Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года г.Октябрьский, РБ
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Митюгова В.В., при секретаре Ахметхановой А.А., с участием ст.помощника прокурора Хафизовой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-681/2018 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан, действующего в интересах граждан и неопределенного круга лиц к Шафиков И. И. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> Республики Башкортостан, действуя в интересах граждан и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Шафиков И. И. о прекращении действия права управления транспортными средствами. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. Шафиков И. И., имеющий право управления транспортными средствами - водительское удостоверение на право управления транспортным средством № от ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете врача нарколога с диагнозом «<данные изъяты>» с июля 2017 года, стойкая ремиссия отсутствует. Управляя автотранспортными средствами, Шафиков И. И., имеющий медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Шафиков И. И. в связи с ухудшением его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами до его полного излечения от заболевания «Опийная наркомания».
Ст. помощник прокурора Хафизова А.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Шафиков И. И. в судебное заседание не явился, о дате, врмени и месте рассмотрения дела извещался по месту проживания, однако почтовая корреспонденция возвращена с отметкой об истечении срока хранения, согласно рапорта ИДПС ОГИБДД ОМВД РФ по <адрес> вручить повестку о явке в суд не представилось возможным, в связи с тем, что дверь никто не открыл.
Представитель Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республики Башкортостан, представитель ГБУЗ ГБ № <адрес> Республики Башкортостан, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно п.2 ст.289 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав ст.помощника прокурора <адрес> РБ, оценив материалы дела, в пределах заявленных исковых требований и представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (ред. от 03.07.2016) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (статья 23 названного Федерального закона).
Статьей 24 Федеральным закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" для лиц больных наркоманией, установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
Из материалов дела следует, что Шафиков И. И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение категории №
По сведениям наркологического отделения ГБУЗ РБ «Городская больница № <адрес>» Шафиков И. И. с июля 2017 года состоит на диспансерном учете с диагнозом «<данные изъяты>». Наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее года при диагнозе «Употребление с вредными последствиями» - нет, в связи с чем он не может быть снят с диспансерного учета.
Вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ сведений о снятии административного ответчика с учета, соответствующего заключения комиссии учреждения, в котором наблюдается административный ответчик, либо лечащего врача в материалы дела не представлено.
Наличие у ответчика вышеуказанного заболевания свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья, которое в силу ст. 28 Закона «О безопасности дорожного движения» влечет прекращение права на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, что препятствует управлению им транспортными средствами и может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Таким образом, в силу отсутствия доказательств в подтверждение прохождения специального лечения, полного выздоровления, а также принятия медицинским учреждением решения, свидетельствующего о снятии с учета ответчика в связи со стойкой ремиссией, суд, основываясь на том, что имеющееся у ответчика заболевание препятствует безопасному управлению транспортными средствами, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Одновременно с этим суд разъясняет, что в силу ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» возврат водительского удостоверения осуществляется после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1191 «Об утверждении правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами».
Руководствуясь ст.ст. ст. 175-180 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан, действующего в интересах граждан и неопределенного круга лиц к Шафиков И. И. о прекращении действия права управления транспортными средствами - удовлетворить.
Прекратить действие права Шафиков И. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами в связи с ухудшением здоровья, препятствующим безопасному управлению транспортными средствами, до его полного излечения от заболевания «<данные изъяты>».
Взыскать с Шафиков И. И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья В.В. Митюгов