либо ставить под сомнение, у суда не имеется.
С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу об отказе Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи в удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
р е ш и л:
Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Д.Лапин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2023 года.
Судья С.Д.Лапин