Решение по делу № 33а-8149/2017 от 01.09.2017

судья: Реммер М.А.

дело № 33а-8149/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 31 октября 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Хожаиновой О.В.,

судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кульчицкой Светланы Владимировны к Администрации г. Алушты Республики Крым о признании незаконным постановления, обязании совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2017 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения представителя административного истца Ковриги А.П., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Кульчицкая С.В., посредством своего представителя, обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Алушты Республики Крым, в котором просила признать незаконным постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 13 февраля 2017 г. № 238 «О рассмотрении заявления гражданки Кульчицкой С.В.»; обязать административного ответчика в установленном законом срок повторно рассмотреть заявление Кульчицкой С.В. о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью 490 кв.м, в соответствии с положениями Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым».

Требования мотивированы тем, что решением Малореченского сельского совета АР Крым № 54/31 от 29 июля 2010 г. административному истцу было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельных участков, площадью 0,0500 га, расположенного в <адрес>, и площадью 0,0500 га, расположенного в <адрес>, из земель сельского совета для занятия огородничеством и заключения договора аренды. В 2016г. Кульчицкая С.В. обратилась в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью 490 кв.м, в порядке завершения оформления прав на земельный участок, приложив необходимые документы согласно перечню. Оспариваемым постановлением административному истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотивам его несоответствия генеральному плану <адрес>, утверждённому решением Крымоблисполкома от 12 декабря 1972 г. № 607 и признанному решением Малореченского сельского совета от 5 апреля 2013 г. № 54-7 возможным для использования в решении градостроительных вопросов. Кульчицкая С.В. считает, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, что влечёт нарушение её прав. Приведённые обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2017 г. административное исковое заявление Кульчицкой С.В. удовлетворено частично; признано незаконным постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 13 февраля 2017 г. № 238 «О рассмотрении заявления гражданки Кульчицкой С.В.»; в удовлетворении административных исковых требований Кульчицкой С.В. об обязании совершить определённые действия отказано; разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.

Не согласившись с постановленным решением, Администрации города Алушты Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что оспариваемое решение постановлено с нарушением норм материального права при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам данного дела.

В судебном заседании представитель административного истца Коврига А.П. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Кульчицкая С.В., представитель Администрации г. Алушты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Статьёй 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья, среди прочего, разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК).

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 38-ЗРК переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года, а в части 4 - до 1 января 2018 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, в редакции на момент вынесения оспариваемого решения административного ответчика от 29 апреля 2016 г. (далее – Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (пункт 1 Порядка).

Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от 30 декабря 2016 г. № 4362 утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ (далее - Административный регламент № 4362).

Согласно пункту 2.1 Административного регламента № 4362 структурным подразделением Администрации г. Алушты Республики Крым, предоставляющим муниципальную услугу «завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ» является Управление земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым.

В предоставлении муниципальной услуги участвует, в том числе Управление градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты Республики Крым, которое осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта утверждённым документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации.

Решением Алуштинского горсовета Республики Крым от 3 декабря 2014 г. № 5/33 «Об учреждении органа Администрации города Алушты Республики Крым в сфере земельных отношений» учреждён орган Администрации города Алушты Республики Крым в сфере земельных отношений в форме муниципального казённого учреждения - Управление земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым.

Указанным решением также утверждено Положение об Управлении земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения, Управление земельных отношений Администрации города Алушты является отраслевым органом Администрации города Алушты Республики Крым.

Управление земельных отношений Администрации города Алушты действует на основании Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и настоящего Положения. Управление подотчетно и подконтрольно Главе администрации города Алушта Республики Крым.

В силу пункта 1.3 Положения, Управление земельных отношений Администрации города Алушты является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Крым и собственным наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Между тем, судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по существу требования Кульчицкой С.В. были разрешены только к заявленному ею административному ответчику Администрации города Алушты Республики Крым, без учёта приведённых выше норм.

Таким образом, с учетом характера заявленных требований и возникших правоотношений, суду первой инстанции следовало надлежаще определить круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, чьи права и обязанности могут быть затронуты решением по заявленным требованиям, что выполнено не было.

Также судебная коллегия обращает внимание на следующее.

Согласно части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Исходя из требований статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

Правила извещения лиц, участвующих в деле, установлены в статье 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 данной статьи, указанные лица извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

При этом, процессуальный закон предусматривает фактически обязанность суда вынести решение только после получения достоверных сведений о том, что лица, участвующие в деле, извещены о дате судебного заседания, имели достаточное время для подготовки к судебному разбирательству.

Из материалов дела следует, что определениями судьи от 4 мая 2017 г. административное исковое заявление Кульчицкой С.В. принято к производству суда, дело назначено к предварительному судебному заседанию на 14 июля 2017 г. в 11 часов 15 минут.

14 июля 2017 г. протокольным определением дело назначено к рассмотрению в открытом судебном заседании на 14 июля 2017 г. в 16 часов 45 минут, и в указанное время было рассмотрено по существу.

Между тем, судебной коллегией установлено, что возникший спор был рассмотрен судом первой инстанции по существу в судебном заседании 14 июля 2017 г. в отсутствие административного истца.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения указанного лица способом, дающим возможность достоверно установить факт получения им судебного извещения о времени и месте рассмотрения дела на 14 июля 2017 г. в 11 часов 15 минут и в 16 часов 45 минут.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 (в редакции Постановления от 23 июня 2015 года № 25) «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.

Одним из принципов административного судопроизводства в соответствии со статьёй 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда. В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63, ч. ч. 8, 12 ст. 226, ч. 1 ст. 306 Кодекса).

Изложенные принципы административного судопроизводства судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не были соблюдены. Мер для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств дела судом принято не было.

Так, судом первой инстанции при оценке оспариваемого постановления административного ответчика не исследовались обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, а именно: не выяснены вопросы, в чем конкретно испрашиваемый Кульчицкой С.В. земельный участок, площадью 490 кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует градостроительной документации – Генеральному плану <адрес>, утверждённому решением Крымоблисполкома от 12 декабря 1972 г. № 607 и признанному решением Малореченского сельского совета от 5 апреля 2013 г. № 54-7 возможным для использования в решении градостроительных вопросов; в соответствии с какой градостроительной документацией (генеральным планом) было принято решение Малореченского сельского совета г. Алушты АР Крым 54 сессии 5 созыва от 29 июля 2010 г. № 54/31 «О предоставлении Кульчицкой С.В. разрешения на составление проекта отвода земельного участка для занятия огородничеством и заключения договора аренды», и вносились ли в эту градостроительную документацию изменения.

Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции является рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах, допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить состав лиц, участвующих в деле, и с учетом установленного, постановить судебное решение в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2017 г. по административному делу № 2а-1016/2017 – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Алуштинский городской суд Республики Крым.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: О.В. Хожаинова

Судьи: Н.А. Терентьева

Л.А-В. Юсупова

33а-8149/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Хожаинова Оксана Васильевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
31.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее