Решение по делу № 2-572/2019 от 05.03.2019

Дело №2-572/2019

11RS0002-01-2019-000657-26

Именем

Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Воркута Республики Коми 6 мая 2019 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,

при секретаре судебного заседания Роевой М.А.,

с участием представителя истца Валеева С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кабанова Александра Павловича к администрации муниципального образования градского округа «Воркута» о признании решение о снятии с учета граждан на получение социальной выплаты незаконным и его отмене, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера,

у с т а н о в и л :

Кабанов А.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее по тексту администрация МО ГО «Воркута»), уточнив требования, окончательно просил о признании незаконным решения общественной комиссии при администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 4 августа 2017 г. об исключении из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий при выезде из района Крайнего Севера, признании права на получения социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт с 3 мая 1995 г.

В обоснование иска указал, что с 3 мая 1995 г. состоял в администрации муниципального образования городского округа «Воркута» на учете граждан, имеющих право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений за пределами Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 4 августа 2017 г. он снят с указанного учета в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, а именно, о наличии в собственности с 15 апреля 2016 г. по 10 июня 2016 г. жилого помещения, по адресу: <адрес>, <адрес>.

Оспаривая законность решения ответчика, указал, что указанное жилье было оформлено на него в связи со смертью 15 марта 2015 г. его жены и временно до приезда её дочери Геращенко И.Н., которая проживает за пределами Российской Федерации, и указанное жилое помещение было приобретено на сбережения Геращенко И.Н.

Ответчик иск не признал, в письменных возражениях указал на законность оспариваемого решения, ссылаясь на то, что Кабанов А.П. был снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 3 мая 1995 г., в связи с выявлением факта приобретения им жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и представлением недостоверных сведений.

Третье лицо Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми выразило позицию аналогичную позиции ответчика.

Третье лицо Геращенко И.Н. иск поддержала, в письменном отзыве просила иск удовлетворить.

Истец, ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещены судом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.

Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 названного выше Федерального закона закрепляет, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из материалов учетного дела №К-10 Кабанова А.П., имеющегося у администрации муниципального образования городского округа «Воркута», следует, что 3 мая 1995 г. супруга истца Кабанова М.А. обратилась с заявлением о постановке ее на учет для предоставления субсидии на строительство (приобретение) жилья и была принята на учет для предоставления жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера. При этом она указала, что ознакомлена, что предоставление жилой площади за пределами г. Воркуты будет производиться по санитарным нормам, согласно количеству членов семьи, при условии не ухудшения жилищных условий. На момент подачи заявления истец проживала в г. Воркута (<адрес> вместе с мужем и дочерью.

На момент постановки Кабановой М.А. на учет на получение жилищной субсидии действовало Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278, согласно которому право на получение за счет средств республиканского бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья предоставлялось лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения). При этом пунктом 2 предусматривалось, что субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право.

17 июля 1997 г. с заявлением о постановке на очередь на получение жилья за пределами г. Воркуты, построенного Фондом развития жилищного строительства Республики Коми за счет выделения безвозмездных субсидий Российской Федерации в администрацию МО ГО «Воркута» обратился Кабанов А.П. (л.д.20).

29 мая 2001 г. Кабанова М.А. обратилась к ответчику с заявлением о переводе её очереди по получению жилья за пределами г. Воркуты на мужа Кабанова А.П. в связи с наличием у Кабанова А.П. более длительного стажа работы, данное заявление было удовлетворено, о чем свидетельствует резолюция на заявлении со ссылкой на распоряжение главы администрации от 1 июня 2001 г. №796 и отсутствие со стороны ответчика спора по факту постановки истца на учет граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с 3 мая 1995 г.

В соответствии со статьей 4 ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002 года право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

22 ноября 2006 г. Кабанов А.П. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлениями о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Постановлением Правительства №153 от 21 марта 2006 г., категория очередности - "пенсионер", включая в состав семьи супругу Кабанову М.А. и дочь Геращенко И.Н. и выделении государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой для приобретения жилого помещения в Нижегородской области, указав, что он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют (л.д.48,49).

Указанное позволяет сделать вывод, что основанием для постановки Кабановых на учет явилось отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Заявлениями от 24 апреля 2007г., 23 апреля 2008г., 22 апреля 2009г.,16 июня 2010г. истец просил выделить ему на состав семьи три человека государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Нижнего Новгорода (л.д.37,38,39)

Из свидетельства о смерти ... ... следует, что Кабанова М.А. умерла 15 марта 2015 г. (л.д.57).

Заявлениями от 31 марта 2015 г., 12 апреля 2016 г. истец просил выделить ему на состав семьи два человека государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Нижнего Новгорода (л.д.43,45).

Заявление истца за 2017 г. в предоставленной копии учетного дела отсутствует, при этом имеется согласие на обработку персональных данных от Кабанова А.П. (л.д.50).

Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 9 августа 2017 г. №1277, утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 4 августа 2017 г. №26, которым Кабанов А.П. снят с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и желающих выехать за пределы г. Воркуты на основании п.п. «в» п.21 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №879 (выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 11 июля 2017 г. за Кабановым А.П. 15 апреля 2016г. зарегистрировано право собственности на объект недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 30,5 кв.м. (л.д.77).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от <дата> следует, что за Геращенко И.Н. 10 июня 2016 г. зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположено по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 3 июня 2016 г. (л.д.90-91).

Вопросы переселения жителей г. Воркуты Республик Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета регламентированы помимо Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Подпрограммы, также Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 (ред. от 28.07.2017).

В пункте 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ряде случаев, включая такие как:

-в) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений;

-д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам) (в ред. от 28.07.2017, действующей на момент принятия оспариваемого решения).

В силу пункта 22 Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. В случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Проанализировав указанные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что факт приобретения жилья означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий, что влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременных социальных выплат и является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь встать на данный учет при возникновении у них вновь права на получение социальных выплат для приобретения жилья.

По смыслу приведенных выше положений закона граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие состояние их нуждаемости в переселении, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

Анализ норм федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, свидетельствует также о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.

Таким образом, законом предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.

В свою очередь, необходимо учитывать, что снятие с учета возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Из пояснений 3-его лица Геращенко И.Н. следует, что на 2015 г. она уже не проживала в г. Воркуте.

Судом установлено, что право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрировано за Кабановым А.П. на основании решения Богородского городского суда Нижегородской области от 8 февраля 2016 г. Из содержания решения следует, что право собственности признано за Кабановым А.П. в порядке наследования после смерти жены Кабановой М.А.

Площадь указанного жилого помещения составила 30,5 кв.м. при учетной норме в Новинском сельсовете Богородского муниципального района районе 12 кв.м. согласно решению сельского совета Новинского сельсовета <адрес> от <дата> ....

При этом в заявлении от 12 апреля 2016 г. истец просил выделить ему жилищный сертификат на состав семьи два человека, включая Геращенко И.Н., и не сообщил о наличии правоустанавливающего документа в виде решения Богородского городского суда от 8 февраля 2016 г. по делу №2-506/2016, вступившего в законную силу 16 марта 2016г., о наличии которого не могло не быть известно Кабанову А.П. с учетом его процессуального статуса в указанном деле и совершении действий по регистрации права в ЕГРП.

Данные сведения влияли непосредственно на право истца состоять на учете и на размер социальной выплаты.

Таким образом, истец утратил право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета с момента приобретения в собственность жилого помещения в Нижегородской области, предоставив в 2016 г. недостоверные сведения, влияющие на право истца состоять на учете граждан с 3 мая 1995 г., в связи с чем решение администрации МО ГО «Воркута» о снятии истца с учета является правомерным и оснований для удовлетворения иска не имеется.

При этом, тот факт, что право собственности было оформлено на истца временно в связи с нахождением Геращенко И.Н. за пределами России, а в настоящее время истец в других субъектах Российской Федерации жилья не имеет, не свидетельствует о незаконности действий ответчика, поскольку не изменяет существо установленных по делу обстоятельств.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска Кабанова Александра Павловича к администрации муниципального образования градского округа «Воркута» о признании незаконным решения общественной комиссии при администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 4 августа 2017 г. об исключении из списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий при выезде из района Крайнего Севера, признании права на получения социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт с 3 мая 1995 г. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения (8 мая 2019 г.).

Председательствующий:                А.Г. Гюлумян

2-572/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кабанов Александр Павлович
Ответчики
Администрация муниципального образования городского округа "Воркута"
Другие
Геращенко Ирина Николаевна
Минстрой Республики Коми
Валеев Спартак Рауфович
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее