Решение по делу № 33-4724/2019 от 11.10.2019


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 33-4724/2019

Судья Богданова А.А. поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 ноября 2019 года город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Вагановой Е.С., Дампиловой Ц.В., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тубановой Н.В. к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Шараевой Ю.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 4 сентября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность предоставить Тубановой Н.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Улан-Удэ на семью из одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека с учетом права пользования дополнительной жилой площадью.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., истца Тубанову Н.В., ее представителя Орлову Н.А., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, истец Тубанова Н.В. просила возложить на ответчика Администрацию г. Улан-Удэ обязанность предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.

Исковые требования мотивированы тем, что она, являясь инвалидом <...> группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания и состоит на учете нуждающихся в жилье по категории граждан, имеющих заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В судебном заседании истец Тубанова Н.В. и ее представитель по доверенности Орлова Н.А. на требованиях настаивали, пояснив, что истец состоит на учете нуждающихся в жилье по категории «малоимущие» и в связи с тяжелым заболеванием. Ее право на дополнительную жилую площадь установлено законом.

Представитель ответчика по доверенности Шараева Ю.А. возражала против требований истца, пояснив, что Администрация города является ненадлежащим ответчиком, оснований для обеспечения истца жильем вне очереди не имеется, так как из фонда муниципального жилья подлежат обеспечению жильем только граждане, состоящие в очереди по категории «малоимущие». Поскольку требования истца об обеспечении жильем заявлены по иной категории лиц, состоящих в очереди на получение жилья, такие требования не могут быть удовлетворены за счет города.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Енисеева Т.А. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном отзыве представитель третьего лица полагал, что требования истца подлежат удовлетворению.

Представитель Правительства РБ по доверенности Бурлова А.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Шараева Ю.А. просит решение суда отменить в связи с неверным определением обстоятельств по делу и неправильным применением норм материального права. Указывает, что исходя из системного толкования Жилищного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», правовых позиции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ следует, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005 г. подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма – за счет жилищного фонда субъекта РФ. Отмечает, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в государственном жилищном фонде РБ как гражданин, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. По категории «малоимущие» жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Иным категориям граждан жилые помещения предоставляются в государственном жилищном фонде вне очереди. Таким образом, предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, отнесено к полномочиям субъекта РФ. Данные полномочия не переданы в установленном порядке органам местного самоуправления. Кроме того, предоставление жилого помещения истцу, с учетом его права на дополнительную жилую площадь является правом Администрации, а не обязанностью.

В суде апелляционной инстанции истец Тубанова Н.В. и ее представитель Орлова Н.А. возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ, представители третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ, третьего лица Правительства РБ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Представитель третьего лица Правительства РБ Бурлова А.А. направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.327.1Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, истец Тубанова Н.В. является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ней проживание является невозможным (код заболевания <...> согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Приказом Минздрава от 29.11.2012 года №987н), инвалидом <...> группы по общему заболеванию бессрочно.

Согласно справке ВК ГБУЗ <...><...> от <...> года истец подпадает под действие Приказа Минздрава России от 30.11.2012 года №991н, согласно которому утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (код заболевания <...>).

Истец Тубанова Н.В.зарегистрирована по адресу: <...>.

Распоряжением Администрации <...> района г. <...> от <...>. №<...> истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи <...> человек по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно».

Согласно распоряжению Администрации <...> района г. <...> от <...> года №<...> истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи <...> человека по категории <...>.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьями 51, 57 Жилищного кодекса РФ истец Тубанова Н.В., признанная малоимущей и состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда с учетом права пользования дополнительной жилой площадью. Ответчик, как орган местного самоуправления, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ обязан предоставить ей жилое помещение.

Судом первой инстанции верно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Как усматривается из материалов дела, истец Тубанова Н.В. встала на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом РФ основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Действительно, Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 №1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусматривает постановку на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия гражданам, нуждающимся в жилом помещении, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Однако данный Закон не лишает истца права на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда по решению органа местного самоуправления в силу прямого указания ч. 3 и ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, так как предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.

С учетом изложенного у Администрации г. Улан-Удэ, вопреки доводам жалобы, имеется обязанность по предоставлению истцу Тубановой Н.В. жилого помещения по договору социального найма вне очереди в силу имеющегося у ребенка хронического заболевания, подпадающего под вышеуказанный Перечень.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение обязанности по предоставлению инвалидам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

При этом, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание право Тубановой Н.В. на дополнительную жилую площадь.

В соответствии с положениями части 6 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающими организационно-правовые основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, инвалиды имеют право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Перечень заболеваний, дающих право на обеспечение инвалидов жилым помещением во внеочередном порядке, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а категория граждан, отнесенных к числу лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указана в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Министерством здравоохранения утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (приказ № 991н от 30 ноября 2012г.), в указанный перечень включено заболевание, которым страдает Тубанова.

Правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено или изменено, в апелляционной жалобе не содержится.

Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи коллегии:

33-4724/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тубанова Наталья Владимировна
Ответчики
Администрация г.Улан-Удэ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
15.10.2019Передача дела судье
06.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2019Передано в экспедицию
06.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее