Решение по делу № 2-664/2021 (2-6320/2020;) от 25.11.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года                                      г. Видное Московская область

Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Портновой Е.Н., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 городского округа Московской области к ФИО2 о сносе самовольных построек,

УСТАНОВИЛ:

Истец Администрация Ленинского городского округа Московской области обратилась в суд с иском к ответчику ФИО2, в котором просил признать строение с кадастровым номером , расположенное на земельном участке с кадастровым номером , а также строение с кадастровым номером , возведенное на земельном участке с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, самовольными постройками и обязать ФИО2 осуществить их снос cвоими силами или за свой счет.

В обоснование иска указано, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. ответчику принадлежит земельный участок общей площадью 596 кв.м. с кадастровым номером номер и дата государственной регистрации права: от ДД.ММ.ГГГГ. На указанном земельном участке расположены объекты капитального строительства - нежилые здания с кадастровым номером , площадью 217,2 кв.м. и с кадастровым номером . Право собственности на объекты зарегистрировано.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ. комиссией по вопросам самовольного строительства на территории Ленинского городского округа Московской области на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли и общественного питания, было установлено, что земельный участок используется под размещение автомойки и станции технического обслуживания автомобилей, что по мнению истца свидетельствует о том, что ответчиком данный земельный участок не используется по целевому назначению - объекты торговли и общественного питания.

Вместе с тем истец ссылается на то, что строительство было осуществлено без получения необходимых разрешений, а также возведенное строение нарушает права и законные интересы истца.

В судебном заседании представитель Администрации Ленинского городского округа Московской области исковые требования поддержал, по доводам и основаниям, изложенным в иске, ссылаясь на то, что в заключении судебной экспертизы экспертом описаны нарушения, на основании которых строения подлежат сносу.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила возражения, а также сведения об устранении установленных экспертом нарушений.

        Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, пояснения по делу не представил.

Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представила согласие на размещение нежилого здания.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск администрации Ленинского городского округа Московской области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса определено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

В силу п.1 ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Соответственно, отсутствие такого разрешения не может являться также единственным и достаточным основанием для сноса самовольной постройки в тех случаях, когда право собственности на такую постройку уже зарегистрировано в установленном законом порядке.

Судом установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ответчику принадлежит земельный участок общей площадью 596 кв.м. с кадастровым номером , номер и дата государственной регистрации права: от ДД.ММ.ГГГГ. На указанном земельном участке расположены объекты капитального строительства - нежилые здания с кадастровым номером , площадью 217,2 кв.м. и с кадастровым номером . Право собственности на объекты зарегистрировано.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ. комиссией по вопросам самовольного строительства на территории Ленинского городского округа Московской области на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли и общественного питания, было установлено, что земельный участок используется под размещение автомойки и станции технического обслуживания автомобилей, что свидетельствует о том, что, предположительно, ответчиком данный земельный участок не используется по целевому назначению - объекты торговли и общественного питания.

В ходе рассмотрения спора судом была назначена судебная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено АНО Центр Судебной Экспертизы «Гарант».

По результатам проведенного исследования экспертами выявлено, что самовольно возведенные ответчиком строения с кадастровым номером и с кадастровым номером частично расположены за границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>: нежилое здание с кадастровым номером выходит за границы земельного участка с северной стороны на 0,21 - 0,26 м, площадь здания, выходящая за пределы границ земельного участка, составляет 5,2 кв.м., нежилое здание с кадастровым номером с северной стороны выходит за границы земельного участка на 0,34 - 0,4 м, площадь здания, выходящая за пределы границ земельного участка составляет 14,1 кв.м, а с восточной стороны на 0,0 - 0,83 м, площадь здания, выходящая за пределы границ ЗУ с восточной стороны составляет 3,3 кв.м.

Также выявлено, что самовольно возведенное ответчиком строение с кадастровым номером по адресу: <адрес>, соответствует строительно-техническим нормам и правилам и не соответствует правилам землепользования и застройки (отступ от границ участка менее 3-х метров, площадь застройки участка больше допустимой), а также не соответствует СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», т.к. не оборудовано системой оповещения о пожаре и управления эвакуации людей.

    Строение с кадастровым номером создает угрозу жизни и здоровью граждан, т.к. не оборудовано системой оповещения о пожаре и управления эвакуации людей, нарушает права и законные интересы третьих лиц, т.к. отступ от границ менее 3-х метров, также здание частично расположено на соседних участках ().

Вместе с тем, строение с кадастровым номером по адресу: <адрес>, соответствует строительно-техническим нормам и правилам и не соответствует правилам землепользования и застройки (отступ от границ участка менее 3-х метров, площадь застройки участка больше допустимой), а также не соответствует СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», т.к. не оборудовано системой управления эвакуации людей, создает угрозу жизни и здоровью граждан, т.к. не оборудовано системой управления эвакуации людей, нарушает права и законные интересы третьих лиц, т.к. отступ от границ менее 3-х метров, также здание частично расположено на соседних участках (КН ).

Экспертом установлено также, что нарушение СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» являются устранимым, здания возможно оборудовать системой оповещения о пожаре и управления эвакуации людей. Нарушение правил землепользования и застройки (отступ от границ участка менее 3-х метров, площадь застройки участка является больше допустимой) является не устранимым.

Также, в нежилом здании с кадастровым номером расположены автосервис и магазин.

В нежилом здании с кадастровым номером расположен магазин.

Таким образом, самовольно возведенное строение с кадастровым номером частично не соответствует целевому использованию земельного участка с кадастровым номером (объекты торговли и общественного питания). Самовольно возведенное строение с кадастровым номером частично соответствует целевому использованию земельного участка с кадастровым номером (объекты торговли и общественного питания).

Опрошенный в судебном заседании эксперт АНО Центр Судебной Экспертизы «Гарант» ФИО4 указал, что нарушения являются устранимыми.

Ответчиком представлено заключение специалиста по внесудебной строительно-технической экспертизе, произведенной специалистом ООО «Эксперт М» ФИО5, из которого следует, что все вышеуказанные нарушения ответчиком были устранены.

Из заключения следует, что по результатам визуально-инструментального обследования специалистом были определены основные характеристики нежилых зданий с кадастровыми номерами , расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами по адресу: <адрес>, с указанием общей площади, количества этажей, материалов конструкций и иных параметров.

Основные характеристики нежилого здания с кадастровым номером ; Этажность – один (включаются только надземные этажи здания, а также цокольные этажи, если верх перекрытия цокольного этажа возвышается над уровнем планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.; Количество этажей – один (включаются все этажи здания, включая подвальный; Конструктивная система здания – каркасная; Пространственная жесткость здания - пространственная жесткость обеспечивается за счет совместной работы колонн, горизонтальных балок, связей жесткости, а также стеновых и кровельных прогонов, образующих геометрически неизменяемую систему; Фундамент здания – монолитная ж/б плита; Несущий каркас здания – каркас, состоящий из колонн, горизонтальных балок, связей жесткости, а также стеновых и кровельных прогонов, выполненных из профилированного металлопроката (сталь); Наружные вертикальные ограждающие конструкции здания – навесные фасадные панели и металлические профилированные листы по каркасу; Наружные горизонтальные ограждающие конструкции здания – металлические профилированные листы по стальному несущему каркасу; Перегородки в здании – блочные (ячеистобетонные блоки); Оконные конструкции – оконные блоки из ПВХ профилей; Дверные конструкции – деревянные, ПВХ и алюминиевые дверные блоки; Общая площадь здания в пределах внутренней поверхности наружных стен согласно Приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0393 [4] – 273.8 кв.м.; Площадь с учетом всех частей (помещений) здания – 268.6 кв.м.; Площадь застройки здания – 303.5 кв.м.; Коммуникации (сети инженерно-технического обеспечения) в здании – автономное водоснабжение, автономная канализация, автономное отопление, электроснабжение, видеонаблюдение.

Учитывая наличие у нежилых зданий с кадастровыми номерами монолитных ж/б фундаментов и жестко связанных с ними, в т.ч. друг с другом, конструктивных элементов несущего каркаса, специалист определил, что перемещение указанных объектов невозможно осуществить без несоразмерного ущерба их назначению, что позволяет отнести данные постройки к объектам капитального строительства. Исходя из имеющихся производственных процессов, принятых объемно-планировочных решений, а также вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером специалист определил, что нежилые здания с кадастровыми номерами по своему функциональному назначению являются постройками, предназначенными для размещения объектов розничной и мелкооптовой торговли.

Оценка соответствия нежилых зданий с кадастровыми номерами (исследуемых зданий) строительно-техническим градостроительным, а также противопожарным нормам и правилам проводилась специалистом на основании общих требований, предъявляемых к зданиям, строениям и сооружениям общественного назначения, предназначенным для размещения предприятий розничной и мелкооптовой торговли. В результате проведенного исследования (см.п.2.2. По вопросу ) специалистом определено, что нежилые здания с кадастровыми номерами на момент обследования соответствуют: требованиям механической безопасности (по техническому состоянию конструкций); требованиям пожарной безопасности (по допустимой высоте и площади этажа пожарного отсека в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания; по противопожарным разрывам между зданиями и сооружениями; по количеству эвакуационных выходов; по высоте и ширине эвакуационных выходов в свету; по наличию системы оповещения о пожаре и управления эвакуации людей); требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям (по возможности размещения необходимого состава помещений; по высоте помещений; по высоте отметки площадки перед входом в здание); санитарно-эпидемиологическим требованиям (по наличию инженерных коммуникаций; по защите здания от образования конденсационной влаги в наружных ограждающих конструкциях, а также по защите наружных ограждающих конструкций от промерзания; по уровню естественного освещения; по защите здания от проникновения дождевых, талых и грунтовых вод); требованиям, предъявляемым к безопасности для пользователей; требованиям, предъявляемым к охране окружающей природной среды, в т.ч. экологическим нормам; требованиям градостроительных норм и правил, в т.ч. правилам застройки (по количеству надземных этажей; по расстоянию до жилых зданий; по коэффициентам застройки и плотности застройки земельных участков; по максимальному проценту застройки земельных участков); требованиям, предъявляемым к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства (не расположены в границах охранной зоны ЛЭП).

Также в результате проведенного исследования (п.2.2. по вопросу ) специалистом определено, что нежилые здания с кадастровыми номерами на момент обследования не соответствуют: требованиям градостроительных норм и правил, в т.ч. правилам застройки (по минимальным отступам от границ участков). При ответе на вопрос (п.3.2 о вопросу ) специалистом было определено, что нежилые здания с кадастровыми номерами на момент обследования не соответствуют: требованиям градостроительных норм и правил, в т.ч. правилам застройки (по минимальным отступам от границ участков).

Несоответствия требованиям градостроительных норм и правил, в т.ч. правилам застройки, заключаются в следующем: расстояния от нежилого здания с кадастровым номером до границ со смежными земельными участками с кадастровыми номерами составляют менее 3,0 м. (по факту расстояния составляют 2,32 м. и 0,41 м.), что является отступлением от требований «Правил землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа Московской области»; расстояние от нежилого здания с кадастровым номером до границ со смежным земельным участком с кадастровым номером составляет менее 3.0 м. (по факту расстояние составляет 1.07 м.), что является отступлением от требований «Правил землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа Московской области».

Несоответствия (отклонения), выявленные специалистом в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами , являются устранимыми.

Также специалистом приведены способы устранения выявленных несоответствий:

Для устранения несоответствий требованиям градостроительных норм и правил, в т.ч. правилам застройки, в части минимальных отступов от границ земельных участков, ФИО2 необходимо обратиться в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области за предоставлением Государственной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Московской области» (и впоследствии, посредством проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, согласовать с органом местного самоуправления фактические отступы от границ земельных участков); либо произвести согласование о размещении нежилых зданий с кадастровыми номерами с собственником (собственниками) смежных земельных участков с кадастровыми номерами чьи права и охраняемые законом интересы могут быть нарушены в результате несоблюдения норм.

В случае устранения несоответствий вышеуказанными способами нежилые здания с кадастровыми номерами будут в полной мере соответствовать действующим строительно-техническим, градостроительным, а также противопожарным нормам и правилам, выполнение которых требуется для строительства и эксплуатации построек

В результате проведенного исследования специалистом сделан вывод о том, что функциональное назначение нежилых зданий с кадастровыми номерами соответствует видам разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами

Вместе с тем стоит отметить, что сведения о видах разрешенного использовании земельного участка с кадастровым номером имеют статус «актуальные незасвидетельствованные»; при этом, учитывая расположение данного участка в границах территориальной зоны «О-1», на нём может быть предусмотрено размещение магазинов, что подтверждается «Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа Московской области».

В результате проведенного исследования специалистом установлено, что нежилые здания с кадастровыми номерами расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , принадлежащих на праве собственности ФИО2.

В результате проведенного исследования специалист определил, что процент застройки земельных участков с кадастровыми номерами 35% (490,4 кв.м./1383 кв.м.*100%).

Также в результате проведенного исследования специалистом сделан вывод о том, что процент застройки земельных участков с кадастровыми номерами соответствует требованиям Правил землепользования и застройки муниципального образования.

В судебном заседании допрошен специалист ФИО5, который пояснил, что ответчиком ФИО6 устранены выявленные нарушения, следовательно, нежилые здания с кадастровыми номерами не нарушают нормы в результате применения которых на обязательных основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», следовательно не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом также исследованы доказательства, а именно согласие на размещения нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ. от ФИО9, в котором третье лицо не возражает против размещения нежилого здания с кадастровым номером площадью 273,8 кв.м., расположенного на земельных участках с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположенного на расстоянии 2,32 метра от границы её земельного участка с кадастровым номером , который принадлежит ФИО9 на праве собственности (запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Также установлено судом, что согласно соглашению о расторжении от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2 расторгла договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. с ИП ФИО7, помещение площадью 322 кв.м., с кадастровым номером передано 01.11.2021г. по акту приема-передачи. В указанном помещении ранее располагался автосервис, деятельностью которого занимался ИП ФИО7, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 18.11.2021г.

Таким образом, анализируя вышеуказанные нормы права, письменные доказательства и заключение строительно-технической экспертизы в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Администрации Ленинского городского округа Московской области, поскольку вышеуказанная самовольная постройка возведена истцом за счет собственных средств на земельном участке, отведенном для этих целей, находящемся в собственности истца, с соблюдением действующих строительных норм и правил, в пределах границ земельного участка, а имеющиеся нарушения были устранены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Администрации Ленинского городского округа Московской области о признании строения с кадастровым номером , возведенного ФИО2 на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, Ленинский городской округ, <адрес>, а также строения с кадастровым номером , возведенного ФИО2 на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, самовольными постройками и обязании ответчика снести их своими силами или за свой счет, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья                                                                                       Е.Н. Портнова

2-664/2021 (2-6320/2020;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Ленинского г.о. МО
Ответчики
Дементьева Татьяна Владимировна
Другие
Петросян Сусанна Аркадьевна
Министерство строительного комплекса МО
Министерство жилищной политики Московской области
Суд
Видновский городской суд Московской области
Судья
Портнова Е.Н.
Дело на странице суда
vidnoe.mo.sudrf.ru
25.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2020Передача материалов судье
27.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
30.09.2021Производство по делу возобновлено
30.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее