Дело № 2-993/2024
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Нестерова М.В.
при секретаре судебного заседания Ивановой Н.Ф.
с участием помощника Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области - Бедной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Тейковского межрайонного прокурора к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 15, отделу образования администрации г.о. Тейково об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Тейковского межрайонного прокурора обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 15, отделу образования администрации г.о. Тейково с требованием обеспечить финансирование работ, выполнить мероприятия по дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка требований санитарно-эпидемиологического законодательства на территории городского округа Тейково. Проверкой установлено, что МДОУ детский сад № 15 в нарушение п. 8 Раздела II Санитарных правил и норм СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 не осуществляет дезинфекцию, дератизацию, дезинсекцию контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования в части обязания в течение месяца со дня вступления в законную силу обеспечить финансирование работ, выполнить мероприятия по дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> заявленные требования с учетом уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МДОУ детский сад №15 извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении в свое отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика Отдела образования администрации г. Тейково извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования признал частично, указав, что денежные средства на заключение договора о проведении дератизации, дезинсекции и дезинфекции контейнерных площадок предусмотрены в утвержденном на 2024 год Плане финансово-хозяйственной деятельности МДОУ № 15.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу пп. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью помимо прочего, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц
В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 44 Федерального закона № 52-ФЗ предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) является в том числе соблюдение санитарно-эпидемиологических требований; соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО.
На основании п. 8 СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением.
Приложением № 1 к СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрена кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки, кратность профилактических дератизационных и дезинсекционных работ.
Исходя из совокупности вышеуказанных норм законодательства в рамках обязанности по содержанию контейнерных площадок администрацией образовательного учреждения должна быть обеспечена их уборка, дезинсекция и дератизация с периодичностью установленной санитарными правилами.
Из материалов дела следует, что Тейковской межрайонной прокуратурой Ивановской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МДОУ детский сад № 15.
В ходе проверки установлено, что мероприятия по дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, расположенных на территории <адрес> в установленные СанПиН периоды МДОУ детский сад № 15 не проводились.
МДОУ детский сад № 15 является самостоятельным юридическим лицом, имеет право осуществлять дошкольное образование, реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в этой связи, в том числе, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса.
Как следует из пояснений представителя ответчика отделу образования администрации г.о. Тейково, в настоящее время ответчиком приняты меры по устранению выявленных нарушений, денежные средства на заключение договора о проведении указанных мероприятий предусмотрены в утвержденном на 2024 год Плане финансово-хозяйственной деятельности МДОУ детский сад № 15.
При этом на момент рассмотрения дела судом мероприятия по дезинсекции и дератизации контейнерной площадки не выполнены.
Учитывая приведенные нормы права, законодательно закрепленную обязанность МДОУ детский сад № 15 по соблюдению требований законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии, принимая во внимание, что выявленные нарушения способствуют размножению на поверхности контейнерной площадки болезнетворных бактерий, что угрожает безопасности окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, то есть нарушает права неопределенного круга лиц, суд считает необходимым требования истца удовлетворить.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд вправе установить разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Установленный судом срок для исполнения решения суда должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Предъявление прокурором рассматриваемых требований в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц является правомерным, поскольку допущенные нарушения являются существенными и общественно значимыми.
Исходя из этого, в силу статьи 12 ГК РФ суд считает необходимым осуществить защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц и обязать МДОУ детский сад № 15, отдел образования администрации г.о. Тейково обеспечить финансирование работ, выполнить мероприятия по дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела, доводов сторон, суд полагает необходимым установить ответчикам срок в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление заместителя Тейковского межрайонного прокурора к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 15, отделу образования администрации г.о. Тейково об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Отдел образования администрации городского округа Тейково № обязанность в срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу по обеспечению финансирования работ по дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>
Возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 № обязанность в срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу по выполнению мероприятия по дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Нестеров
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.