84RS0001-01-2020-000216-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2020 года г. Дудинка
Судья Дудинского районного суда Красноярского края Кузнецовой О.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-257 по административному иску Башкова Семёна Александровича о признании решения призывной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 28.11.2019 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований,
УСТАНОВИЛ:
Башков С.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края о признании незаконным ее решения от 28.11.2019 года, которым административный истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Свои требования Башков С.А. мотивировал тем, что административный ответчик, принимая такое решение, сослался на п.п.1.1п.1 ст.28 Федерального закона «О военной службе и воинской обязанности», о чем отразил в своем протоколе от №1У/4, полученным им 11.12.2019 года. Башков С.А. полагает, что данным решением нарушены его права, так как согласно Федеральному закону «О государственной службе в Российской Федерации», а именно п.11.ч.1.ст.16, Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно п.10 ч.1ст.13, он не может быть принят на гражданскую и муниципальную службу, а также не может находиться на указанных службах в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. 24.03.2006 г. с ним заключен контракт о службе в МЧС России после окончания учебного заведения –<данные изъяты>, где он обучался с 01.09.2006 года по 29.05.2009 года по программе средне профессионального образования, по окончании обучения ему присвоено специальное звание лейтенант внутренней службы. На момент поступления на службу, т.е. 01.09.2006 г. в соответствии с п.п. «з» п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он имел право на отсрочку от призыва на военную службу на время прохождения службы в МЧС России. Во время прохождения службы с ним заключались контракты о службе в МЧС России: 29.06.2009 года, 01.12.2010 года, 01.12.2013 года, 01.12.2014 года. С 01.09.2006 года по настоящее время он непрерывно проходит службу в МЧС России. Федеральным законом от 17.12.2009 №312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в подп.»з» п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» внесено изменение смысл, которого заключается в предоставлении отсрочки только при наличии высшего профессионального образования. Вместе с тем статьей 2 Федерального закона от 17.12.2009 №312 ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Таким образом, при поступлении на службу в МЧС России законодательство не обуславливало предоставление отсрочки наличием высшего профессионального образования, отсрочка предоставлялась не на период обучения, а на период прохождения службы, изменение в вышеуказанную норму закона не должны распространяться на него, так как он продолжает проходить службу в МЧС России и отсутствие у него высшего образования не является основанием для отказа в предоставлении отсрочки. Административный истец просит признать незаконным решение призывной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 28.11.2019 года.
В судебном заседании административный истец Башков С.А. участия не принимал, представив письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.162).
Представитель административных ответчиков - призывной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Военного комиссариата (города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, Казакова Ю.В. участия в судебном заседании не принимала, представив возражение на административное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 80-90).
Из возражения следует, что Башков С.А. с 21.03.2006 г. состоит на воинском учете призывников в военном комиссариате города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. 23.06.2006 г. при прохождении медицинского освидетельствования при первоначальной постановке в военном комиссариате города Норильск и ТДНР, Башкову С.А. вынесено медицинское заключение о его категории годности к военной службе (А-годен к военной службе), решение комиссии по постановке граждан на воинский учет Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 23.03.2006 г. №10/300. Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» установлено, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. При прохождении медицинского освидетельствования в период призыва на военную службу осени 2007 года призывнику Башкову С.А. предоставлена отсрочка в соответствии с пп.»а» п.»З» ст.24 Закона 353-ФЗ от 31.05.2009 года (обучение по программе среднего профессионального образования). 06.10.2010 г. в отдел ВКК городов Норильска, Дудинка, Усть –Енисейского, Хатангского и Диксонского районов Красноярского края поступила справка из ГУ МЧС России по Красноярскому краю о том, что Башков С.А. проходит службу в отделе государственного пожарного надзора по Хатангскому району отдела ГПН по ТМР управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Красноярскому краю. В период проведения призывной компании осеннего призыва 2010, 2011, 2012, 2013 г. призывник Башков С.А. уклонился от прохождения медицинского освидетельствования. При прохождении медицинского освидетельствования в период призыва на военную службу осени 2014 года Башкову С.А. врачом дано заключение о его категории годности А-годен к военной службе, призывник не был отправлен в войска для прохождения службы. 03.10.2014 г. в военный комиссариат поступила справка о том, что Башков С.А. проходит службу в отделе государственного пожарного надзора по Хатангскому району отдела ГПН по ТМР управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Красноярскому краю с 29.06.2009 г. контракт заключен до 01.03.2035 г. В период проведения осеннего призыва на военную службу весны 2015 года при прохождении медицинского освидетельствования Башков С.А. был признан годным к военной службе, не отправлен в войска в связи с госпитализацией. Основными условиями для получения отсрочки по работе в МЧС, ОВД, ФСБ в соответствии с пп.»З» п.1 ст. 24 ФЗ «О военной обязанности и военной службе», являются поступление на службу непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений и наличие высшего профессионального образования, наличие специального звания, следовательно решение призывной комиссии от 28.11.2019 г. было вынесено законно и обоснованно. Согласно п.34 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.05.2014 г. № 465) такое заключение выносится если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ноября 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Абзац 6 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе №53 от 28.03.1998 г. введен в действие Федеральным законом от 02.07.2013 г. №170 –ФЗ и вступил в законную силу с 01.01.2014 г. Просит суд отказать в удовлетворении административного иска Башкову С.А.
В связи с заявленным административным истцом и административным ответчиком ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, возможностью рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии со ст.150, 291 КАС РФ дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Как установлено, Башков Семен Александрович, ДД.ММ.ГГГГ рождения состоял на воинском учете призывников в военном комиссариате города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края с 20.03.2006 года.
24.03.2006 г. Башковым С.А. заключен контракт о службе в МЧС России после окончания учебного заведения <данные изъяты>. В период с 01.09.2006 г. по 29.05.2009 г. Башков С.А. обучался в указанном ВУЗе на очной форме обучения, после поступления в учебное заведение ему было присвоено звание рядовой внутренней службы, по окончании учебы лейтенант внутренней службы. 29.06.2009 г. между МЧС России и Башковым С.А. заключен контракт о службе в ГЧС МЧС России сроком на 5 лет, до 29.06.2014 г. и он назначен на должность <данные изъяты> управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Красноярскому краю. Далее контракты заключались 01.12.2009 г., 01.12.2013 г. 01.12.2014 г. по 01.03.2035 г. В настоящее время Башков С.А. проходит службу по контракту от 01.12.2014 г. в должности <данные изъяты> Главного управления МЧС России по Красноярскому краю (л.д. 16-17, 18-19, 20-21, 22-23, 24-25, 26, 27-28, 29-32).
Таким образом, с 1 сентября 2006 года по настоящее время Башков С.А. непрерывно проходит службу в МЧС России по Красноярскому краю.
В соответствии с п.1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (в ред.от 01.12.2014 №414-ФЗ).
Согласно ч.7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года №58 –ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения или в суд.
Распоряжением и.о. губернатора Красноярского края от 30.09.2019 №540-рг «Об организации призыва граждан 1992-2001 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре – декабре 2019 года» созданы призывные комиссии для осуществления призыва граждан 1992-2001 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2019 года в городских округах и муниципальных районах Красноярского края и утверждены их составы (л.д.94-97).
Решением призывной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 28 ноября 2019 года Башков С.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований согласно п 1.1 ст.28 ФЗ-53 от 28.03.1998 года. Зачислен в запас (протокол №1У от 28 ноября 2019 года л.д.91-93).
Указанное решение административный истец получил 11.12.2019 г., после чего обратился в Норильский городской суд с административным иском, определением Норильского суда от 20 декабря 2019 года административное исковое заявление возвращено в связи с неподсудностью. 11.03.2020 года Башков С.А. обратился с настоящим административным иском в Дудинский районный суд, следовательно, истцом не пропущен трех месячный срок на обжалование решения призывной комиссии л.д.33-35, 41-42, 147-149).
Из копии личного дела призывника Башкова С.А., представленного в материалы дела административным ответчиком следует, что решением призывной комиссии от 21.12.2007 г. до 31.05.2009 г. в соответствии с подп.»з»п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ему предоставлена отсрочка. С 01 ноября по 31 декабря 2009 г. он подлежал призыву на военную службу. Уклонился от прохождения медицинского освидетельствования в период проведения осеннего призыва 2010, 2011, 2012, 2013 годов. В период проведения осеннего призыва 2014 года был признан годным к военной службе, не отправлен в войска. В период проведения осеннего призыва 2015 года признан годным к военной службе, не отправлен в войска в связи с госпитализацией. Не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д.98-120).
В соответствии с подп. «з» п. 1 ст.24 Федерального закона №53 ФЗ от 23.03.1998 г. (в ред.ФЗ-104 от 06.07.2006) отсрочка от прохождения военной службы по призыву предоставляется гражданам поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий – на время службы в этих органах.
Согласно подп. «з» п.1 ст. 24 Федерального закона № 53 ФЗ от 23.03.1998 г. (в ред. ФЗ - 312 от 17.12.2009, вступившим в силу с 01.01.2010) отсрочка от прохождения военной службы по призыву предоставляется гражданам поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий – на время службы в этих органах.
Таким образом, с 01 января 2010 года в качестве обязательного критерия для предоставления отсрочки от призыва на военную службу предусмотрено наличие высшего профессионального образования.
В силу ст.2 Федерального закона от 17.12.2009 № 312-ФЗ граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «з» п. 1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.01.2010 г. пользуются отсрочкой до истечения ее действия или исчезновения оснований.
Как установлено, Башкову С.А. была предоставлена отсрочка в соответствии с подп. «з» п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 31.05.2009 г. (л.д.102). Получив в образовательном учреждении высшего профессионального образования среднее профессиональное образование, он в соответствии с заключенным 24.03.2006 г. контрактом о службе в МЧС России продолжил службу в качестве <данные изъяты> Главного управления МЧС России по Красноярскому краю. С 2009 г. по настоящее время проходит службу в МЧС России.
Таким образом, Башков С.А. в силу закона приобрел до 01.01.2010 года право на отсрочку от прохождения военной службы и за ним сохраняется это право, так как основания предоставления отсрочки не изменились, он продолжает проходить службу в МЧС России.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение призывной комиссии о признании Башкова С.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований незаконно и необоснованно.
Ссылка представителя административного ответчика Казаковой Ю.В. в отзыве на п.34 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. №663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в ред. постановления Правительства РФ от 20.05. 2014 г. №465) в соответствии с которым такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 ноября 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, несостоятельна.
Из содержания этой правовой нормы следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований.
Между тем, Башков С.А. не проходил военную службу, поскольку имел законные основания в силу ст.2 Федерального закона от 17.12.2009 № 312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Руководствуясь ст. 291, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить требование административного истца Башкова Семёна Александровича о признании незаконным решения призывной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 28.11.2019 года.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 28.11.2019 г., указанное в протоколе №1У/4, о признании Башкова С.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.
Судья О.В.Кузнецова