Дело № 5-5/2020
25RS0020-01-2020-000006-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«25» февраля 2020 года с. Лазо Лазовского района Приморского края
<адрес>
Судья Лазовского районного суда Приморского края Галчатников Антон Сергеевич, рассмотрев материалы дела в отношении должностного лица – Пономаренко Вячеслава Геннадьевича, <данные изъяты> занимающего должность главы администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес>, - привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
09 января 2020 года прокурором Лазовского района Приморского края Лариным Д.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Пономаренко В.Г., - в связи с тем, что он не выполнил требования об устранении нарушений, изложенных в представлении прокурора от 20.09.2019 №, выразившихся в отсутствии уполномоченного органа либо должностного лица, уполномоченного на осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, отсутствии муниципальных правовых актов, регулирующих порядок осуществления данного вида контроля, отсутствии муниципального контроля за использованием и охраной недр, отсутствии разработанного и принятого порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров на территории поселения, а также в нарушении срока рассмотрения представления и неуведомлении прокурора о дне его рассмотрения, чем нарушил ст.ст. 6, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В судебном заседании глава администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Пономаренко В.Г. и его представитель Нехаев М.Г. не согласились с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
В обоснование Пономаренко В.Г. пояснил суду, что администрация Преображенского городского поселения не вправе осуществлять муниципальный контроль в области торговой деятельности, поскольку такие полномочия органами государственной власти не передавались администрации поселения. Порядок проведения проверок без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями должен утверждаться представительным органом Преображенского городского поселения. Порядок осуществления муниципального земельного контроля регламентируется муниципальным правовым актом № от 26.04.2016г. Кроме того, поступившее из прокуратуры представление было непонятно, содержащиеся в нём формулировки не были конкретизированы и доведены до администрации в доходчивой форме. Таким образом, неисполнение требований прокурора не носило умышленного характера.
Представитель должностного лица - Нехаев М.Г. - дополнительно пояснил суду, что ранее из прокуратуры <адрес> в адрес администрации Преображенского городского поселения поступало представление от 16.09.2019г., содержащее требование об исключении из ранее утверждённого плана проверок на 2020 год юридического лица – ПАО «Преображенская база тралового флота». Данное представление было исполнено с исключением вышеуказанного юридического лица из плана проверок. О рассмотрении вновь поступившего представления прокуратуры от 20.09.2019г. представитель надзорного ведомства уведомлялась посредством телефонной связи, письменное уведомление не направлялось. За разъяснениями в прокуратуру о содержании представления от 20.09.2019г., а также относительно мер, которые необходимо предпринять в целях устранения нарушений, содержащихся в представлении, не обращались.
Помощник прокурора <адрес> Дзёмина О.Ю. в судебном заседании поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. В дополнение пояснила суду, что в адрес администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес> направлялись протест и представление в отношении ранее изданного администрацией распоряжения об утверждении плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, поскольку данный план проверок предварительно для согласования в прокуратуру не направлялся, а также в связи с тем, что содержащиеся в указанном плане субъекты проверок были включены в него незаконно. Кроме того, прокуратурой производилась проверка на предмет полноты правового регулирования порядка осуществления муниципального контроля. Администрации надлежало рассмотреть вопрос о принятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок формирования заданий и проведение муниципального контроля без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и закрепление его результатов. О рассмотрении представления прокуратура не уведомлялась, за разъяснениями по содержанию представления никто из представителей администрации не обращался.
Заслушав участников судебного заседания и изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В части невыполнения требований прокурора диспозиция ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение любых законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, в том числе перечисленных в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о прокуратуре). При этом ответственность по указанной статье наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу положений ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Пункт 10 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к числу вопросов местного значения городского поселения создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 381-ФЗ), государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством муниципального контроля в этой области.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона № 381-ФЗ, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» относит к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии со статьёй 37 данного Закона к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ). Данным законом устанавливается, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьёй 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования, в том числе, земельных участков, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в результате прокурорской проверки по соблюдению законодательства при осуществлении муниципального контроля на территории Преображенского городского поселения установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в администрации Преображенского городского поселения отсутствует уполномоченный орган либо должностное лицо, уполномоченное на осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, не приняты соответствующие муниципальные правовые акты, регулирующие порядок осуществления данного вида муниципального контроля; в нарушение положений Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» администрацией Преображенского городского поселения не организован муниципальный контроль за использованием и охраной недр; по состоянию на 20.09.2019 администрацией Преображенского городского поселения порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими и индивидуальными предпринимателями и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров на территории поселения не разработаны и не приняты.
20.09.2019 прокурором <адрес> в адрес главы администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Пономаренко В.Г. внесено представление за № об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в котором содержались требования безотлагательно рассмотреть с участием представителя прокуратуры настоящее представление, о времени и месте его рассмотрения заблаговременно сообщив в прокуратуру района, принять меры по устранению допущенных нарушений закона и решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.
24.10.2019 в прокуратуру поступил ответ администрации Преображенского городского поселения от 24.10.2019 №, согласно которому, требования прокурора не выполнены, конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона не приняты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 09 января 2020 года в отношении должностного лица – главы администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Пономаренко В.Г. - дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7. КоАП РФ.
Прихожу к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку требования прокурора, изложенные в вышеуказанном представлении, не исполнены. В поступившем ответе на представление не указано на принятие каких-либо мер, направленных на устранение нарушений, изложенных в представлении прокурора.
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7. КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.01.2020;
- представлением прокурора об устранении допущенных нарушений законодательства;
- ответом главы администрации Преображенского городского поселения Пономаренко В.Г. на представление прокурора от 24.10.2019 №, из содержания которого следует, что администрацией предприняты меры по устранению нарушений, на которые было указано в представлении прокурора от 16.09.2019г. №. Каких-либо сведений о принятии мер по устранению нарушений, содержащихся в представлении прокурора от 20.09.2019 №, в данном ответе не содержится;
- распоряжением <данные изъяты> от 18.09.2018г. о вступлении в должность вновь избранного главы Преображенского городского поселения Пономаренко В.Г.,
а также другими материалами дела, оцененными судом в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом довод должностного лица об отсутствии у администрации полномочий на осуществление муниципального контроля отклоняется как не основанный на вышеприведённых законодательных нормах.
Ссылка на муниципальный нормативный правовой акт от 26.04.2016 № 17-МПА, которым утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Преображенского городского поселения», не может быть принята во внимание, поскольку данным Положением не регламентируются порядок оформления заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров и содержание таких заданий.
Довод должностного лица в той части, что порядок проведения проверок принимается представительным органом поселения, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23 Устава Преображенского городского поселения глава администрации поселения обладает правом внесения в Муниципальный комитет Преображенского городского поселения проектов муниципальных правовых актов.
Как следует из пояснений, данных в судебном заседании, представители администрации Преображенского городского поселения в пределах установленного законом срока рассмотрения представления прокурора не обращались за разъяснениями по его содержанию. Оснований для вывода о его неисполнимости либо о возможности двоякого толкования содержащихся в нём требований не имеется.
Кроме того, необходимо учитывать, что представление рассмотрено в отсутствие надлежащего уведомления прокурора <адрес> о времени его рассмотрения, ответ на представление направлен по истечении месяца со дня его внесения, т.е. в нарушение положений ст. 24 Закона о прокуратуре.
Местом совершения административного правонарушения является здание администрации Преображенского городского поселения, расположенное по адресу: ул. Заводская, д. 9, п. Преображение, Лазовский район, Приморский край, временем совершения административного правонарушения является дата поступления ответа в прокуратуру <адрес>, то есть 24.10.2019г.
Таким образом, глава администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Пономаренко В.Г. в нарушение вышеуказанных положений Закона о прокуратуре умышленно не выполнил в установленный срок требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно, не предпринял каких-либо мер во исполнение представления прокурора от 20.09.2019г., направленных на устранение допущенных нарушений, в связи с чем в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания необходимо учитывать характер совершённого административного правонарушения и данные о личности виновного.
Предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
Оснований расценивать административное правонарушение как малозначительное не имеется, поскольку оно относится к категории посягающих на институты государственной власти.
Решая вопрос о мере наказания за указанное административное правонарушение и принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Пономаренко В.Г. на момент его совершения привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, прихожу к выводу о необходимости назначить наказание в минимальном размере санкции, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ для должностных лиц, т.е. виде административного штрафа в сумме 2 000 руб.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 29.10 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – главу администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Пономаренко Вячеслава Геннадьевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Приморскому краю (Прокуратура Приморского края л/с 04201455560), ИНН 2536042415, КПП 253601001, банк получателя Дальневосточное ГУ Банка России г. Владивосток, р/счет 40101810900000010002, БИК 040507001, код бюджетной классификации (КБК) 41511690010016000140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет), ОКТМО 05617000 (Лазовский МР).
В соответствии с требованиями ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, будет принято решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья А.С. Галчатников