Дело {Номер} (2-4255/2022)
43RS0003-01-2022-002855-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 6 февраля 2023 года
Первомайский районный суд г. Кирова
в составе председательствующего судьи Макеевой С.Г.,
при секретаре Шашок М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-211/2023 по исковому заявлению Лаврова С.В. к администрации муниципального образования «Город Киров» об изъятии жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Лавров С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Киров", в котором, с учетом неоднократно уточненных исковых требований, просит возложить обязанность на ответчика изъять принадлежащее Лаврову С.В. на праве собственности жилое помещение № {Номер} в доме № {Номер} по {Адрес}, признанном аварийном и подлежащим сносу, путем выкупа, и взыскать в пользу истца выкупную стоимость за жилое помещение – квартиру, долю в общем имуществе, долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, в размере 7437976,52 руб., убытки собственника в виде компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 466000 руб., согласно заключению эксперта {Номер}; указать в решении суда с учетом недопустимости злоупотребления правом, что после выплаты возмещения за жилое помещение, решение суда является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности истца на квартиру и регистрации права собственности МО «Город Киров» на жилое помещение – квартиру.
В обоснование иска указано, что {Дата} решением Первомайского районного суда г. Кирова по делу № {Номер} было признано незаконным бездействие администрации МО «Город Киров», выразившееся в не предъявлении требований о сносе дома по адресу: {Адрес}.
Согласно техническому заключению ООО «Инженер–Гарант» по оценке технического состояния жилого многоквартирного здания по адресу: {Адрес} от {Дата}, установлена аварийная категория технического состояния жилого дома.
{Дата} истцом было составлено и направлено в адрес администрации г. Кирова уведомление о невозможности исполнения требований о сносе. {Дата} на сайте администрации г. Кирова было выложено Постановление № 3103-п от 03.11.2022 года «О предъявлении требований о сносе жилого дома по адресу: {Адрес}, к собственникам жилых помещений, расположенных в жилом доме», в ответ на которое собственниками жилых помещений было составлено коллективное обращение администрации г. Кирова о невозможности исполнения вышеуказанного постановления по ряду причин.
{Дата} в адрес истца поступило Постановление администрации г. Кирова № 3103-п от 03.11.2022 года.
Постановлением администрации г. Кирова № 1557-п от 27.06.2022 года «О внесении изменений в Постановление администрации г. Кирова от 27.10.2020 года № 150-п» дом был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2020-2026 годах, утвержденной Постановлением администрации г. Кирова от 27.01.2020 года № 150-п, и числится в приложении № 1 к указанному Постановлению за № 551 с предполагаемым сроком расселения – 2026 год и предполагаемым годом сноса – 2026 год.
{Дата} администрацией г. Кирова было вынесено Постановление № 3098-п «О внесении изменений в Постановление администрации г. Кирова от 27.01.2020 года № 150-п», согласно которому дом в списке стал числится за № {Номер} с предполагаемым годом расселения – 2029, предполагаемым годом сноса – 2030.
Истцом был направлен проект соглашения, со стороны ответчика поступил отказ от заключения соглашения.
В судебном заседании истец Лавров С.В. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель администрации г. Кирова Казаковцева Д.А. в судебном заседании указала на преждевременность заявленных исковых требований. Пояснила, что срок сноса и расселения дома не наступил, установленные сроки не обжалованы, дом не включен в региональную программу расселения. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований, по мнению представителя, не имеется.
Третье лицо Лаврова Н.С., действующая от себя лично и от имени несовершеннолетних привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Лаврова А.С. и Лаврова М.С., в судебном заседании поддержала требования искового заявления, настаивала на удовлетворении в полном объеме. Представила письмо о проведении прокуратурой г. Кирова результатов проверки о несогласии с действиями (бездействием) администрации г. Кирова при расселении аварийного дома от {Дата}.
Третье лицо МКУ «КЖУ» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представитель не явился.
С учетом мнения присутствующих участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Как следует из материалов дела, решением Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} по административному делу № {Номер} административные исковые требования Лаврова С.В. к администрации муниципального образования «Город Киров» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Киров», выразившееся в не предъявлении требования о сносе дома по адресу: {Адрес}. На администрацию муниципального образования «Город Киров» возложена обязанность по направлению административному истцу Лаврову С.В., как собственнику помещения – квартиры № {Номер} по {Адрес}, требования о сносе жилого дома, расположенного по адресу: {Адрес}, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Указанным решением установлено, что Лавров С.В., на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность от {Дата}, является собственником квартиры площадью (Данные деперсонифицированы) кв.м., расположенной по адресу: {Адрес}, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от {Дата}.
Заключением межведомственной комиссии от {Дата} {Номер}, постановлением администрации города Кирова от 11.01.2022 № 4-п многоквартирный дом по адресу: {Адрес} признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно техническому заключению, составленному по результатам технического обследования многоквартирного жилого дома по адресу: {Адрес}, {Номер}, выполненного экспертами ООО «Инженер-Гарант», в соответствии с СП 454.1325800.2019 п.5.1.5 установлена аварийная категория технического состояния жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: {Адрес}. Дальнейшая эксплуатация здания в текущем состоянии может представлять угрозу безопасности жизни и здоровью жильцов, сохранности материального имущества. Фотоматериалы, приложенные к заключению, подтверждают наличие трещин фасада и стен, разрушение версты кладки, отшурфовки фундамента, прогиб балок перекрытия, деформация межэтажного пространства.
Постановлением администрации г. Кирова № 1557-п от 27.06.2022 года «О внесении изменений в Постановление администрации г. Кирова от 27.10.2020 года № 150-п» дом был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2020-2026 годах, утвержденной Постановлением администрации г. Кирова от 27.01.2020 года № 150-п, и числится в приложении № 1 к указанному Постановлению за № 551 с предполагаемым сроком расселения – 2026 год и предполагаемым годом сноса – 2026 год.
Постановлением № 3103-п от 03.11.2022 года «О предъявлении требований о сносе жилого дома по адресу: {Адрес}, к собственникам жилых помещений, расположенных в жилом доме», установлено: собственникам жилых помещений осуществить снос жилого дома, расположенного в Первомайском районе г. Кирова по адресу: {Адрес}, в срок до {Дата}.
Письмом от {Дата} администрации г. Кирова сообщила Лаврову С.В., что многоквартирный дом, расположенный по адресу: {Адрес}, на основании заключения межведомственной комиссии от {Дата} {Номер} признан аварийным и подлежащим сносу. Аварийный дом, расположенный по вышеуказанному адресу, включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО «Город Киров» в 2020-2030 годах», утвержденную постановлением администрации г. Кирова от 27.01.2020 года № 150-п. Планируемый срок расселения дома в рамках муниципальной программы – 2029 год, срок переселения является условным и подлежит корректировке в зависимости от объема бюджетных средств, направленных на мероприятия по расселению граждан.
{Дата} Лавров С.В. обратился с заявлением в Прокуратуру Кировской области о проверке законности действий органа местного самоуправления.
{Дата} прокуратура письмом сообщила Лаврову С.В. о том, что срок сноса МКД, установленный постановлением администрации от 03.11.2022 года, не является разумным (2026 год), в связи с чем, в администрацию внесено представление. Также разъяснено, что Лавров С.В. может оспорить разумность указанных сроков в судебном порядке. Поскольку Лавров С.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, оснований для принятия иных мер до наступления срока расселения, установленного программой переселения, у органов прокуратуры не имеется.
По ходатайству истца по настоящему делу проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости размера возмещения за жилое помещение – кв. № {Номер} по ул{Адрес} {Адрес}. Проведение судебной экспертизы поручено экспертам ООО «КРЭОЦ». Согласно заключению эксперта, рыночная стоимость размера возмещения за указанное жилое помещение, включая рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в МКД, рыночную стоимость земельного участка, дополнительные убытки, которые несет собственник в связи с изменением места проживания по состоянию на дату проведения экспертизы – 6 264 000 руб.; сумма компенсации за не произведенный капитальный ремонт, учитывая дату приватизации жилого помещения, по состоянию на дату проведения экспертизы – 466 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицам.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
Положением установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийном и подлежащим сносу, обеспечивается в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями, при условии, что на дату признания дома таковым у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ).
Приняв во внимание изложенные обстоятельства, установив, что Лавров С.В. является собственником жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, спорный жилой не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного и непригодного для проживания жилого фонда, в отношении принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения органом местного самоуправления не принималось решение об изъятии, срок сноса МКД (до 2026 года) не наступил, установленный органом местного самоуправления срок сноса дома не обжалован, процедура изъятия жилого помещения в данном случае в полном объеме соблюдена не была, руководствуясь названными выше нормами права, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Лаврова С.В. к администрации муниципального образования «Город Киров» об изъятии жилого помещения оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ С.Г. Макеева
В окончательной форме решение принято 13.02.2023 года.