Дело № 2-354/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Богачевой Е.Б.,
при секретаре Чемодановой А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплогазсервис» о возложении обязанности заключить договор страхования опасного производственного объекта, выполнить мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта в исправном и безопасном состоянии
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Костромского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Теплогазсервис» о возложении обязанности заключить договор страхования опасного производственного объекта, выполнить мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта в исправном и безопасном состоянии, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Костромского района в марте 2020 года в соответствии с поручением прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной безопасности в деятельности ООО «Теплогазсервис», которым осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта «Система теплоснабжения № 3», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены существенные нарушения требований указанного законодательства.
Так, в ходе проверки установлено, что ООО «Теплогазсервис» на территории Костромского района осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - «Системы теплоснабжения № 3» peг. №, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В нарушение указанных требований в ходе проведения проверки не представлено информации об осуществлении страхования гражданской ответственности ООО «Теплогазсервис» на указанном выше опасном производственном объекте.
В соответствии с ч. 1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Прокуратурой района 03.03.2020 совместно со специалистом государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям ЦУ Ростехнадзора Х.В.Н., с участием представителя ООО «Теплогазсервис» по доверенности П.И.С. проведена проверка эксплуатации указанного выше опасного производственного объекта, составлен акт проверки.
По результатам проверки на опасном производственном объекте - «Система теплоснабжения № 3 .», peг. №, III класс опасности, по адресу: <адрес> (Далее - ОПО) выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере промышленной безопасности: - не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта в исправном и безопасном состоянии, а именно допущено разрушение кирпичной кладки здания котельной, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пп. 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 (Далее - Правила);
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно применяются манометры и напоромеры с истекшим сроком поверки (последняя поверка проводилась в 2015-16 году), чем нарушены ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; ст. 9, 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Далее - Федеральный закон № 102-ФЗ);
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно отсутствуют должностные и производственные инструкции а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ;
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно не проводится техническое обслуживание и ремонт ОПО, обеспечивающее содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии (отсутствуют графики ТО и ТР, в журналах настройки КИПиА последние записи датированы 2015 годом), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 9 Правил;
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно отсутствуют сигнализаторы загазованности (по метану и оксиду углерода) в помещении котельной с установленным газоиспользующим оборудованием, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пп. а п. 70, п. 71 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (Далее - Технический регламент);
- работники, занятые эксплуатацией ОПО, не проходят периодические медицинские осмотры, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ;
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно при эксплуатации наружных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг грунтовых условий (выявление просадки грунта и иных явлений, которые могут повлиять на безопасность эксплуатации наружных газопроводов), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 68 Технического регламента;
- не обеспечено проведение аттестации генерального директора ООО «Теплогазсервис» С.Е.В. в области промышленной безопасности как руководителя организации, эксплуатирующей ОПО, чем нарушены требования ст. 9, п. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ; пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365;
- положение по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «Теплогазсервис» не содержит требований о том, что Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен: не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности, чем нарушены ст. 9, ст. 11 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263;
- положение по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «Теплогазсервис» содержит ссылки в п. 14.1 на недействующий приказ Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007, чем нарушены требования ст. 9, ст. 11 Федерального закона № 116-ФЗ; Приказ Ростехнадзора от 08.11.2019 № 430;
- не действительны протоколы № и № от ДД.ММ.ГГГГ проверки знаний правил работы в тепловых энергоустановках операторов котельной С.Г.А. и Ш.В.М. в связи с отсутствием аттестации в области промышленной безопасности у членов аттестационной комиссии, чем нарушены требования ст. 9, п. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ; пп. «г» п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365;
- на предприятии не определен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации на опасном производственном объекте, чем нарушены требования статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пункт 9 Правил;
- в ООО «Теплогазсервис» отсутствует Перечень газоопасных работ, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2.1.6 Правил;
- сведения, характеризующие ОПО, содержат данные, не соответствующие фактическим (сведения содержат в своем составе 6 котлов, а фактически 5 котлов, один демонтирован), чем нарушены требования ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 7, п. 8, п. 14 Требовании к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных, приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 №495;
- отсутствует обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО, чем нарушены требования ст. 15 Федерального закона № 116-ФЗ.
По результатам проверки в адрес ООО «Теплогазсервис» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако до настоящего времени организацией ответ на представление не предоставлен, выявленные нарушения не устранены.
Непринятие мер к ликвидации выявленных нарушений и созданию состояния промышленной безопасности к эксплуатации объекта промышленной опасности создает риск аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, нарушает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества. Заключение договора страхования гражданской ответственности обусловлена большой вероятностью возникновения аварий, которые могут стать причиной гибели огромного числа людей, возникновения значительного материального ущерба.
В связи с вышеизложенным прокурор Костромского района в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ и обратился с исковым заявлением в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Лобова А.Е., представляющая интересы прокурора Костромского района Костромской области и действующая по поручению, исковые требования поддержала частично, не поддержав требования в части обязания заключить договор страхования опасного производственного объекта, котельной в <адрес>, поскольку это требование выполнено ответчиком добровольно, в остальной части требования конкретизировала, обозначив конкретные мероприятия, которые необходимо ответчику выполнить для устранения выявленных недостатков и пояснила, что до настоящего времени эти нарушения ООО «Теплогазсервис» не устранены.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Теплогазсервис» не явился. о дне слушания уведомлены надлежащим образом и своевременно, направили в суд ходатайство в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие.
В судебное заседание третье лицо по делу – Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора Костромской области своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
Из материалов дела следует, что ООО «Теплогазсервис» на территории Костромского района осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - «Системы теплоснабжения №» peг. №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Костромского района Костромской области ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям ЦУ Ростехнадзора Х.В.Н., с участием представителя ООО «Теплогазсервис» по доверенности П.И.С. проведена проверка эксплуатации указанного выше опасного производственного объекта.
По результатам проверки на опасном производственном объекте - «Система теплоснабжения № 3 .», peг. № А17-03733-0004, III класс опасности, по адресу: 157932, <адрес> (Далее - ОПО) выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере промышленной безопасности: - не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта в исправном и безопасном состоянии, а именно допущено разрушение кирпичной кладки здания котельной, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пп. 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 (Далее - Правила);
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно применяются манометры и напоромеры с истекшим сроком поверки (последняя поверка проводилась в 2015-16 году), чем нарушены ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; ст. 9, 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Далее - Федеральный закон № 102-ФЗ);
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно отсутствуют должностные и производственные инструкции а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ;
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно не проводится техническое обслуживание и ремонт ОПО, обеспечивающее содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии (отсутствуют графики ТО и ТР, в журналах настройки КИПиА последние записи датированы 2015 годом), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 9 Правил;
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно отсутствуют сигнализаторы загазованности (по метану и оксиду углерода) в помещении котельной с установленным газоиспользующим оборудованием, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пп. а п. 70, п. 71 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (Далее - Технический регламент);
- работники, занятые эксплуатацией ОПО, не проходят периодические медицинские осмотры, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ;
- не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание ОПО в исправном и безопасном состоянии, а именно при эксплуатации наружных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг грунтовых условий (выявление просадки грунта и иных явлений, которые могут повлиять на безопасность эксплуатации наружных газопроводов), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 68 Технического регламента;
- не обеспечено проведение аттестации генерального директора ООО «Теплогазсервис» С.Е.В. в области промышленной безопасности как руководителя организации, эксплуатирующей ОПО, чем нарушены требования ст. 9, п. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ; пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365;
- положение по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «Теплогазсервис» не содержит требований о том, что Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен: не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности, чем нарушены ст. 9, ст. 11 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263;
- положение по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «Теплогазсервис» содержит ссылки в п. 14.1 на недействующий приказ Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007, чем нарушены требования ст. 9, ст. 11 Федерального закона № 116-ФЗ; Приказ Ростехнадзора от 08.11.2019 № 430;
- не действительны протоколы № и № от ДД.ММ.ГГГГ проверки знаний правил работы в тепловых энергоустановках операторов котельной С.Г.А. и Ш.В.М. в связи с отсутствием аттестации в области промышленной безопасности у членов аттестационной комиссии, чем нарушены требования ст. 9, п. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ; пп. «г» п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365;
- на предприятии не определен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации на опасном производственном объекте, чем нарушены требования статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пункт 9 Правил;
- в ООО «Теплогазсервис» отсутствует Перечень газоопасных работ, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2.1.6 Правил;
- сведения, характеризующие ОПО, содержат данные, не соответствующие фактическим (сведения содержат в своем составе 6 котлов, а фактически 5 котлов, один демонтирован), чем нарушены требования ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 7, п. 8, п. 14 Требовании к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных, приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 №495;
По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), в адрес ООО «Теплогазсервис» ДД.ММ.ГГГГ направлено представление, об устранении выявленных нарушений (л.д.№)
В судебном заседании установлено и не отрицается ответчиком, что до настоящего времени ООО «Теплогазсервис», выявленные нарушения не устранены.
Принимая во внимание, что непринятие мер к ликвидации выявленных нарушений и созданию состояния промышленной безопасности к эксплуатации объекта промышленной опасности создает риск аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, нарушает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, суд приходит к выводу, что ответчику следует заключить договор страхования опасного производственного объекта, выполнить мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта в исправном и безопасном состоянии.
При таких обстоятельствах требования прокурора Костромского района Костромской области обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Костромского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплогазсервис» о возложении обязанности выполнить мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта в исправном и безопасном состоянии, удовлетворить.
Обязать ООО «Теплогазсервис», юридический адрес: <адрес>, ИНН 4415006543, ОГРН 1094437000350, выполнить мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта системы теплоснабжения № 3 по адресу: <адрес>, в исправном и безопасном состоянии, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:
- привести в нормативное состояние кладку здания котельной;
- заменить неисправные манометры и напоромеры применяемые на объекте ОПО;
- разработать должностные и производственные инструкции, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- провести техническое обслуживание ОПО;
- установить сигнализаторы загазованности (по метану и оксиду углерода) в помещении котельной с установленным газоиспользующим оборудованием;
- организовать медицинские осмотры работников, занятых на эксплуатации опасно производственного объекта;
- организовать мониторинг грунтовых условий при эксплуатации наружных газопроводов;
- генеральному директору ООО «Теплогазсервис» пройти аттестацию в области промышленной безопасности как руководителя организации, эксплуатирующей ОПО;
- дополнить положение по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «Теплогазсервис» требованиями п. 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263;
- исключить из Положения по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «Теплогазсервис» ссылки на недействующие правовые акты;
- организовать аттестацию в области промышленной безопасности операторов котельной С.Г.А. и Ш.В.М.;
-разработать и утвердить порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации на опасном производственном объекте;
- разработать и утвердить перечень газоопасных работ;
- актуализировать сведения об опасном производственном объекте в государственном реестре опасных производственных объектов в части наличия котлов.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья Е.Б.Богачева
Мотивированное решение изготовлено 05.11.2020 года.
Судья Е.Б.Богачева