РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2020 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Чариной Е.В.,
при секретаре Рожиной А.И.,
с участием:
истца Стешина Д.А.,
представителей ответчика – Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области» по доверенностям Маркиной О.А., Крыськив О.Б.,
представителя ответчика - Управления Росгвардии по Тульской области по доверенности Волковой Ж.А.,
помощника прокурора Пролетарского района г. Тулы Панченко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-150/2020 по иску Стешина Д.А. к Управлению Росгвардии по Тульской области, Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области» о признании незаконными приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении со службы, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула,
установил:
Стешин Д.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области» (далее по тексту - ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области») об отмене приказа об увольнении со службы.
В обоснование заявленного требования сослался на то, что он (Стешин Д.А.) проходил службу в должности полицейского (водителя) взвода № роты № батальона полиции Управления вневедомственной охраны по городу Туле – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; уволен со службы приказом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № на основании пункта 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины), с чем категорически не согласен.
Просил суд отменить приказ Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся его (истца).
Впоследствии истец Стешин Д.А. уточнил и дополнил заявленное требование и окончательно просил суд признать незаконными вынесенный на основании заключения служебной проверки приказ Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарных взысканий» в части наложении на него (Стешина Д.А.) дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы, приказ Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № о расторжении с ним (Стешиным Д.А.) контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации в связи с грубым нарушением служебной дисциплины (пункт 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); восстановить его (Стешина Д.А.) на службе в должности полицейского (водителя) Управления вневедомственной охраны по городу Туле – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области»; взыскать с Управления Росгвардии по Тульской области в его (Стешина Д.А.) пользу денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата уточнения искового требования) в размере 41 163 рубля 21 копейка.
В судебном заседании истец Стешин Д.А. поддержал заявленные требования и, уточнив их формулировку, просил суд признать незаконными вынесенный на основании заключения служебной проверки приказ Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарных взысканий» в части наложении на него (Стешина Д.А.) дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы, приказ ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № о расторжении с ним (Стешиным Д.А.) контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации в связи с грубым нарушением служебной дисциплины (пункт 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); восстановить его (Стешина Д.А.) на службе в должности полицейского (водителя) Управления вневедомственной охраны по городу Туле – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области»; взыскать с ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» в его (Стешина Д.А.) пользу денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда о восстановлении на службе. Дополнительно пояснил, что основанием к изданию приказа начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № послужил приказ Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарных взысканий», изданный по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым ввиду непринятии мер к пресечению преступления или правонарушения на маршруте патрулирования на него (истца) наложено дисциплинарное взыскание – увольнение со службы в органах внутренних дел. Полагает вышеуказанные приказы незаконными, поскольку отсутствовали основания для применения к нему (истцу) меры дисциплинарной ответственности. Указал, что за время службы он (истец) зарекомендовал себя с положительной стороны, дисциплинарных взысканий не имел.
Определением Пролетарского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росгвардии по Тульской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Представители ответчика – ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» по доверенностям Маркина О.А. и Крыськив О.Б., представитель ответчика - Управления Росгвардии по Тульской области по доверенности Волкова Ж.А. в судебном заседании уточненные исковые требования Стешина Д.А. не признали, представили письменные возражения на иск, в которых указали, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности и его последующее увольнение со службы произведены на законных основаниях и с соблюдением установленного порядка. Обратили внимание, что, прибыв в составе группы задержания в кафе-бар <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, истец не пресек совершаемое правонарушение (преступление), своим бездействием повлек возникновение угрозы жизни и здоровью людей - посетителей кафе-бара, что является грубым нарушением служебной дисциплины, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При привлечении истца к дисциплинарной ответственности соблюдены такие основополагающие принципы ответственности как справедливость, соразмерность и законность.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Пролетарского района г. Тулы Панченко Т.Ю., полагавшей уточненные исковые требования Стешина Д.А. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Стешин Д.А. проходил службу в должности полицейского (водителя) взвода № роты № батальона полиции Управления вневедомственной охраны по городу Туле – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на ПЦО № Управления вневедомственной охраны по городу Туле – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» поступило сообщение из мониторинговой компании ООО «Тульский дом безопасности» о срабатывании тревожной сигнализации в кафе-баре <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>. Дежурный ПЦО № УВО по г. Туле незамедлительно направил к объекту экипаж группы задержания роты № батальона полиции УВО по г. Туле в составе старшего полицейского взвода № роты № батальона полиции УВО по г. Туле прапорщика полиции ФИО10 и полицейского (водителя) взвода № роты № батальона полиции УВО по г. Туле прапорщика полиции ФИО11 По прибытии к объекту в <данные изъяты> к сотрудникам группы задержания № подбежал мужчина и сообщил, что в кафе происходит драка. Сотрудники группы задержания незамедлительно вызвали помощь и направились в помещение кафе, где несколько мужчин конфликтовали и пытались инициировать драку с другими посетителями. Сотрудники группы задержания попросили их выйти на улицу, на данную просьбу один из мужчин стал вести себя неадекватно, выражался нецензурной бранью в адрес посетителей, ломал мебель. По прибытии дополнительных групп задержания № в составе старшего полицейского взвода № роты № батальона полиции УВО по г. Туле старшины полиции ФИО12 и полицейского (водителя) взвода № роты № батальона полиции УВО по г. Туле старшего сержанта полиции Стешина Д.А. (истца по настоящему делу), № и сотрудников патрульно-постовой службы данный гражданин продолжал вести себя неадекватно, давая основания полагать, что может причинить вред как себе, так и окружающим гражданам. Совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы к данному гражданину были применены специальные средства ограничения подвижности (наручники) на основании пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» во избежание причинения вреда окружающим и себе. Для дальнейшего разбирательства и установления личности правонарушителя на место происшествия вызвана следственно-оперативная группа УМВД России по г. Туле. Данный гражданин был передан сотрудникам УМВД России по г. Туле, впоследствии личность правонарушителя была установлена, им оказался ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В результате противоправных действий ФИО13 кафе-бару <данные изъяты> причинен имущественный вред, а посетители кафе получили телесные повреждения различной степени тяжести.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» о данном факте рапортом доложено врио начальника Управления Росгвардии по Тульской области, по указанию которого в тот же день назначена служебная проверка, проведение которой поручено заместителю начальника Управления Росгвардии по Тульской области – начальнику центра лицензионно-разрешительной работы.
В период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления Росгвардии по Тульской области – начальником центра лицензионно-разрешительной работы проведена служебная проверка, в ходе которой установлено грубое нарушение служебной дисциплины истцом Стешиным Д.А., выразившееся в непринятии мер к пресечению преступления или правонарушения на маршруте патрулирования, вследствие чего на истца предложено наложить дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел за нарушение пунктов 1, 2, 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 24, 43, 45 должностного регламента (должностной инструкции).
Заключение служебной проверки по данному факту утверждено врио начальника Управления Росгвардии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, с данным заключением Стешин Д.А. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ на основании представленного им рапорта.
Приказом Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарных взысканий» за нарушение пунктов 1, 2, 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 24, 43, 45 должностного регламента (должностной инструкции), выразившееся в непринятии мер к пресечению преступления или правонарушения на маршруте патрулирования, на Стешина Д.А. наложено дисциплинарное взыскание – увольнение со службы в органах внутренних дел; с приказом Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ со Стешиным Д.А. проведена беседа о предстоящем увольнении (лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ), он ознакомлен с представлением к увольнению со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № расторгнут контракт и Стешин Д.А. уволен со службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) ДД.ММ.ГГГГ; с приказом ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № истец ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Стешин Д.А. сослался на несовершение им дисциплинарного проступка, состав и обстоятельства которого указаны в заключении служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Прохождение службы сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 03.07.2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Поступая на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно выполнять свои обязанности.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 03.07.2016 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания, распространяются положения Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статьи 76 указанного Федерального закона).
На основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 этого же Закона, предусматривающей требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 13 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Согласно статье 47 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу части 1 статьи 49 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям (пункт 6 части 1 статьи 50 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
В силу пункта 6 части 2 статьи 82 того же Закона контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность.
Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка, вины сотрудника, причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка, наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (часть 3 статьи 52 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
В силу статей 1, 2, 9 Федерального закона от 03.07.2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. На войска национальной гвардии возлагаются, в том числе, задачи по участию в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. Войска национальной гвардии наделены полномочиями требовать от граждан соблюдения общественного порядка, прекращения противоправных действий, пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требовать от граждан покинуть место происшествия; доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом.
В соответствии со статьей 18 указанного Закона военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники лично или в составе подразделения (группы); военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии перед применением физической силы, специальных средств, оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств, оружия, о том, что он является военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии; военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства, оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни или здоровью гражданина или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях и собственные объекты войск национальной гвардии; военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии при применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
Статьей 19 названного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, для пресечения преступлений и административных правонарушений, для задержания и доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии; военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.
В силу статьи 20 того же Закона военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии возложенных на него обязанностей;
6) для доставления в полицию, а также в целях пресечения попытки побега в случае оказания лицом сопротивления военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, плавучих средств (судов) и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна), если лицо, управляющее этим транспортным средством, плавучим средством (судном), не выполнило законное требование сотрудника полиции или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии об остановке;
10) для защиты охраняемых войсками национальной гвардии объектов, сооружений, блокирования движения групп, совершающих противоправные действия;
11) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые войсками национальной гвардии объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также собственные объекты войск национальной гвардии;
12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) средства раздражающего действия - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии вправе использовать подручные средства связывания;
4) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктом 10 части 1 настоящей статьи;
6) ударно-шоковые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
7) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 6 - 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
11) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
12) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 - 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;
14) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
15) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
16) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 24 должностного регламента (должностной инструкции) полицейского (водителя) последний обязан знать и неукоснительно соблюдать требования законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, правовых актов Росгвардии, Управления Росгвардии по Тульской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области», регламентирующих вопросы охраны имущества и (или) объектов, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, применения огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы, мер личной безопасности руководствоваться ими.
В силу пункта 43 должностного регламента (должностной инструкции) полицейского (водителя) последний обязан выявлять, предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения на маршруте патрулирования.
На основании пункта 45 должностного регламента (должностной инструкции) полицейского (водителя) последний обязан применять физическую силу и специальные средства в строгом соответствии с Федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Как указано выше, основанием для наложения на Стешина Д.А. дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы послужило заключение служебной проверки, утвержденное врио начальника Управления Росгвардии по Тульской области полковником ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено неисполнение Стешиным Д.А. пунктов 1, 2, 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 24, 43, 45 должностного регламента (должностной инструкции).
Указанной проверкой установлено непринятие истцом мер по пресечению противоправных действий ФИО13, и, как следствие, невыполнение обязанностей по обеспечению исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе в сфере внутренних дел, неисполнение должностного регламента (виновное бездействие), повлекшее за собой возникновение угрозы жизни и здоровью граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Стешиным Д.А. даны письменные объяснения, в них имеется указание на то, что права и обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ему (Стешину Д.А.) разъяснены и понятны.
Как следует из объяснений истца Стешина Д.А., как письменных, данных в ходе служебной проверки, так и при рассмотрении настоящего гражданского дела, в их (экипажей групп задержания № и №) присутствии ФИО13 вел себя агрессивно и неадекватно («бил по столам, кричал, пытался залезть на стол»), а равно совершал противоправные действия в отношении посетителей кафе-бара <данные изъяты>наносил удары ногами упавшей на пол посетительнице, ударил стулом посетителя), оказывал сопротивление сотрудникам групп задержания.
При наличии таких обстоятельств Стешин Д.А. при выполнении возложенных на сотрудников Росгвардии задач по участию в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности не мог не осознавать противоправность и общественную опасность действий правонарушителя, совершаемых в его (истца) присутствии и подлежащих безусловному пресечению.
Как указано выше, статьей 13 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации определены требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, в соответствии с которыми последний при осуществлении служебной деятельности должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности.
Вместе с тем, согласно видеозаписи с камер внутреннего наблюдения кафе-бара <данные изъяты>, неоднократно просмотренной в зале судебного заседания в присутствии истца, не ходатайствовавшего о признании данной записи недействительной, усматривается конфликт, происходящий между ФИО13, посетителями кафе-бара и сотрудниками Росгвардии, при котором действия правонарушителя свидетельствуют об угрозе жизни и здоровью присутствующих в помещении граждан и оказании им (правонарушителем) сопротивления сотрудникам органов внутренних дел. Прибывшие на место происшествия в кафе-бар <данные изъяты> и присутствовавшие при инциденте сотрудники Росгвардии, включая истца ФИО3, не предпринимали в течение длительного времени попыток пресечь противоправные действия ФИО13, а лишь следовали за правонарушителем, пытаясь, как пояснил истец, «успокоить», «уговорить его прекратить неправомерные действия». В сложившейся обстановке, с учетом характера и степени опасности действий ФИО13, оказываемого им сопротивления, продолжавшего в присутствии сотрудников войск национальной гвардии последовательно наносить телесные повреждения посетителям кафе, у Стешина Д.А. как сотрудника группы задержания ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» имелись достаточные основания для применения физической силы и специальных средств (палки специальной, средства ограничения подвижности (наручников), средства раздражающего воздействия) в отношении правонарушителя с целью пресечения его неправомерных действий и доставления в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении, однако истец не принял оперативных мер для пресечения правонарушения, в определенный момент инцидента самоустранился от выполнения задач по охране общественного порядка и безучастно наблюдал за происходящим со стороны, допустив бездействие, в ходе которого несколько посетителей кафе получили телесные повреждения, а юридическому лицу причинен имущественный ущерб.
В нарушение статей 2, 9, 18-20 Федерального закона от 03.07.2016 года № 226 -ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» Стешин Д.А., находясь при исполнении должностных обязанностей, будучи одетым в форменную одежду сотрудников войск национальной гвардии со знаками отличия, с целью пресечения указанных выше противоправных действий ФИО13 не потребовал от последнего незамедлительно прекратить совершать противоправные действия и проследовать вместе с ним на служебной автомашине в отдел полиции для проведения административного разбирательства, а после отказа правонарушителя подчиниться его (истца) законным требованиям и оказанию сопротивления не применил в отношении ФИО13 физическую силу и специальные средства в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», не поместил его в служебный автомобиль и не проследовал в отдел полиции для проведения административного разбирательства и привлечения к административной ответственности в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ.
Возникшая ситуация получила негативную огласку, вызвала необходимость проведения многочисленных проверок.
Таким образом, факт совершения Стешиным Д.А. грубого дисциплинарного проступка, повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей (посетителей кафе), при проведении служебной проверки нашел свое подтверждение. Учитывая поведение истца в ситуации, требующей от него безусловного соблюдения норм действующего законодательства, работодатель обоснованно применил к нему дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины); оснований для признания приказа Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарных взысканий» в части наложении на Стешина Д.А. дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы суд не усматривает.
Проверяя порядок и сроки проведения служебной проверки и увольнения истца со службы, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений со стороны ответчиков, что подтверждается собранными по делу доказательствами.
Основания и порядок проведения служебной проверки регламентированы статьей 52 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 3 статьи 52 названного Федерального закона при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52 Закона).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Закона).
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52 Закона).
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Закона).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Закона).
Согласно части 9 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Так, порядок проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации в отношении лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, утвержден приказом Росгвардии от 30.01.2018 года № 25 (далее – Порядок проведения служебной проверки).
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения служебной проверки служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 года № 1377.
Согласно пунктам 3, 4 Порядка проведения служебной проверки служебная проверка проводится по решению начальника территориального органа Росгвардии, заместителя начальника территориального органа Росгвардии, а также командира (начальника) подразделения (организации) войск национальной гвардии, имеющего в непосредственном подчинении кадровый орган, служебная проверка назначается уполномоченным руководителем в отношении подчиненного ему по службе сотрудника.
Служебная проверка по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками экипажей групп задержания вневедомственной охраны при выезде на срабатывание тревожной сигнализации на объекте <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, проведена по решению врио начальника Управления Росгвардии по Тульской области полковника ФИО14 (приказ Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № о временном исполнении обязанностей начальника Управления Росгвардии по Тульской области).
В силу пунктов 10, 11 Порядка проведения служебной проверки решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с даты получения уполномоченным руководителем информации, являющейся основанием для ее проведения. Поручение о проведении служебной проверки с указанием даты ее назначения оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения.
Решение о проведении служебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками экипажей групп задержания вневедомственной охраны при выезде на срабатывание тревожной сигнализации на объекте <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, принято ДД.ММ.ГГГГ, в день получения врио начальника Управления Росгвардии по Тульской области рапорта начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» о данном факте от ДД.ММ.ГГГГ. Поручение о проведении служебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей оформлено в виде резолюции на рапорте начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» с указанием даты ее назначения – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 17 Порядка проведения служебной проверки служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.
Служебная проверка по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками групп задержания вневедомственной охраны начата ДД.ММ.ГГГГ и окончена ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 32 Порядка проведения служебной проверки должностными лицами, проводившими служебную проверку, проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами, как правило, согласовывается с кадровым и правовым подразделениями войск национальной гвардии.
Заключение служебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей согласовано с отделом правового обеспечения Управления Росгвардии по Тульской области, отделом кадров Управления Росгвардии по Тульской области, о чем имеются подписи соответствующих должностных лиц.
Согласно пункту 33 Порядка проведения служебной проверки заключение по результатам служебной проверки представляется уполномоченному руководителю не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.
Заключение служебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей представлено на утверждение врио начальника Управления Росгвардии по Тульской области полковнику ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ и утверждено последним ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 35 Порядка проведения служебной проверки копия заключения по результатам служебной проверки направляется должностным лицом (председателем комиссии), ее проводившим, не позднее трех дней с момента утверждения заключения по результатам служебной проверки в кадровый орган для приобщения к материалам личного дела сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Копия заключения служебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей приобщена и подшита в личное дело истца Стешина Д.А.
В силу подпункта 24.14 пункта 24 Порядка проведения служебной проверки должностное лицо (председатель и члены комиссии), проводящее служебную проверку, обязано ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его письменного обращения с заключением по результатам служебной проверки.
ДД.ММ.ГГГГ Стешиным Д.А. на имя начальника Управления Росгвардии по Тульской области подан рапорт об ознакомлении с заключением служебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлен с заключением служебной проверки под роспись, о чем суду представлен лист ознакомления.
Таким образом, служебная проверка по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками экипажей групп задержания вневедомственной охраны, в состав которых входил истец Стешин Д.А., при выезде на срабатывание тревожной сигнализации на объекте <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, проведена в соответствии с требованиями статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ №; нарушений при проведении служебной проверки должностными лицами Управления Росгвардии по Тульской области не допущено и судом не установлено.
Довод Стешина Д.А. о неполноте служебной проверки, проведенной до наложения на него дисциплинарного взыскания, суд находит необоснованным, поскольку из материалов служебной проверки не усматривается сообщение истцом лицу, проводившему служебную проверку, какой-либо дополнительной информации, подлежащей проверке и оценке; каких-либо заявлений и ходатайств, а равно жалоб на решения и действия (бездействие) сотрудника, проводившего служебную проверку, от истца не поступало.
Одновременно суд критически относится и к доводу истца о предвзятом отношении к нему со стороны работодателя ввиду его (довода) бездоказательности.
Порядок и сроки наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 51 названного выше Закона дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.
Согласно подпункту 13 пункта 15 Положения об Управлении Росгвардии по Тульской области, утвержденного приказом Росгвардии от 17.07.2018 года № 260, начальник территориального органа в пределах полномочий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами, осуществляет прием на службу (работу), назначение на воинские должности (должности), освобождение от воинских должностей (должностей) и увольнение с военной службы (службы, работы) военнослужащих (сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников), применяет в установленном порядке в отношении них меры поощрения и дисциплинарные взыскания.
В соответствии с Перечнем должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации и соответствующих им прав по применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, утвержденным приказом Росгвардии от 12.04.2017 года № 109, начальники территориальных органов Росгвардии имеют право по наложению дисциплинарного взыскания - увольнение со службы (в пределах компетенции).
В силу пункта 7 Порядка назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, присвоения очередных специальных званий до подполковника полиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, представления лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к увольнению со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 01.11.2017 года № 461, увольнение сотрудников со службы в войсках национальной гвардии производится начальниками (руководителями), которым в соответствии с разделом II настоящего Порядка предоставлены полномочия по назначению на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, за исключением сотрудников, имеющих специальное звание полковника полиции.
В соответствии с подпунктом 8.4 пункта 8 настоящего Порядка должностные лица войск национальной гвардии, которым предоставлены права по назначению на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, обладают следующими полномочиями - начальник территориального органа Росгвардии назначает сотрудников, находящихся в его прямом подчинении, на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, а также заместителей начальников подразделений (организаций) войск национальной гвардии, за исключением должностей, назначение на которые производится командующим округом.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Как указано выше, заключение служебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками экипажей групп задержания вневедомственной охраны при выезде на срабатывание тревожной сигнализации на объекте <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, утверждено ДД.ММ.ГГГГ, дисциплинарное взыскание на истца Стешина Д.А. наложено ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарных взысканий».
В соответствии с частью 9 статьи 51 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Как следует из части 11 статьи 51 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания.
Приказ Управления Росгвардии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарных взысканий» издан ДД.ММ.ГГГГ, истец ознакомлен с ним под расписку ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, порядок и сроки наложения на Стешина Д.А. дисциплинарного взыскания Управлением Росгвардии по Тульской области не нарушены.
Одновременно суд не может согласиться с доводом истца о том, что примененное к нему дисциплинарное взыскание не соответствует тяжести совершенного им (Стешиным Д.А.) проступка и степени его вины с учетом предшествующего поведения и отношения к службе в органах внутренних дел. Последним не принято во внимание, что руководителем органов внутренних дел в силу части 2 статьи 47 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона; по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод о наличии в действиях Стешина Д.А. факта грубого нарушения служебной дисциплины и наличии по этой причине оснований для расторжения с ним служебного контракта, тем самым в рамках компетенции руководителя определена соразмерность применяемого к сотруднику органов внутренних дел дисциплинарного взыскания с учетом тяжести совершенного им проступка. При этом, как следует из материалов служебной проверки, руководителем, правомочным принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания, учитывались как прежнее поведение истца, его отношение к службе, поощрения, так и обстоятельства, свидетельствующие о тяжести совершенного им (истцом) дисциплинарного проступка, наступивших последствиях, знание и исполнение правил несения службы. Какие-либо обстоятельства, которые бы свидетельствовали о незаконности или явной несоразмерности принятого руководителем решения о виде дисциплинарного взыскания при привлечении Стешина Д.А. к дисциплинарной ответственности, истцом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не приведены.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 года № 7-П, Определения от 21.12.2004 года № 460-О-О и от 16.04.2009 года № 566-О-О). Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Представленная служебная характеристика не опровергает факт совершения истцом Стешиным Д.А. грубого дисциплинарного проступка, что нашло подтверждение в ходе рассмотрения спора, и совокупность обстоятельств совершения проступка, его тяжесть позволяли ответчикам принять решение об увольнении истца с занимаемой должности. Служебная характеристика при совокупности совершенных нарушений не является смягчающим вину и тяжесть проступка обстоятельством.
Процедура оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, увольнением со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и исключением из реестра лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции, утверждена приказом Росгвардии от 02.08.2018 года № 350 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 7 Порядка сотруднику, подлежащему увольнению со службы в войсках национальной гвардии, выдается направление для прохождения военно-врачебной комиссии в случае подачи им соответствующего рапорта.
Рапорт о выдаче направления для прохождения военно-врачебной комиссии истцом не подавался, в ходе беседы последнему разъяснено право на прохождение военно-врачебной комиссии в течение года после увольнения (лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу пунктов 8, 9 Порядка с сотрудниками, увольняемыми со службы в войсках национальной гвардии, проводится беседа, в ходе которой им сообщаются основания увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций. Беседа с сотрудником, увольняемым со службы в войсках национальной гвардии, проводится кадровым подразделением. При необходимости к участию в беседе привлекаются представители правового (юридического), медицинского и финансового подразделений. Результаты беседы отражаются в листе беседы.
ДД.ММ.ГГГГ со Стешиным Д.А. проведена беседа в присутствии начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области», начальника отдела кадров ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области», заместителя начальника отдела договорно-правовой работы ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области», начальника финансово-экономического отдела ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области», помощника начальника квартирно-эксплуатационной службы отдела материального обеспечения Управления Росгвардии по Тульской области, в ходе которой разъяснена обязанность сдать закрепленное за ним (истцом) оружие, документы, служебное удостоверение, жетон с личным номером, все числящиеся за ним носители сведений, составляющих государственную тайну, и иное имущество в соответствующие подразделения; доведено до сведения, что в соответствии с пунктом 9 части 8 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременное пособие не выплачивается; в соответствии с подпунктом 9 пункта 36 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26.09.2017 года № 406, премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей в месяце увольнения не выплачивается; одновременно истец проинформирован об обязанности в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение двух лет со дня увольнения при заключении трудовых договоров сообщить представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. С листом беседы истец ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 11, 12 Порядка на сотрудника, увольняемого со службы в войсках национальной гвардии, соответствующее кадровое подразделение с участием непосредственного руководителя (начальника) сотрудника готовит представление к увольнению со службы в войсках национальной гвардии. Представление к увольнению доводится до сведения сотрудника под подпись. Представление к увольнению вместе с документами, подтверждающими основания для увольнения, направляется руководителю (начальнику), наделенному правом увольнения сотрудника, для принятия решения об увольнении.
Отделом кадров ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» с участием заместителя начальника Управления вневедомственной охраны по городу Туле – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» подготовлено представление к увольнению со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, с которым Стешин Д.А. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день представление направлено начальнику ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» для принятия решения об увольнении.
В соответствии с пунктом 17 Порядка в последний день службы сотрудника кадровое подразделение ознакамливает под подпись сотрудника с приказом или выпиской из приказа об увольнении, а также выдает сотруднику под подпись заполненную трудовую книжку.
ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлен с приказом ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № под роспись, им получена трудовая книжка, военный билет, выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, предписание в ВК, о чем в материалы дела представлена расписка от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при проведении процедуры увольнения истца должностными лицами Управления Росгвардии по Тульской области и ФГКУ «УВО ВНГ России по Тульской области» нарушений требований законодательства Российской Федерации не допущено; исковые требования Стешина Д.А. о признании незаконными приказа о наложении дисциплинарного взыскания и приказа об увольнении со службы удовлетворению не подлежат.
Требования о восстановлении на службе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула производны от требований о признании незаконными приказа о наложении дисциплинарного взыскания и приказа об увольнении со службы, в удовлетворении которых судом истцу отказано, в связи с чем у суда также не имеется оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Стешина Д,.А к Управлению Росгвардии по Тульской области, Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области» о признании незаконными приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении со службы, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Чарина