Дело № 2а-3634/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2018 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Глова Т.М.,
с участием Зарницыной Г.С., представителя Минобрнауки Республики Коми, ГОУДПО «КРИРО» Бобрышевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зарницыной Г.С. к Центу аттестации педагогических работников государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Коми республиканского института развития», Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о признании проведенной аттестации, решения незаконными, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Зарницына Г.С., обратившись в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным иском к Центу аттестации педагогических работников ГОУДПО «КРИРО», с учетом уточнений просила признать аттестацию на присвоение первой квалификационной категории по должности «...» проведенной с нарушением Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276, признании решения Республиканской аттестационной комиссии от 25.01.2018 незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем организации заседания аттестационной комиссии для решения вопроса о присвоении первой квалификационной категории по должности «...» с 31.01.2018.
В обоснование административного иска указано, что 11.01.2018 Зарницына Г.С. сдала экзамен на присвоение первой квалификационной категории по должности «...». Центром аттестации педагогических работников государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Коми республиканского института развития» по результатом экзамена принято решение о признании Зарницыной Г.С. не аттестованной. Административный истец считает, что аттестация на присвоение первой квалификационной категории по должности ...» проведена с нарушением Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276, в связи с чем, выводы проведенной аттестации являются неверными, что нарушает ее права и законные интересы.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Минобрнауки Республики Коми, в качестве заинтересованных лиц - ГОУДПО «КРИРО», МАОУ «СОШ» с. Летка Прилузского района.
Зарницына Г.С. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель Минобрнауки Республики Коми, ГОУДПО «КРИРО» Бобрышева Н.А. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на необоснованность требований.
МАОУ «СОШ» с. Летка Прилузского района извещено о времени и месте рассмотрения административного дела в порядке, предусмотренном ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Положениями ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (ч. 1). Проведение аттестации в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3).
Процедура аттестации педагогических работников установлена Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
Пункт 24 Порядка предусматривает, что аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (п. 26 Порядка).
Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию (п. 27 Порядка).
В соответствии с п. 36 Порядка первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662; выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных п. 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы (п. 38).
В силу п. 39 Порядка по результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория); отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии (п. 40 Порядка)
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения (п. 41 Порядка).
Согласно п. 45 Порядка результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства образования Республики Коми от 23.06.2015 № 127 создана Республиканская аттестационная комиссия для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Коми, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Указанный приказ утверждает регламент работы Республиканской аттестационной комиссии для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Коми, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Комиссия формируется Министерством образования Республики Коми из числа руководителей и специалистов структурных подразделений Министерства, представителей иных органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных организаций, работников образовательных организаций (п. 2.1 Регламента).
Аттестация педагогических работников проводится на основе всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников (п. 3.1 Регламента).
Для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников Комиссией формируется реестр экспертов. В реестр включаются высококвалифицированные, прошедшие соответствующее обучение специалисты, в том числе педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию, специалисты органов управления образованием и различных предметных областей, руководители и работники организаций дополнительного профессионального образования, руководители и работники методических служб, представители общественных организаций (п. 3.2 Регламента).
Основанием для проведения аттестации является заявление педагогического работника. Вместе с заявлением педагогический работник предоставляет аттестационные материалы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными Порядком аттестации (п. 4.1 Регламента).
Аттестационные материалы педагогических работников образовательных организаций на установление соответствия первой (высшей) квалификационной категории рассматриваются экспертами, включенными в реестр экспертов (п. 4.2 Регламента).
Итоговое экспертное заключение экспертной группы с оценкой профессиональной деятельности педагогического работника является основанием для принятия решения Комиссией (п. 4.3 Регламента).
Судом установлено, что 29.12.2017 Зарницыной Г.С., работающей ... в МАОУ «СОШ» с. Летка Прилузского района, подано заявление и материалы педагогической деятельности в Республиканскую аттестационную комиссию на прохождение аттестации на первую квалификационную категорию в форме экзамена.
11.01.2018 Зарницына Г.С. прошла автоматизированное тестирование и выполнила письменную часть аттестационного экзамена, которые в последствии были переданы в экспертную группу.
25.01.2018 по результатам рассмотрения аттестационных материалов и экспертного заключения, с учетом большинства голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии, Республиканской аттестационной комиссий принято решение об отказе в установлении административному истцу первой квалификационной категории, что подтверждается протоколом заседания Республиканской аттестационной комиссии от 25.01.2018.
Согласно Приказу Минобрнауки Республики Коми от 25.01.2018 № 12-нк Заницыной Г.С. - ... в МАОУ «СОШ» с. Летка Прилузского района отказано в установлении первой квалификационной категории с 25.01.2018.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания аттестации, проведенной в нарушением установленного порядка.
Проверяя порядок проведения аттестации, суд признал несостоятельными доводы административного истца. Требования Порядка аттестации, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 административным ответчиком были соблюдены.
Обжалуемое решение принято по результатам заключения экспертной группы с учетом большинства голосов членов аттестационной комиссии, которая сформирована в соответствии с требованиями действующего Порядка.
Из заключения экспертной группы следует, что аттестационные материалы Зарницыной Г.А. – ... МАОУК «СОШ с. Летка Прилузского района не соответствуют требованиям первой квалификационной категории
Суд не усматривает нарушений порядка формирования экспертной группы и проведения экспертизы профессиональной деятельности. Оснований для вывода о некомпетентности экспертов не имеется, поскольку таких доказательств суду в соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Вместе с этим, необходимо отметить, что заключение экспертной группы носит рекомендательный характер и не является единственным и безусловным основанием для принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.
Заседание аттестационной комиссии оформлено протоколом, содержание которого судом проверено.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Республиканского аттестационной комиссии от 25.01.2018 об отказе Зарницыной Г.С. в установлении первой квалификационной категории, принято комиссией в пределах компетенции, предоставленной ей законом, является законным и оснований для его отмены не имеется.
Следовательно, заявленные Зарницыной Г.С. требования в полном объеме не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Зарницыной Г.С. к Центу аттестации педагогических работников государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Коми республиканского института развития», Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о признании аттестации на присвоение первой квалификационной категории по должности «...» проведенной с нарушением Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276, признании решения Республиканской аттестационной комиссии от 25.01.2018 незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем организации заседания аттестационной комиссии для решения вопроса о присвоении первой квалификационной категории по должности «... с 31.01.2018 оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Б. Краснов
Копия верна В.Б. Краснов