Решение от 25.08.2015 по делу № 2-5920/2015 от 07.07.2015

Дело № 2-5920/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2015 года г. Барнаул

Центральный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего: Московка М.С.,

при секретаре: Елясовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Барнаула в интересах Токарева А.А., Токаревой Т.А. к администрации г.Барнаула, межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Барнаула при администрации г.Барнаула о возложении обязанности принять решение,

    

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Барнаула обратился в суд в интересах Токарева А.А., Токаревой Т.А. с исковым заявлением о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии, возложении обязанности. В обоснование требований указано, что прокуратурой города была проведена проверка по обращению Токаревой Т.А., действующей в интересах Токарева А.А. о нарушении жилищных прав. Установлено, что Токарева А.А. является собственником <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по ...., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Токарева Т.А. обратилась с заявлением о рассмотрении на заседании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда вопроса о признании жилого дома .... непригодным для проживания. На заседании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда ДД.ММ.ГГГГ. решение о пригодности (непригодности) жилого дома .... для постоянного проживания не принято. Таким образом, бездействие межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Барнаула, выразившееся в непринятии по результатам рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома .... для постоянного проживания решения является незаконным.

Техническое состояние жилого дома по .... представляет угрозу безопасности для жизни и здоровья лиц, в связи с чем жилой дом не эксплуатируется.

На основании вышеизложенного, процессуальный истец просит признать незаконным (необоснованным) бездействие межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Барнаула, выразившееся в непринятии по результатам рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) вышеуказанного жилого дома для постоянного проживания решения, а также обязать межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Барнаула рассмотреть на заседании межведомственной комиссии вопрос о пригодности (непригодности) вышеуказанного жилого дома для постоянного проживания и принять решение в установленном законом порядке, установить срок исполнения судебного решения.

Кроме того, от процессуального истца поступило ходатайство о восстановлении срока обжалования бездействия межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Барнаула. В обоснование указано, что Токарев А.А. является инвалидом, в связи с состоянием здоровья (ограничен в передвижении) не имел реальной возможности обратиться в органы прокуратуры с целью защиты своих прав в установленный законом срок. Жалоба Токаревой Т.А. в интересах Токарева А.А. поступила в прокуратуру города 28.05.2015г., исковое заявление направлено в суд после проведения проверки 26.06.2015г.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Центрального района г.Барнаула Ефимова О.Н. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Просила установить срок исполнения решения суда 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу. Полагает, что основания для восстановления срока на обжалования бездействия межведомственной комиссии имеются, так как материальные истцы пенсионеры, юридическими познаниями не обладают, Токарев А.А. инвалид.

Материальный истец Токарев А.А. не явился, извещен надлежаще.

Токарева Т.А., являющаяся также законным представителем Токарева А.А., представитель Токаревых – Шутов Р.Ф. на удовлетворении иска настаивали. Токарева Т.А. пояснила, что ее супруг инвалид, она пенсионерка, юридическими познаниями не обладают. Денежных средств на услуги юриста и подготовку иска в суд не было. Им стало известно, что возможно обратиться в прокуратуру за защитой прав, что и было сделано. Полагает, что срок на обжалование решения межведомственной комиссии пропущен по уважительной причине, просит срок восстановить.

Представитель ответчика администрации г.Барнаула Попов Н.В. иск не признал в полном объеме, по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Срок на обжалование решения пропущен Токаревыми, основания для его восстановления отсутствуют. Решение может быть принято только в отношении жилого помещения. Дом Токарева А.А. к таковым не относится.

Представитель ответчика Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Барнаула не явился, извещен надлежаще.

Представитель третьего лица КЖКХ г.Барнаула Балахнина Т.И. поддержала позицию администрации г.Барнаула, в удовлетворении иска просила отказать.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением начальника управления социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ. Токарева Т.А. назначена опекуном Токарева А.А.

Судом установлено, что Токарев А.А. является собственником <данные изъяты> доли жилого дома .... (свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.).

В настоящее время в доме зарегистрирован Шутов Р.Ф. (с ДД.ММ.ГГГГ.), что подтверждается домовой книгой.

По состоянию на 30 мая 2014 года на территории г.Барнаула в пос. Затон сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Жилой дом .... находился в зоне паводка и подвергся затоплению, что ответчиками не оспаривается.

Согласно техническому заключению ООО «Алтайпроект» от 29 августа 2014 года, выполненному по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома ...., состояние жилого дома определяется как аварийное.

ДД.ММ.ГГГГ Токарева Т.А., действующая в интересах Токарева А.А. обратилась в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Барнаула с заявлением о рассмотрении вопроса о признании жилого дома .... непригодным для проживания.

Решение данного вопроса было вынесено на заседание межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ комиссией не принято решение по данному вопросу на том основании, что решения принимаются в отношении жилых помещений, находящихся в эксплуатации. В ходе визуального осмотра конструкций дома установлено, что дом длительный период времени не эксплуатируется.

Обращаясь с настоящим заявлением, прокурор полагает, что имеет место незаконное бездействие межведомственной комиссии.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В целях оказания государством помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате стихийных бедствий, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", предусмотрена выдача государственных жилищных сертификатов пострадавшим гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утверждены Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1995 N 916), в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3). В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, не способных участвовать в процедуре оформления документов, государственные жилищные сертификаты могут быть выданы лицам, определенным для этих целей законодательством Российской Федерации (пункт 5).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее по тексту – Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в настоящем Положении требованиям.Комиссия создается органом местного самоуправления в установленном им порядке. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Постановлением администрации г.Барнаула от 5 августа 2013 года №2649 утверждено положение о межведомственной комиссии для оценки муниципального жилищного фонда и ее состав.

В п.47 Положения приведены решения, которые принимает по результатам работы межведомственная комиссия и составляет заключение, в том числе: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В силу п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Как установлено по делу на заседании межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ не был решен вопрос о пригодности (непригодности) жилого дома .... для проживания граждан ввиду того, что дом не находится в эксплуатации.

Основанием к этому послужил визуальный осмотр, пояснения Токаревой Т.А.

Между тем, суд полагает, что межведомственная комиссия в соответствии с Положением уполномочена вынести одно из указанных в п.47 решений, т.е. оценить техническое состояние дома на пригодность (непригодность) для проживания.

Как установлено в п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Отказ комиссии решить вопрос в отношении жилого помещения, принадлежащего Токареву А.А., по причине того, что он не эксплуатируется собственником, по мнению суда не входит в компетенцию межведомственной комиссии.

Кроме того, комиссией не исследовались обстоятельства, по которым собственник не имеет возможности содержать дом в надлежащем состоянии, не учитывались его возраст, состояние здоровья.

Доводы представителя администрации г.Барнаула о том, что комиссией выносятся заключения только в отношении жилых помещений, находящихся в эксплуатации, является несостоятельным, поскольку в п.2 Положения речь идет о вводе в эксплуатацию объекта, а не о фактическом его использовании. При этом основания полагать, что ввод в эксплуатацию жилого дома не осуществлен, не имеется.

При таких обстоятельствах, судом установлено незаконное бездействие со стороны межведомственной комиссии.

С учетом изложенных обстоятельств, тот факт, что Токаревы зарегистрированы по другому адресу, не свидетельствует об обоснованности непринятия межведомственной комиссией решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих могут быть оспорены и признаны незаконными, если такими решениями, действиями нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли право должностное лицо на совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершения действия в силу закона отнесено к усмотрению должностного лица, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия; соблюден ли порядок принятия решения, совершения действия; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействие) требованиям закона.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с положениями статьи 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Установлено, не оспаривается сторонами, что предусмотренный законом срок на обжалование бездействия межведомственной комиссии материальными истцами пропущен. Процессуальным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока.

В соответствии со ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Учитывая, что Токаревы являются пенсионерами, Токарев А.А. инвалид, юридическими познаниями не обладают, о том, что имели право обратиться в суд, прокуратуру не знали, а также то, что право на обжалование должно быть реализовано, суд полагает возможным восстановить срок на обжалование бездействия межведомственной комиссии.

В данном случае бездействие межведомственной комиссии затрагивает жилищные права и законные интересы Токаревых.

Определяя способ восстановления прав материальных истцов, суд, не вторгаясь в разрешение вопроса по существу, возлагает на межведомственную комиссию в соответствии со ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление Токарева А.А. о признании жилого дома по .... непригодным для проживания. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 46 Положения, суд устанавливает срок исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором города Барнаула требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ .... ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ .... ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░     ░░░░░░░░ ░.░.

2-5920/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Токарев А.А.
Прокурор г.Барнаула
Токарева Т.А.
Ответчики
Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Барнаула
Администрация г.Барнаула
Другие
КЖКХ г.Барнаула
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
07.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2015Передача материалов судье
08.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.08.2015Предварительное судебное заседание
25.08.2015Судебное заседание
04.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2015Дело оформлено
14.03.2016Дело передано в архив
25.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее