Решение по делу № 33-3255/2022 от 18.08.2022

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2022 года по делу № 33-3255/2022 (2а-1975/2022)

Судья Гурман З.В.

УИД 04RS0007-01-2022-003254-50

поступило 18 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.,

судей коллегии Холонгуевой О.Р., Кушнаревой И.К.,

при секретаре Ринчиновой С.З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крункяна Николая Оганесовича, Крункян Мирославы Николаевны, Крункяна Артура Николаевича, Крункян Кристины Евгеньевны к Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным снятие с учета и восстановлении на учете по апелляционной жалобе представителя истцов Крункяна Н.О., Крункян М.Н., Крункяна А.Н. - Дорофеевой Т.В., истца Крункян К.Е. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истцы Крункян Н.О., М.Н., А.Н., К.Е. обратились в суд с административными исками к ответчику Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, в котором просили признать действия ответчика по снятию их с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным распоряжение Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 20 мая 2021 года N 573-р о снятии с учета, восстановить их на жилищном учете в прежнем составе семьи, открыть вновь учетное дело.

Исковые требования мотивированы тем, что Крункян К.Е. (супруга истца Крункяна Н.О. и мать истцов Крункян М.Н., Крункяна А.Н.), являлась собственником части жилого дома и земельного участка по адресу <...>. В указанном жилом доме Крункян К.Е. проживала со своей семьей супругом Крункяном Н.О., детьми Крункян М.Н., Крункяном А.Н. В 2014 году жилой дом сгорел и был признан непригодным для проживания по причине уничтожения пожаром. Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 26 июля 2018 года Крункян К.Е. с членами семьи (истцами) признаны малоимущими и поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 сентября 2019 года по иску Крункян К.Е., на Администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Крункян К.Е. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке в соответствии с нормами предоставления. Определением суда от 18 февраля 2020 года способ исполнения решения суда изменен, с Администрации г. Улан-Удэ в пользу Крункян К.Е. взамен жилого помещения, взыскана компенсация в размере 2 439 888,60 руб. После выплаты ответчиком компенсации семья истцов снята с учета. Считают, что снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило выделение денежных средств Крункян К.Е., однако она получила компенсацию за жилое помещение, принадлежавшее ей до брака, а положение истца Крункяна Г.О. и детей не изменилось, они так и остались малоимущими, приобретение Крункян К.Е. за счет компенсационной выплаты земельного участка, жилищную проблему истцов не решило, доход семьи не превышает порогового значения, основания для снятия с учета предусмотренные законом, отсутствуют.

В судебное заседание суда первой инстанции стороны не явились, извещены.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истцов Крункяна Н.О., Крункян М.Н., Крункяна А.Н. по доверенности (л.д. 90) адвокат Дорофеева Т.В., представившая удостоверение (л.д. 92) истец Крункян К.Е., просят решение суда отменить, иск удовлетворить, указывают, что истцы были признаны малоимущими в 2018 году, до того как в 2020 году Администрацией г. Улан-Удэ принято Распоряжение об определении порогового значения дохода и стоимости имущества, ссылка суда на указанное распоряжение незаконна, суд неправомерно сослался на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 сентября 2019 года, которым на администрацию г. Улан-Удэ и Администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ возложена обязанность обеспечить истца Крункян К.Е. жилым помещением во внеочередном порядке и на определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 февраля 2020 года, которым изменен способ исполнения решения суда на денежную выплату взамен жилого помещения, так как компенсация получена Крункян К.Е. за жилое помещение, которое являлось ее личной собственностью, приобретенной до брака, права остальных членов семьи при вынесении решения и определения судом не учитывались, что следует из содержания указанных судебных актов, при этом суд не указал, где в ранее принятых судебных актах говориться об учете интересов истцов, компенсация за ранее утраченное жилое помещение не является доходом семьи и не влияет на имущественное положение истцов, не имеющих жилья.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 17 августа 2022 года настоящее дело передано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Крункяна Н.О., Крункян М.Н., Крункяна А.Н. – Дорофеева Т.В. доводы жалобы поддержала.

Истец Крункян К.Е. доводы жалобы поддержала, пояснила, что выплату ей произвели не сразу за это время цены на жилье в г. Улан-Удэ значительно выросли, они смогли купить только участок, на участке начато строительство дома, но денежных средств не хватает, жильем семья не обеспечена.

Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н., представившая суду апелляционной инстанции доверенность и диплом о высшем юридическом образовании, с доводами жалобы не согласилась.

Истец Крункян Н.О., являющийся законным представителем несовершеннолетних Крункян М.Н., Крункяна А.Н., в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, Крункян (до замужества Свистунова) К.Е. на основании договора купли-продажи от 23 марта 2012 года на праве собственности принадлежала часть жилого дома (квартиры) общей площадью 46,1 кв.м. и земельный участок по адресу: <...> (л.д. 22).

Имущество приобретено Курнкян К.Е. до брака и являлось ее личной собственностью.

По указанному адресу Крункян К.Е. проживала совместно с членами своей семьи: супругом Крункяном Н.О. и детьми Крункян Мирославой, Крянкян Артуром.

Жилой дом сгорел, в связи с чем признан непригодным для проживания.

Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 26 июля 2018 года N 704-р Крункян К.Е. и члены ее семьи (супруг, дочь, сын) признаны малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 4 человека (л.д. 10).

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 сентября 2019 года признан незаконным отказ Администрации г. Улан-Удэ Крункян К.Е. в предоставлении жилого помещения по внеочередном порядке, на Администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Крункян К.Е. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке в соответствии с нормами предоставления.

Определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2020 года способ исполнения судебного решения от 30 сентября 2019 года изменен с Администрации г. Улан-Удэ в пользу Крункян К.Е. в взыскана денежная компенсация взамен полагающегося ей жилого помещения в сумме 2 439 888,60 руб.

С использованием полученных от Администрации г. Улан-Удэ денежных средств Крункян К.Е. приобретен земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный относительно ориентира по адресу: <...>, что не отрицается истцами.

Право собственности Крункян К.Е. на земельный участок зарегистрировано 31 июля 2020 года. Кадастровая стоимость участка на 19 мая 2021 года составляла 566 136 руб., что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 13-14).

Иного имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими у истцов нет.

Согласно извещению, направленному в адрес Крункян К.Е. распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 20 мая 2021 года семья Крункян снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие граждане» в связи с превышением порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (л.д. 11).

В обоснование снятия с учета в извещении указано, что стоимость земельного участка, приходящегося на каждого члена семьи - 188 712 руб., что превышает установленное пороговое значение – 171 594,80 руб., приведена ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), ст. 7 Закона Республики Бурятия от 29 декабря 2005 года N 1440-III "Об установлении порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма" (далее – Закон РБ N 1440-III о признании граждан малоимущими), решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 18 марта 2020 года N 73-9 "Об установлении порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и порогового значения стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее - решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 18 марта 2020 года N 73-9), распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 25 марта 2020 года N 286-р "Об определении порогового значения дохода и порогового значения стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее – распоряжение АМО г. Улан-Удэ от 25 марта 2020 года N 286-р).

Суд, разрешая исковые требования и отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу, что ответчиком вынесено законное распоряжение о снятии семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие» в связи с превышением порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным.

Из ч. 1 ст. 49 ЖК РФ во взаимосвязи с положениями с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых, занимаемые ими по договору социального найма, признаны в установленном порядке непригодными для проживания, ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 86-89 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 13 ЖК РФ).

В Республике Бурятии порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен Законом РБ N 1440-III о признании граждан малоимущими, согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 которого, малоимущими признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования в Республике Бурятия, чей среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи (доход одиноко проживающего гражданина), не превышает порогового значения дохода, а стоимость имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, не превышает порогового значения стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

Пороговые значения дохода, стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и собственности членов его семьи и подлежащего налогообложению определяются исходя из совокупности среднемесячного дохода каждого члена семьи, рассчитываемого из дохода каждого члена семьи за двенадцать календарных месяца, следующих подряд и непосредственно предшествующих месяцу подачи заявления о признании малоимущими и исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества – объекта налогообложения, находящегося в собственности всех членов семьи (ст. 5 ч. 4 ст. 6 Закона РБ N 1440-III о признании граждан малоимущими).

В соответствии с подп. 2 п. 1 Приложения N 3 к Закону РБ N 1440-III при определении стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими учитываются земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч 2 ст. 7 Закона РБ N 1440-III о признании граждан малоимущими пересмотр пороговых значений дохода и порогового значения стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в последующие периоды в сторону снижения их значений не распространяется на семьи, ранее признанные малоимущими, в том числе при повторном подтверждении этими гражданами размера доходов и стоимости имущества семьи заявителя.

В собственности Крункян К.Е. с 2012 года находилось жилое помещение площадью 46,1 кв.м. в котором она проживала с мужем и дочерью. Жилое помещение аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу признано не было.

На каждого члена семьи приходилось по 15,36 кв.м. общей площади жилого помещения (больше учетной нормы 11 кв.м., установленной Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 1 декабря 2005 года N 289-34 в редакции от 10 ноября 2011 года), в связи с чем, несмотря на доход семьи Крункян ниже порогового значения, члены семьи Крункян К.Е. и сам собственник жилого помещения в силу ст. 51 ЖК РФ не могли быть приняты на учет нуждающихся, в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Только после того, как в 2016 году семья Крункян лишилась жилья, вследствие его уничтожения пожаром, при наличии у каждого члена семьи дохода ниже порогового значения и отсутствии имущества находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению, семья была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с составом семьи 4 человека (сын Артур родился 23 февраля 2018 года) распоряжением от 26 июля 2018 года.

То есть, истцы поставлены на учет нуждающихся в жилье по причине непригодности их жилья для проживания.

На момент постановки истцов Крункян на учет пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими определялось на основании Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 1 марта 2018 года N 411-37, действовавшего до 29 марта 2019 года, и составляло для семьи из 4 человек - 520 198 руб., где на каждого члена семьи приходится - 130 049,40 руб.

На основании решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 сентября 2019 года и определения от 18 февраля 2020 года Крункян К.Е. Администрацией г. Улан-Удэ Крункян К.Е. выплачены деньги на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

В июле 2020 года Крункян К.Е. приобретен земельный участок с кадастровым номером <...>.

В соответствии с п. 3 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 18 марта 2020 года N 73-9, вступившим в действие с 27 марта 2020 года, пороговое значение стоимости имущества рассчитывается по формуле: ПС = 0,2 x РЦ x НП, где:

ПС - пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, руб.;

РЦ - средняя расчетная рыночная стоимость 1 кв. м жилья, определяемая Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой РФ), руб.;

НП - норма предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, определяемая решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов, кв. м;

0,2 - коэффициент от стоимости приобретаемого жилого помещения, равнозначный первоначальному взносу по ипотечному кредиту.

Во исполнение Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов N 73-9 распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25 марта 2020 года N 286-р, действовавшее с 11 апреля 2020 года до 21 января 2022 года, установлено пороговое значение стоимости имущества для семьи из двух человек и более - в размере 171 594,80 руб.

Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 20 мая 2021 года семья Крункян снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие граждане» в связи с превышением порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Кадастровая стоимость земельного участка, приобретенного Крункян К.Е., составляет 566 136 руб., соответственно, на каждого члена ее семьи приходится 141 534 руб. (566 136 : 4) стоимости данного имущества, что ниже порогового значения, установленного распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25 марта 2020 года N 286-р.

Вывод суда первой инстанции, положенный в основу решения суда, о том, что стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи Крункян и подлежащего налогообложению, приходящегося на каждого члена семьи составляет 188 712 руб. и превышает пороговую стоимость имущества, подлежащего налогообложению, установленную п. 1.2 распоряжения Администрации г. Улан-Удэ от 25 марта 2020 года N 286-р является неверным

Однако судебная коллегия полагает, что решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований постановлено правильно, поскольку истцы не могли стоять на учете по иным основаниям.

Постановка истцов Крункян на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением была обусловлена непригодностью ранее занимаемого жилого помещения, поврежденного пожаром, по адресу: <...>, и не связана с улучшением жилищных условий семьи.

На основании решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 сентября 2019 года о предоставлении Крункян К.Е. жилого помещения взамен утраченного вне очереди и определения от 18 февраля 2020 года Крункян К.Е. о замене обязанности по предоставлению жилого помещения на выплату стоимости утраченного жилого помещения исходя из средней стоимости 1 кв.м. жилья и общей площади поврежденного жилья, принадлежащего на праве собственности Крункян К.Е. (46,1 кв.м.), Администрацией г. Улан-Удэ Крункян К.Е. выплачены деньги на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

То есть, Администрацией г. Улан-Удэ выполнена обязанность по предоставлению равноценного возмещения за жилое помещение, являющееся непригодным для проживания.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях при получении в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с которой собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

В соответствии ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Поскольку истцом избран способ реализации своих прав путем получения денежных средств, то снятие истца Крункян К.Е. и членов ее семьи с соответствующего учета после получения денежных средств является правомерным, поскольку органом местного самоуправления обязанность по обеспечению жильем взамен жилого помещения, не пригодного для проживания исполнена.

Компенсация выплачена за жилое помещение площадью 46,1 кв.м., в котором на каждого из 4 человек семьи Крункян приходилось бы более учетной нормы, установленной в размере 11 кв.м. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 1 декабря 2005 года N 289-34 в редакции от 10 ноября 2011 года,

То, что на часть предоставленных органом местного самоуправления средств в сумме 2 439 888,60 руб. истцом Крункян К.Е. приобретен земельный участок с видом разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», на котором со слов истца Крункян К.Е. начато строительство жилого дома, правового значения не имеет, поскольку жилищное законодательство связывает снятие граждан с очереди нуждающихся с фактом предоставления им бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, а не с моментом ввода в эксплуатацию жилого дома и передачи жилого помещения в собственность граждан.

Вопреки доводам жалобы, распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 25 марта 2020 года N 286-р об определении порогового значения дохода и порогового значения имущества подлежало применению судом, поскольку оно действовало на момент изменения имущественного положения истцов, связанного с приобретением земельного участка под строительство жилого дома в июне 2020 года, и на момент снятия истцов с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Довод жалобы о том, что истцы признаны малоимущими до принятия указанного распоряжения, судебная коллегия признает не состоятельным, так как на день признания истцов малоимущими у них в собственности не было имущества, которое учитывается для определения пороговой стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими.

Доводы апелляционной жалобы о том, что не учитывались права членов семьи (мужа и детей) собственника жилого помещения по адресу: <...>, Крункян К.Е., которой компенсирована утрата жилого помещения, при вынесении Железнодорожным районным судом решения от 30 сентября 2019 года и определения от 18 февраля 2020 года, являются несостоятельными.

Правом получения каждым проживающим в непригодном жилом помещении гражданином отдельного другого жилого помещения взамен аварийного данные лица по основанию, предусмотренному ст. 87 ЖК РФ, такой гражданин не обладает, поскольку законодатель по общему правилу предусмотрел возможность обеспечения всех проживающих только одним жилым помещением с учетом компенсационного характера обеспечения жильем. Требование о предоставлении такого жилого помещения может быть заявлено любым лицом, имеющим право пользования непригодным жилым помещением. В случае удовлетворения такого иска жилое помещение предоставляется с учетом права пользования им всех граждан, проживающих в жилом помещении, признанном непригодным.

Поскольку предоставление во внеочередном порядке жилого помещения решением суда от 30 сентября 2019 года обусловлено признанием занимаемого истцами жилого помещения непригодным для проживания, семье Крункян К.Е. должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 46,1 кв. м., или выплачена компенсация равнозначная рыночной стоимости непригодного для проживания жилого помещения.

Истцы Крункян О.Н., дети отдельно от собственника непригодного для проживания жилого помещения Крункян К.Е. на учете по обеспечению жилым помещением в порядке очередности по дате постановки на учет, не состояли.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Верховный Суд РФ также признал правильной практику судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Жилищное законодательство не предусматривает возможности предоставления лицам, зарегистрированным совместно с собственником и занимающим жилое помещение, признанное непригодным для проживания, отдельного жилого помещения на условиях договора социального найма.

Такое обеспечение членов семьи собственника возможно только, если они до постановки на учет были обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Истцы Крункян О.Н., дети и собственник жилого помещения по ул. <...> на момент пожара были обеспечены жилым помещением свыше учетной нормой. За поврежденное пожаром имущество им выплачена компенсация.

Доводы жалобы о том, что компенсация за непригодное для проживания жилое помещение, выплаченная Крункян К.Е., не является доходом семьи и не может учитываться при определении порогового значения дохода семьи в целях признания их малоимущими, отклоняется, поскольку указанная компенсация не учитывалась и по данному основанию семья Крункян с учета не снималась.

С учетом изложенного, неверные выводы суда первой инстанции не повлекли принятие неправильного решения, оснований для отмены которого, в том числе предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-3255/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Крункян Кристина Евгеньевна
Крункян Николай Оганесович
Ответчики
Администрация Железнодорожного района г.Улан-Удэ
Другие
Дорофеева Татьяна Валентиновна
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Кушнарёва Ирина Константиновна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
18.08.2022Передача дела судье
21.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
08.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2022Передано в экспедицию
17.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее