Судья: Дурнова Н.Г. адм.дело №33а-14661/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 ноября 2017 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Евдокименко А.А., Хаировой А.Х.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 03 июля 2017 года по административному исковому заявлению Столяровой Н.Н. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании распоряжения,
с участием Паладьева М.А. (представителя Столяровой Н.Н.), Агаповой О.С. (представителя Департамента градостроительства г.о.Самара), Патрашкова В.И. (представителя СНТ «Салют»),
УСТАНОВИЛА:
Столярова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что 25.10.2016 она обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей как члену СНТ «Салют-2» земельного участка, расположенного на территории данного СНТ, находящегося в ее фактическом пользовании, без проведения торгов. Распоряжением от 22.02.2017 №РД-621 Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка на том основании, что участок расположен в санитарно-защитной зоне кладбища. Не согласившись с таким решением, поскольку санитарно-защитная зона кладбища соответствующим распорядительным актом не установлена и сведения о ее границах в государственный кадастр недвижимости не внесены, Столярова Н.Н. просила признать указанное распоряжение Департамента незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушения ее прав, свобод и законных интересов путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 03 июля 2017 года требования Столяровой Н.Н. удовлетворены. Распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 22.09.2017 №РД-621 признано незаконным. На административного ответчика возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Столяровой Н.Н. о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о.Самара ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства г.о.Самара доводы жалобы поддержала.
Представитель Столяровой Н.Н. и представитель СНТ «Салют-2» возражали против доводов жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Столярова Н.Н. является членом СНТ “Салют-2” и пользователем земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
25.10.2016 Столярова Н.Н. обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка без проведения торгов.
Распоряжением №РД-621 от 22.02.2017 Департамент градостроительства г.о.Самара отказал в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка на основании подп.1 п.8 ст.39.15, подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ в связи с расположением земельного участка в санитарно-защитной зоне кладбища.
Удовлетворяя заявленные Столяровой Н.Н. требования и признавая данное распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства установления санитарно-защитной зоны кладбища не представлены, проект санитарно-защитной зоны, определяющий ее размеры и границы, отсутствует, решение об установлении санитарно-защитной не принималось, сведения о санитарно-защитной зоне кладбища в ГКН не вносились. Также суд учел, что земельный участок был предоставлен СНТ «Салют-2» в установленном законом порядке, план-схема СНТ согласована Министерством имущественных отношений Самарской области.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Среди ограничений прав на землю в п. 1 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ указаны особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (ч. 3 ст. 56 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га отнесены к предприятиям II класса опасности, для которых ориентировочный размер санитарно-защитной зоны установлен 500 метров (п.7.1.12).
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания.
Согласно п. 2.8 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.
В соответствии с п.2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п.3.1).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации при наличии предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (п.4.2).
Пунктом 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрена возможность уменьшения размера санитарно-защитной зоны для действующих объектов в случае уменьшения уровня негативного воздействия, подтвержденного измерениями.
Из материалов дела следует, что кладбище «Мехзаводское», правообладателем которого является Муниципальное образование г.о. Самара, занимает земельный участок с кадастровым номером № общей площадью около 33 га, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о санитарно-защитной зоне земельного участка в ГКН отсутствуют, что подтверждается выпиской из ГКН.
Согласно сведениям из ИСОГД г.о.Самара и публичной кадастровой карте испрашиваемый истцом земельный участок расположен на расстоянии менее 500 м от границы земельного участка с кадастровым номером №, занимаемого кладбищем «Мехзаводское».
Из письма Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.08.2017 №04-05/16245 следует, что за период с 2005 по 2017 г.г. Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на установление санитарно-защитной зоны для кладбища «Сорокины Хутора». По остальным объектам за получением санитарно-эпидемиологических заключений по СЗЗ юридические лица, эксплуатирующие кладбища, расположенные на территории г.о.Самара, в Управление не обращались.
Указанное подтверждает, что санитарно-защитная зона кладбища «Мехзаводское» не установлена.
Между тем, в силу требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны данного кладбища, относящегося к объекту II класса опасности, является обязательной. Ответственность за установление санитарно-защитной зоны лежит на собственнике земельного участка в силу его обязанности соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст.42 Земельного кодекса РФ).
При таком положении, когда установлено, что спорный земельный участок входит в границы подлежащей установлению санитарно-защитной зоны кладбища, судебная коллегия приходит к выводу, что административным ответчиком обоснованно отказано в предварительном согласовании предоставления этого земельного участка ввиду имеющихся ограничений в его использовании. Санитарно-защитная зона вышеуказанного опасного объекта подлежит установлению в силу обязательных предписаний санитарных норм и правил, поэтому само по себе неисполнение данной обязанности собственником земельного участка не отменяет ограничений, установленных правилами и направленных на обеспечение безопасности населения.
Поскольку размер санитарно-защитной зоны в 500 м является ориентировочным, устанавливается при разработке проекта санитарно-защитной зоны и может быть уменьшен по результатам измерений, заинтересованные лица не лишены права ставить вопрос о возложении на уполномоченное лицо обязанности обеспечить разработку проекта санитарно-защитной зоны кладбища с расчетами фактического вредного воздействия объекта на окружающую среду.
Вопреки возражениям представителя истца о том, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливают требования к строительству и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых объектов, анализ данных правил, указывает на то, что они применяются при разработке проектов и установлении санитарно-защитных зон как строящихся, так и действующих промышленных объектов и производств.
То обстоятельство, что план-схема территории СНТ «Салют-2» согласована Министерством имущественных отношений Самарской области, не является безусловным основанием для предоставления спорного земельного участка, поскольку права на данный участок ограничены по основаниям, установленным действующим законодательством.
Таким образом, правовых и фактических оснований для признания распоряжения №РД-621 от 22.02.2017 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и возложения на административного ответчика обязанность возобновить рассмотрение заявления Столяровой Н.Н. не имеется.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 03 июля 2017 года отменить.
Постановить новое решение: «Отказать в удовлетворении исковых требований Столяровой Н.Н. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 22.09.2017 №РД-621 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>».
Председательствующий
Судьи