88-9819/2024
2-209/2024
27RS0001-01-2023-005110-61
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 октября 2024 г. город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Куликовой И.И.,
судей Кургуновой Н.З., Храмцовой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биробиджанского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
по кассационной жалобе ОАО «Российские железные дороги»,
на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 26 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 августа 2024 г.,
Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П., пояснения представителя ОАО «Российские железные дороги» - Яцышиной Ю.В., возражения прокурора Плетневой С.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Биробиджанский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками (гражданские дела № 5075/2023, № 5137/2023, № 5071/2023, № 5072/2023, № 5073/2023, № 5074/2023, № 5138/2023) к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности, ссылаясь на то, что в ходе проведения надзорной деятельности были выявлены нарушения требований законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
С учетом уточнения исковых требований, просил суд возложить обязанность на Открытое акционерное общество «РЖД» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать участки железнодорожного пути:
-на 119 км 0 м - 119 км 440 м перегона Зимовье-Эхилкан;
-на 8196 км 750 м - 8195 км 950 м перегона Облучье-Ударный;
-на 59 км 700 м - 59 км 850 м перегона Перевальный-Таланжа;
-на 126 км 650 м - 126км750м перегона Эхилкан-Таракелок;
-на 76 км 410 м - 76 км 700 м перегона Перевальный-Таланжа;
-на 85 км 560 м - 85 км 730 м перегона Таланжа-Зимовье;
-на 8148 км 0 м - 8148 км 50 м перегона Тоннельный-Кундур-Хабаровский конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусмотренными СП 116.13330, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 274, для защиты железнодорожного пути от воздействия оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 20 декабря 2023 г. гражданские дела № 5075/2023, № 5137/2023, № 5071/2023, № 5072/2023, № 5073/2023, № 5074/2023, № 5138/2023, объедены в одно производство, делу присвоен единый номер 2-5071/2023 (2-209/2024).
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 января 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 августа 2024 г., исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать участки железнодорожного пути: на 119 км 0 м - 119 км 440 м перегона Зимовье-Эхилкан Дальневосточной железной дороги, на 8196 км 750 м - 8195 км 950 м перегона Облучье-Ударный Дальневосточной железной дороги, на 59 км 700 м - 59 км 850 м перегона Перевальный-Таланжа Дальневосточной железной дороги, на 126 км 650 м - 126 км 750 м перегона Эхилкан-Таракелок Дальневосточной железной дороги, на 76 км 410 м - 76 км 700 м перегона Перевальный-Таланжа, на 85 км 560 м - 85 км 730 м перегона Таланжа-Зимовье Дальневосточной железной дороги, на 8148 км 0 м - 8148 км 50 м перегона Тоннельный-Кундур-Хабаровский Дальневосточной железной дороги, обслуживаемые Тырминской и Облученской дистанциями пути - структурным подразделением Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусмотренным СП 116.13330, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 274, для защиты железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
В кассационной жалобе и представленных к ней дополнениях ОАО «Российские железные дороги» просит указанные судебные акты отменить как незаконные и необоснованные. В суде кассационной инстанции представитель заявителя поддержала довода кассационной жалобы.
В возражениях на кассационную жалобу транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями ст. 2,15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 2,6 Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» исходил из того, что ОАО «РЖД» является единым хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, ОАО «РЖД» до настоящего времени мероприятия по защите пути от воздействия оползней, осыпей и других опасных природных процессов путем оборудования конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусмотренными СП 116.13330, на 119 км 0 м - 119 км 440 м перегона Зимовье-Эхилкан; на 8196 км 750 м - 8195 км 950 м перегона Облучье-Ударный; на 59 км 700 м - 59 км 850 м перегона Перевальный-Таланжа; на 126 км 650 м - 126 км 750 м перегона Эхилкан-Таракелок; на 76 км 410 м - 76 км 700 м перегона Перевальный-Таланжа; на 85 км 560 м - 85 км 730 м перегона Таланжа-Зимовье; на 8148 км 0 м - 8148 км 50 м перегона Тоннельный-Кундур-Хабаровский, не обеспечена, оценивая представленные по делу доказательства, с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, установил необеспечение защиты железнодорожного пути Дальневосточной железной дороги на особо опасных и опасных скально-обвальных участках инженерными сооружениями при проектировании, строительстве и капитальном ремонте земляного полотна, в связи с чем пришел к выводу о несоблюдении ОАО «РЖД» требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и возложении на ответчика обязанности оборудовать названные участки железнодорожного пути необходимыми инженерными сооружениями с соблюдением требований свода правил СП 116.13330.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта представляет собой состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В силу абзаца третьего части 2 статьи 4 Закона о железнодорожном транспорте государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Свод правил СП 119.13330.2017 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм» утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. № 1648/пр (действовавший на момент рассмотрения дела по существу), распространяется на проектирование, строительство новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых и последующих) главных путей, реконструкцию и капитальный ремонт существующих путей общего пользования колеи 1520 мм под нагрузку от оси четырехосного вагона на рельсы не более 245 кН (25 тс), погонную статическую нагрузку не более 103 кН/м (10,5 тс/м), погонную динамическую нагрузку на базе тележки не более 17,1 т/м (168 кН/м) и движение поездов со скоростями: пассажирских - до 200 км/ч (включительно), грузовых - до 120 км/ч (включительно), грузовых ускоренных и рефрижераторных - до 160 км/ч (включительно) (пункт 1.1).
Пунктом 7.1 названного свода правил установлено, что железнодорожные пути и сооружения должны быть защищены, в том числе от опасных склоновых и скальнообвальных явлений, опасных инженерно-геологических процессов, других прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Для защиты пути и сооружений от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения в комплексе с конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СП 116.13330 при проектировании земляного полотна. Почвоукрепительные насаждения следует предусматривать не только на территории, подверженной деформации грунтов, но и в потенциально опасных местах, а также на участках зарождения и формирования стока (пункт 7.13 названных правил).
Требования к устройству земляного полотна установлены в разделе 5 «Земляное полотно» СП 119.13330.2017 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм» (действовавший на момент рассмотрения дела по существу).
СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30 июня 2012 г. № 274 и введенный в действие с 1 января 2013 устанавливает механизм принятия решений для инженерной защиты сооружений от прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Указанный свод правил распространяется на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов (оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин, переработки берегов морей, водохранилищ, озер и рек, от подтопления и затопления территорий, морозного пучения, наледеобразования, термокарста) и их сочетаний (далее - инженерная защита) (пункт 1).
Пунктом 3.3 этого же свода правил определено, что инженерная защита территорий, зданий и сооружений состоит из комплекса сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Необходимость инженерной защиты определяется в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений с учетом существующих планировочных решений и требований заказчика (пункт 4.1 правил).
Если из-за сложности инженерно-геологических, гидрологических и экологических условий по материалам изысканий не представляется возможным выполнить необходимые расчеты и выбрать сооружения и (или) мероприятия, в проекте следует предусматривать экспериментальные сооружения и мероприятия инженерной защиты и (или) выполнение опытно-производственных работ с последующей корректировкой проекта (пункт 4.5 указанных правил).
Эффективность инженерной защиты определяется на основании оценки риска опасных геологических процессов с учетом предотвращенных потерь (ущерба и социальных потерь). Экономический эффект варианта инженерной защиты определяют размером предотвращенного ущерба территории или сооружению от воздействия опасных процессов за вычетом затрат на осуществление защиты (пункт 4.19 названных правил).
При выборе защитных мероприятий и сооружений и их комплексов следует учитывать виды возможных деформаций склона (откоса), уровень ответственности защищаемых объектов, их конструктивные и эксплуатационные особенности. Виды противооползневых и противообвальных сооружений и мероприятий следует выбирать на основании расчетов общей и местной устойчивости склонов (откосов), т.е. устойчивости склона (откоса) в целом и отдельных его морфологических элементов, данных мониторинга (пункт 5.1.6 СП 116.13330).
Согласно пункту 5.3.2.1 названных правил, удерживающие сооружения следует предусматривать для предотвращения оползневых и обвальных процессов при невозможности или экономической нецелесообразности изменения рельефа склона (откоса).
Улавливающие сооружения и устройства (стены, сетчатые барьеры, валы, траншеи, полки с бордюрными стенами, надолбы) следует предусматривать для защиты объектов от воздействия осыпей, вывалов, падения отдельных скальных обломков, а также обвалов объемом, определяемым расчетом, если устройство удерживающих сооружений или предупреждение обвалов, вывалов и камнепада путем удаления неустойчивых массивов невозможно или экономически нецелесообразно (пункт 5.3.3.1 правил).
Улавливающие траншеи и улавливающие полки с бордюрной стеной следует размещать у подошвы обвалоопасных склонов (откосов) высотой до 60 м и крутизной более 35° для защиты от вывалов отдельных обломков грунта объемом до 1 м, улавливающие валы - у подошвы обнаженных обвалоопасных склонов большой протяженности (пункт 5.3.3.3 этих же правил).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о железнодорожном транспорте, проектирование, строительство, реконструкция и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ОАО «РЖД», как единый хозяйствующий субъект осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с соблюдением принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
По данному делу степень опасности указанных скально-обвальных участков определена специалистами Хабаровского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры на основании приложения «Г» к СП 116.13330.2012. Перечисленные скально-обвальные участки отнесены к категории особо опасного, в соответствии с его инженерно-геологическими паспортами, составленным на основании приложения «Г» к СП 116.13330.2012 и утвержденными заместителем начальника Службы пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».
Установлено, что дистанцией пути защита железнодорожных участков пути от воздействия оползней, осыпей и других опасных природных процессов путем оборудования конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток, а также иными инженерными сооружениями в соответствии с СП 116.13330 не обеспечена, указанные истцом участки железной дороги определены как опасные и особо опасные.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ответчиком, в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ, не были представлены доказательства, подтверждающие наличие на указанных в исковом заявлении участках железнодорожного пути улавливающих траншей, свидетельствующих, что имеющиеся водоотводные сооружения соответствуют требованиям к улавливающим траншеям, установленным пунктом 5.3.3.3 СП 116.13330.
Поскольку судами установлена реальная угроза оползней и обвалов, угроза безопасности жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, суды нижестоящих инстанций обоснованно возложили на ОАО «РЖД» обязанность по строительству инженерных сооружений по СП 116.13330, что не противоречит требованиям действующего законодательства, не выходит за рамки полномочий хозяйствующего субъекта – ответчика.
Доводы кассационной жалобы о том, что 02.08.2024 на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 01.07.2024 № 432/пр «Об утверждении СП 119.13330.2024 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм» введен в действие новый СП 119.13330.2024, а СП 119.13330.2017 утратил силу, при этом новый существенно отличается от прежнего и предоставляет право выбора защитного сооружения (одного или нескольких) с проведением расчетов проекта, не состоятелен к отмене судебных решений, поскольку новые правила введены после рассмотрения дела по существу. Кроме того, СП 119.13330.2024 содержит аналогичные позиции, а введенные изменения не влекут не возможность исполнения судебного решения.
Так, судом возложена обязанность на ответчика оборудовать указанные железнодорожные пути конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусмотренным СП 116.13330, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 274, для защиты железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
В новой редакции п. 8.4.2 и 8.4.3 СП 119.13330.2024 в числе прочих сооружений указаны: покровные сетки в сочетании с анкерными и нагельными креплениями иными креплениями; другие сооружения обеспечивающие защиту железной дороги от оползней и обвалов, при подтверждении расчетом. В соответствии с п. 8.4.4 СП 119.13330.2024, расчеты следует выполнять в соответствии с СП 116.13330.
При этом, ответчик не лишен возможности в случае необходимости обратиться в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об изменении способа исполнения решения суда с учетом введенных изменений и подтвержденными расчетами.
В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты нижестоящими судебными инстанциями, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с выводами судов и установленными по делу обстоятельствами, неправильное толкование подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела норм права, и иная точка зрения, как должен быть разрешен спор, не свидетельствуют о незаконности судебных актов.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 26 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 августа 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 22 октября 2024 г.