Решение по делу № 2-84/2023 (2-3353/2022;) от 24.11.2022

Дело № 2-84/2023 (2-3353/2022)

УИД № 26RS0010-01-2022-005912

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2023 года город Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,

при секретаре Володиной Ю.А.,

с участием представителя истца администрации Георгиевского городского округа Андреевой А.А.,

представителя ответчика Бондарь Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края к Бирюк Ларисе Сергеевне и Луценко Владимиру Анатольевичу об обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края обратилась в суд с иском к Бирюк Л.С. и Луценко В.А., в котором просит обязать ответчиков произвести эксплуатационный контроль здания, техническое обслуживание здания, текущий ремонт здания, в целях обеспечения надлежащего технического состояния нежилого здания - кинотеатр «Аврора» с кадастровым номером , площадью 1594,5 кв. м, по адресу: <адрес> а, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 3117 кв. м, относящемся к категории земель - «земли населенных пунктов», имеющем разрешенное использование «торгово-развлекательный центр площадью более 3000 кв. м», расположенном по адресу: <адрес> а, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований истец указал, что Ответчикам на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером , площадью 3117 кв. м, относящийся к категории земель - «земли населенных пунктов», имеющий разрешенное использование «торгово- развлекательный центр площадью более 3000 кв. м», расположенный по адресу: <адрес> а, а также объект капитального строительства: нежилое здание - кинотеатр «Аврора» с кадастровым номером , площадью 1594,5 кв. м, которое на сегодняшний день ответчиками не эксплуатируется и находится в крайне ветхо-аварийном, заброшенном состоянии и имеют очевидные признаки его разрушения.

Эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Со дня приобретения указанного объекта недвижимости ответчики нежилое здание не эксплуатировали, капитальный ремонт либо реконструкцию нежилого здания не производили, не принимали мер по сохранности объекта.

В соответствии с ч. 2 ст. 55.26 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

Однако сведения о том, что собственники в установленном законом порядке вывели здание из эксплуатации отсутствуют.

13 мая 2022 года администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края совместно с Георгиевской межрайонной прокуратурой провела осмотр нежилого здания кинотеатра «Аврора», возведенного в 1967 году. В ходе осмотра было установлено, что нежилое здание кинотеатра «Аврора» более 15 лет не эксплуатируется по причине аварийного состояния. Наблюдаются разрушения несущих и ограждающих конструкций. В продольных и поперечных &apos;стенах наблюдаются сквозные наклонные трещины длиной от карниза здания до земли, уходящие в фундамент, ширина раскрытия от 1 до 10 мм, что свидетельствует о просадочных явлениях в фундаментах здания. Наружная облицовка стен здания местами разрушена. Отмостка вокруг здания просела, во многих местах имеется отрицательный уклон, по которому вода из осадков попадает под ленточный фундамент. Здание бывшего кинотеатра «Аврора» в настоящем состоянии угрожает жизни и здоровью граждан.

Объект из-за отсутствия длительного технического обслуживания подвергается негативному воздействию окружающей среды.

В здании неоднократно были зафиксированы пожары, устраиваемые подростками и лицами без определенного места жительства. Здание находится в центре города Георгиевска, его разрушенный фасад портит внешний облик города и создает о нем негативные впечатления.

Указанные обстоятельства создают опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского в адрес ответчиков были направлены рекомендации, согласно которым ответчикам было рекомендовано в срок до 05 августа 2022 г. устранить нарушения градостроительного законодательства, технических регламентов и Правил благоустройства Георгиевского городского округа Ставропольского края, утвержденных решением Думы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 27 октября 2017 года № 24-2: произвести эксплуатационный контроль здания; произвести техническое обслуживание здания; произвести текущий ремонт здания, в целях обеспечения надлежащего технического состояния здания.

08 августа 2022 года администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края было установлено, что направленные в адрес ответчиков рекомендации последними не исполнены.

Ранее проведенное в 2014 году техническое обследование, выполненное ЗАО «Кавказкурортпроект» содержит выводы о том, что при расчетной сейсмичности 8 баллов техническое состояние здания кинотеатра - аварийное и угрожает жизни и здоровью граждан, подлежит сносу.

За период с 2014 года по 2022 год состояние здания только ухудшилось, поскольку собственниками его техническое обслуживание не проводилось. В настоящее время указанное нежилое здание находится в полуразрушенном состоянии, расположено в центре города Георгиевска в непосредственной близости от городской площади, где часто проводятся окружные культурно-массовые мероприятия с участием большого количества людей. В соседнем с ним здании находится крупный развлекательный центр, который посещают, в том числе и несовершеннолетние граждане. Также рядом располагается средняя общеобразовательная школа № 1 и дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлана», путь посещающих данные учреждения детей проходит мимо этого разрушающегося здания.

Указанные обстоятельства создают опасность причинения вреда жизни и здоровью человека, поскольку ответчиками здание не эксплуатируется и находится в крайне ветхо-аварийном, заброшенном состоянии и имеет очевидные признаки его разрушения, а также ими не приняты меры к сохранению здания в состоянии соответствующем требованиям технических регламентов.

Собственники жилых и общественных зданий, строений и сооружений либо иные уполномоченные лица обязаны своевременно осуществлять текущий ремонт и окраску, текущее содержание фасада здания, строения и сооружения, которые включают: штукатурные работы, удаление грибковых выходов и покраску зданий;

содержание и ремонт водосточных труб; ремонт отмосток здания; ремонт кровли здания, кровли козырьков, кровельных отбойников карнизов; ремонт ограждений и других элементов малых архитектурных форм; ремонт входных дверей, балконов и лоджий; выполнение иных требований, предусмотренных правилами и нормами технической эксплуатации зданий, строений и сооружений; восстановление, ремонт и своевременную очистку отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы; очистку и промывку поверхностей фасада здания, строения и сооружения в зависимости от их состояния и условий эксплуатации; содержание в чистоте балконов и лоджий; мытье окон и витрин, вывесок и указателей; очистку фасада здания, строения и сооружения от самовольно расклеенных объявлений, информации и надписей.

Ранее в отношении собственников возбуждались дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

Поскольку собственниками объекта капитального строительства и земельного участка, на котором он располагается, являются ответчики, поэтому именно они обязаны принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе произвести эксплуатационный контроль здания, техническое обслуживание здания, текущий ремонт здания в целях обеспечения надлежащего технического состояния нежилого здания - кинотеатр «Аврора», однако в нарушение всех установленных требований, они не принимают ни каких мер к предупреждению причинения вреда.

В судебное заседание ответчик Бирюк Л.С., будучи надлежащим образом уведомленная не явилась, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также возражений относительно заявленных требований не представила.

Ответчик Луценко В.А. в судебное заседание не явился, воспользовался своим правом на участие в деле через своего представителя Бондарь Е.В.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения участвующих лиц, полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие ответчиков.

Представитель истца Администрации Георгиевского городского округа Андреева А.А. в судебном заседании исковые требования изменила в порядке ст. 39 ГПК РФ, с учетом проведенной по делу судебной экспертизой, окончательно просила суд возложить на ответчиков обязанность произвести эксплуатационный контроль здания, техническое обслуживание здания, обеспечить разработку проектной документации на проведение капитального ремонта здания, предусмотрев в указанной проектной документации в том числе и следующие мероприятия: производство работ по усилению и гидроизоляции фундаментов; устройство отмостки здания; на время проведения работ предусмотреть мероприятия по изоляции кровли с целью предотвращения попадания атмосферных осадков; усиление железобетонного каркаса здания; замена кирпичной кладки стен на аналогичный материал; замена поврежденных плит ПКЖ; восстановление швов плит ПКЖ; в существующих проемах выполнить металлическое обрамление откосов; в местах опирания ферм на колонны выполнить работы по усилению узлов; восстановление инженерных сетей и отделочного слоя, в целях обеспечения надлежащего технического состояния нежилого здания - кинотеатр «Аврора» с кадастровым номером , площадью 1594,5 кв. м, по адресу: <адрес> а, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 3117 кв. м, относящемся к категории земель - «земли населенных пунктов», имеющем разрешенное использование «торгово- развлекательный центр площадью более 3000 кв. м», расположенном по адресу: <адрес> а, и произвести капитальный ремонт здания в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Луценко В.А., действующая на основании доверенности - Бондарь Е.В., исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку ранее решением Георгиевского городского суда от 16 июля 2020 года на ответчиков была возложена обязанность закрыть здание кинотеатра «Аврора» навесным декоративно сетчатым ограждением. Решение суда было исполнено, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 27 мая 2022года. Кроме того здание было оббито досчатыми щитами и огорожено по границам земельного участка металлическим забором. Согласно выводов эксперта по настоящему делу, вред здоровью гражданам от самого здания, может быть причинен лишь при попадании человека во внутрь здания, в виду разрушения внутренней отделки здания. Однако, само здание не эксплуатируется, территория здания огорожена забором, по периметру, здание обито дощатыми и решётчатыми щитами. Считает, что требования истца, согласно ст.54.24 ГрК РФ, в части проведения эксплуатационного контроля неэксплуатируемого здания, выражающегося в обязанности проведения капитального ремонта здания, не могут быть удовлетворены, так как здание не эксплуатируется, а проведение эксплуатационного контроля в неэксплуатируемом здании не основано на законе.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела и содержащиеся в нем письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.

Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Согласно части 1 статьи 36 Технического регламента N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

В соответствии со статьей 55.25 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (п. 1).

Как установлено судом, Бирюк С.А. и Луценко В.А. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 3117 кв. м, относящегося к категории земель - «земли населенных пунктов», имеющий разрешенное использование «торгово- развлекательный центр площадью более 3000 кв. м», расположенный по адресу: <адрес> «А» и объект капитального строительства: нежилое здание - кинотеатр «Аврора» с кадастровым номером , площадью 1594,5 кв. м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

В настоящее время здание кинотеатра «Аврора» ответчиками не эксплуатируется, что не оспаривается стороной ответчиков.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.

Согласно пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относится осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

13 мая 2022 года администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края совместно с Георгиевской межрайонной прокуратурой провела осмотр нежилого здания кинотеатра «Аврора», возведенного в 1967 году.

В ходе осмотра было установлено, что нежилое здание кинотеатра «Аврора» более 15 лет не эксплуатируется по причине аварийного состояния. Наблюдаются разрушения несущих и ограждающих конструкций. В продольных и поперечных стенах наблюдаются сквозные наклонные трещины длиной от карниза здания до земли, уходящие в фундамент, ширина раскрытия от 1 до 10 мм, что свидетельствует о просадочных явлениях в фундаментах здания. Наружная облицовка стен здания местами разрушена. Отмостка вокруг здания просела, во многих местах имеется отрицательный уклон, по которому вода из осадков попадает под ленточный фундамент. Здание бывшего кинотеатра «Аврора» в настоящем состоянии угрожает жизни и здоровью граждан. Объект из-за отсутствия длительного технического обслуживания подвергается негативному воздействию окружающей среды. В здании неоднократно были зафиксированы пожары, устраиваемые подростками и лицами без определенного места жительства. Здание находится в центре города Георгиевска, его разрушенный фасад портит внешний облик города и создает о нем негативные впечатления.

Администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского в адрес ответчиков были направлены рекомендации, согласно которым ответчикам было рекомендовано в срок до 05 августа 2022 года устранить нарушения градостроительного законодательства, технических регламентов и Правил благоустройства Георгиевского городского округа Ставропольского края, утвержденных решением Думы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 27 октября 2017 года № 24-2: произвести эксплуатационный контроль здания; произвести техническое обслуживание здания; произвести текущий ремонт здания, в целях обеспечения надлежащего технического состояния здания.

08 августа 2022 года администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края было установлено, что направленные в адрес ответчиков рекомендации последними не исполнены.

Ранее проведенное в 2014 году техническое обследование, выполненное ЗАО «Кавказкурортпроект» содержит выводы о том, что при расчетной сейсмичности 8 баллов техническое состояние здания кинотеатра - аварийное и угрожает жизни и здоровью граждан, подлежит сносу.

Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 384-Ф3 указано, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Федеральным законом № 384-ФЭ определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Как следует из ч.ч. 10-13 ст. 58 Правил благоустройства фасады зданий, строений и сооружений на территории Георгиевского городского округа должны содержаться в чистоте, не должны иметь видимых повреждений, загрязнений, изменений цвета или тона материала наружной отделки.

При содержании фасада здания, строения и сооружения не допускается: повреждение (загрязнение) поверхности стен фасада здания, строения и сооружения, в том числе подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций, занимающих более пяти процентов фасадной поверхности; повреждение архитектурных и художественно-скульптурных деталей зданий, строений и сооружений, в том числе колонн, пилястр, капителей, фризов, тяг, барельефов, лепных украшений, орнаментов, мозаик, художественных росписей; нарушение герметизации межпанельных стыков здания, строения и сооружения; повреждение (загрязнение), разрушение выступающих элементов фасада здания, строения и сооружения, в том числе балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, входных групп, ступеней; самовольное нанесение надписей, рисунков, расклейка и развешивание объявлений и других информационных сообщений на остановочных пунктах, стенах, столбах, заборах (ограждениях) и иных не предусмотренных для этих целей объектах; загромождение балконов и лоджий предметами домашнего обихода (мебелью, тарой и т.п.), ставящее под угрозу обеспечение безопасности, в том числе противопожарной.

Ранее в отношении собственников возбуждались дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

Поскольку собственниками объекта капитального строительства и земельного участка, на котором он располагается, являются ответчики, поэтому именно они обязаны принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе произвести эксплуатационный контроль здания, техническое обслуживание здания, текущий ремонт здания в целях обеспечения надлежащего технического состояния нежилого здания - кинотеатр «Аврора», однако в нарушение всех установленных требований, они не принимают ни каких мер к предупреждению причинения вреда.

Администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края обратилась в суд с иском к Бирюк Л.С. и Луценко В.А., в котором просит возложить на ответчиков произвести эксплуатационный контроль здания, техническое обслуживание здания, текущий ремонт здания, в целях обеспечения надлежащего технического состояния нежилого здания - кинотеатр «Аврора» с кадастровым номером , площадью 1594,5 кв. м, по адресу: <адрес> «А».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Для правильного разрешения спора судом по ходатайству представителя ответчика была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Северо-Кавказское экспертное учреждение «ФЕНИКС».

Согласно заключения эксперта ООО «Северо-Кавказское экспертное учреждение «ФЕНИКС» № 220-с/22 от 01 февраля 2023 года, в ходе исследования установлено следующее: здание длительное время не эксплуатируется в отсутствии мероприятий по его консервации; разрушение кирпичной кладки стен и перегородок по причинам: термическое воздействие в результате пожара, промерзание конструкций, разрушение швов между рядами кладка, разрушение кладки местами (до 1 кв.м); колонны: трещины в растянутой зоне колонны, по краям консоли и колонны, отколы и выбоины, отслоение защитного слоя бетона; незначительное смещение плит ПКЖ относительно одна другой вследствие деформаций, отслоение защитного слоя бетона; железобетонные сегментные фермы: отдельные трещины в растянутой зоне, следы постоянного увлажнения бетона атмосферными и агрессивными водами, отслоение защитного слоя бетона; лестницы: редкие трещины на ступенях, отсутствуют перила; оконные и дверные заполнения уничтожены; покрытие мягкой кровли полностью разрушено.

Исходя из вышеперечисленного, несущие конструкции здания не обладают достаточной прочностью и устойчивостью, что не соответствует требованиям статьи 7 ФЗ № 384 от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которой Строительные конструкции и основания здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно- технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкции, в том числе отклонений от вертикальности».

Ограждающие конструкции исследуемого здания не выполняют требования по обеспечению санитарно-эпидемиологических норм, предъявляемых к помещениям общественных зданий, а также по обеспечению энергосбережения, эффективного и экономного расходование не возобновляемых энергетических ресурсов при эксплуатации здания.

В здании отсутствует система отопления от центральной газовой магистрали. Обогрев помещения осуществляется посредством печи, расположенной внутри жилого помещения; имеется подвод газопровода к пристройке для подключения к газовой плите; повреждены и частично разрушены заполнения оконных проемов; отсутствуют системы водоснабжения и канализации, не отсутствуют санузлы; зафиксированы разрушения изоляционного покрытия ограждающих стеновых и потолочных конструкций, разрушение конструкций плит ПКЖ с образованием сквозных зазоров, что не соответствует требованиям статьи 10 ФЗ № 384 от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Также при обследовании объекта было установлено, что требования безопасности для пользователей зданием на момент осмотра не выполняются, а именно: отсутствуют тротуарные дорожки для безопасного подхода к зданию; отсутствуют защитные элементы в конструкции крыши для предотвращения образования наледи (сосулек), кровельные снегозадержатели; не организован водосток с поверхности кровли; что не соответствует требованиям статьи 11 ФЗ № 384 от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В результате проведенного исследования эксперт установил, что общая характеристика технического состояния конструктивных элементов нежилого здания - кинотеатра «Аврора» с кадастровым номером , площадь 1594,5 кв.м, по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 3117 кв.м, следует принять согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», как недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).

Согласно ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Нежилое здание кинотеатра «Аврора» после пожара и длительной не эксплуатации находится в недопустимом техническом состоянии, повреждены либо полностью отсутствуют оконные и дверные заполнения, что приводит к несанкционированному доступу внутрь здания.

Не выполнены работы по консервации объекта, что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства».

Работ по консервации нежилого здания не выполнено; выполненное ограждение по периметру земельного участка допускает несанкционированный доступ лиц внутрь здания, что при текущем техническом состоянии здания, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Отсутствие работ по консервации здания способствует ухудшению технического состояния здания, что в последствии может привести к еще большему снижению несущей способности конструкций нежилого здания кинотеатра «Аврора».

В результате проведенного исследования эксперт установил, что общая характеристика технического состояния конструктивных элементов нежилого здания - кинотеатра «Аврора» с кадастровым номером 26:26:010515:12, площадь 1594,5 кв.м, по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером площадью 3117 кв.м, следует принять согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», как недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).

Существующее состояние конструктивных элементов здания оценивается как ветхое состояние, при котором физический износ составляет 80 %.

Восстановление конструктивных элементов нежилого здания - кинотеатра «Аврора» технически возможно.

При этом, примерная стоимость работ по капитальному ремонту здания составит 93-120 % от стоимости нежилого здания кинотеатра «Авроры».

Рекомендовано выполнить мероприятия: произвести работы по усилению и гидроизоляции фундаментов; устройство отмостки здания на время проведения работ предусмотреть мероприятия по изоляции кровли с целью предотвращения попадания атмосферных осадков; усиление железобетонного каркаса здания; замена кирпичной кладки стен на аналогичный материал; замена поврежденных плит ПКЖ; восстановление швов плит ПКЖ; в существующих проемах выполнить металлическое обрамление откосов: в местах опирания ферм на колонны выполнить работы по усилению узлов; восстановление инженерных сетей и отделочного слоя.

Полный перечень ремонтно-восстановительных работ должен быть разработан в рамках проектно-изыскательских работ.

Суд в данном случае не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим необходимый стаж работы в соответствующей области экспертизы. Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенного исследования, сделанные в результате него выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы.

В обоснование выводов эксперт приводит соответствующие данные из предоставленных в ее распоряжение документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованную при проведении исследования научную и методическую литературу, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, образовании, стаже работы.

Заключение экспертизы подробно, мотивированно, обоснованно, согласуется с материалами дела, данных о заинтересованности эксперта в исходе дела не имеется, ввиду чего оснований не доверять указанному заключению суд не усматривает.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку обстоятельства, на которых истец основывает заявленные исковые требования, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения гражданского дела, подтверждаются проведенной судебной экспертизой, а в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, исковые требования Администрации Георгиевского городского округа к Бирюк Л.С. и Луценко В.А. о возложении обязанности произвести эксплуатационный контроль здания, техническое обслуживание здания, обеспечить разработку проектной документации на проведение капитального ремонта здания, предусмотрев в указанной проектной документации в том числе и следующие мероприятия: производство работ по усилению и гидроизоляции фундаментов; устройство отмостки здания; на время проведения работ предусмотреть мероприятия по изоляции кровли с целью предотвращения попадания атмосферных осадков; усиление железобетонного каркаса здания; замена кирпичной кладки стен на аналогичный материал; замена поврежденных плит ПКЖ; восстановление швов плит ПКЖ; в существующих проемах выполнить металлическое обрамление откосов; в местах опирания ферм на колонны выполнить работы по усилению узлов; восстановление инженерных сетей и отделочного слоя, в целях обеспечения надлежащего технического состояния нежилого здания - кинотеатр «Аврора» с кадастровым номером , площадью 1594,5 кв. м, по адресу: <адрес> а, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 3117 кв. м, относящемся к категории земель - «земли населенных пунктов», имеющем разрешенное использование «торгово- развлекательный центр площадью более 3000 кв. м», расположенном по адресу: <адрес> а, и произвести капитальный ремонт здания в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края к Бирюк Ларисе Сергеевне и Луценко Владимиру Анатольевичу об обязании устранить нарушения, - удовлетворить.

Возложить на Бирюк Ларису Сергеевну и Луценко Владимира Анатольевича обязанности произвести эксплуатационный контроль здания, техническое обслуживание здания, обеспечить разработку проектной документации на проведение капитального ремонта здания, предусмотрев в указанной проектной документации в том числе и следующие мероприятия: производство работ по усилению и гидроизоляции фундаментов; устройство отмостки здания; на время проведения работ предусмотреть мероприятия по изоляции кровли с целью предотвращения попадания атмосферных осадков; усиление железобетонного каркаса здания; замена кирпичной кладки стен на аналогичный материал; замена поврежденных плит ПКЖ; восстановление швов плит ПКЖ; в существующих проемах выполнить металлическое обрамление откосов; в местах опирания ферм на колонны выполнить работы по усилению узлов; восстановление инженерных сетей и отделочного слоя, в целях обеспечения надлежащего технического состояния нежилого здания - кинотеатр «Аврора» с кадастровым номером , площадью 1594,5 кв. м, по адресу: <адрес> а, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 3117 кв. м, относящемся к категории земель - «земли населенных пунктов», имеющем разрешенное использование «торгово- развлекательный центр площадью более 3000 кв. м», расположенном по адресу: <адрес> а, и произвести капитальный ремонт здания в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2023 года

Судья Ю.В.Курбанова

2-84/2023 (2-3353/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Георгиевского городского округа СК
Ответчики
Бирюк Лариса Сергеевна
Луценко Владимир Анатольевич
Суд
Георгиевский городской суд Ставропольского края
Судья
Курбанова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
georgievsky.stv.sudrf.ru
24.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2022Передача материалов судье
28.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2022Предварительное судебное заседание
03.02.2023Производство по делу возобновлено
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее