Решение по делу № 2-2440/2023 от 04.04.2023

Дело № 2-2440/2023

УИД 59RS0004-01-2023-001706-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь                             31 июля 2023 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Гладковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,

с участием представителя истца Лященко З.А. – Синкеевич О.И., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Министерства строительства Пермского края – Смолякова А.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Лященко З.А. к Министерству строительства Пермского края о признании решения об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата незаконным, возложении обязанности выдать жилищный сертификат,

у с т а н о в и л:

истец Лященко З.А. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству строительства Пермского края о признании решения об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата незаконным, возложении обязанности выдать жилищный сертификат.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Лященко З.А. по адресу регистрации получено письмо Министерства строительства Пермского края «О рассмотрении учетного дела участника процессных мероприятий» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчиком принято решение об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата Лященко З.А. Основанием для отказа в оформлении и выдаче сертификата является неправомерность постановки Лященко З.А. на учет граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Лященко З.А. состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по категории «инвалиды» с ДД.ММ.ГГГГ. В состав семьи Лященко З.А. входит ее дочь Лященко А.И., зарегистрированная и проживающая совместно с ней по адресу: <Адрес>. Лященко А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <Адрес>, то есть жилое помещение находилось за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. С принятым решением истец не согласна. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Гайнского муниципального района Пермского края Лященко З.А. признана лицом, отвечающим требованиям, установленным статьей 1 Федерального закона №125-ФЗ и поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по категории «инвалиды». ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края Лященко А.И. предоставлена справка о составе семьи Лященко З.А., согласно которой членом семьи Лященко З.А. является дочь Лященко А.И. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ни Лященко З.А., ни Лященко А.И. не имели жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера. Жилое помещение, принадлежащее Лященко А.И., находящееся по адресу: <Адрес>, было отчуждено ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать решение Министерства строительства Пермского края «О рассмотрении учетного дела участника процессных мероприятий Лященко З.А.» об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата незаконным; возложить обязанность на ответчика оформить и выдать жилищный сертификат на имя Лященко З.А. с учетом состава семьи.

Истец Лященко З.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца – Синкеевич О.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства строительства Пермского края – Смоляков А.Н. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился в полном объеме. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что в состав семьи Лященко З.А. входит дочь Лященко А.И., зарегистрированная совместно с ней с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <Адрес>. При этом указанное жилое помещение находилось в собственности Лященко А.И.. Лященко А.И. являлась членом семьи Лященко З.А., не указание Лященко З.А. ее в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи не исключает тот факт, что в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ она являлась членом семьи Лященко З.А. Лященко А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, площадью 16,25 кв.м, по адресу: <Адрес>, т.е. жилое помещение находилось за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Лященко З.А. не указала сведения о проживающих совместно с ним членах семьи, что свидетельствует о предоставлении недостоверных сведений и является основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Решение об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата Лященко З.А., вынесено Министерством в соответствии с действующим законодательством.

Третье лицо Лященко А.И. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, материалы учетного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Лященко З.А. состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), по категории «инвалиды» с ДД.ММ.ГГГГ.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ при постановке на учет Лященко З.А. не указала сведения о проживающих совместно с ней членах семьи (л.д. 37-38).

В ходе судебного заседания установлено, что в состав семьи Лященко З.А. входит дочь Лященко А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая совместно с ней с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <Адрес> (л.д. 39).

При рассмотрении дела стороной истца не оспаривался факт совместного проживания и ведения общего хозяйства Лященко З.А. и Лященко А.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Установлено, что член семьи Лященко З.А. – Лященко А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, площадью 16,25 кв.м, по адресу: <Адрес>, т.е. жилое помещение находилось за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 34).

ДД.ММ.ГГГГ ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, площадью 16,25 кв.м, по адресу: <Адрес> отчуждена Лященко А.И. на основании договора купли-продажи (л.д. 34).

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края Лященко А.И. предоставлена справка о составе семьи Лященко З.А., согласно которой членом семьи Лященко З.А. является дочь Лященко А.И. (л.д. 52, 55)

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения учетного дела, Министерством строительства Пермского края принято решение об отказе в оформлении и выдачи государственного жилищного сертификата Лященко З.А. (л.д. 12 оборот-13).

Разрешая заявленные исковые требования о признании решения Министерства строительства Пермского края «О рассмотрении учетного дела участника процессных мероприятий Лященко З.А.» об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, возложении обязанности на ответчика оформить и выдать жилищный сертификат на имя Лященко З.А. с учетом состава семьи, суд приходит к следующим выводам.

Законодатель устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом № 125-ФЗ.

В целях выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710, Министерством строительства Пермского края рассмотрено гарантийное письмо и учетное дело участника процессных мероприятий, Лященко З.А., относящейся к категории «инвалиды» граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Согласно статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений – 13.02.2017, то есть до принятия Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Названный Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ в качестве одного из обязательных условий возникновения права на получение жилищных субсидий предусматривает отсутствие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера.

При этом, как следует из статьи 3 Федерального закона №125-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.

В соответствии с пунктом 21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в редакции на момент принятия решения об исключении истца из списка), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае, в частности: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; д) приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.

По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что членом семьи Лященко З.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также по настоящее время является ее дочь Лященко А.И., они совместно проживают и ведут общее хозяйство. Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании письменными пояснениями истца Лященко З.А., а также показаниями представителя истца.

Доводы о регистрации Лященко З.А. и Лященко А.И. в период до ДД.ММ.ГГГГ в разных жилых помещениях (Лященко З.А. имела регистрацию в доме <Адрес>, Лященко А.И. имела регистрацию в доме <Адрес> л.д. 32) не являются основаниями для признания истца и ее дочери членами разных семей, поскольку в ходе судебного заседания представителем истца даны пояснения о фактическом проживании Лященко З.А. и Лященко А.И. в одном доме по адресу: <Адрес>, ведении общего хозяйства, наличии у них совместного бюджета в юридически значимый период времени. Также указанные обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями истца Лященко З.А.

Суд признает правомерными доводы ответчика о том, что поскольку Лященко А.И. являлась членом семьи Лященко З.А., не указание Лященко З.А. ее в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи не исключает тот факт, что в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ она являлась членом семьи Лященко З.А.

Член семьи Лященко З.А. – Лященко А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, площадью 16,25 кв.м, по адресу: <Адрес>, т.е. жилое помещение находилось за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, на момент постановки Лященко З.А. (ДД.ММ.ГГГГ) на учет необходимо было учитывать наличие у ее члена семьи Лященко А.И. ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, площадью 16,25 кв.м, по адресу: <Адрес>.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Лященко З.А. не указала сведения о проживающих совместно с ней членах семьи, что свидетельствует о предоставлении недостоверных сведений и является основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Учитывая изложенное, решение Министерства строительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата Лященко З.А. принято в соответствии с действующим законодательством, поскольку истец неправомерно поставлена ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

Поскольку Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ, Постановление Правительства РФ №879 не указывают период, после которого лицо вновь может приобрести право на постановку на учет (в п. 22 имеется лишь указание на общий порядок постановки на учет), ответчик верно применил аналогию закона (ст. 53 Жилищного кодекса РФ), в связи с чем истец могла быть поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья не ранее, чем через пять лет со дня прекращения права собственности ее члена семьи Лященко А.И. на ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, площадью 32,5 кв.м, по адресу: <Адрес>, т.е. не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что решение Министерства строительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата Лященко З.А. признано судом законным и обоснованным, оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ответчика оформить и выдать жилищный сертификат на имя Лященко З.А. с учетом состава семьи, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Лященко З.А. к Министерству строительства Пермского края о признании решения Министерства строительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении учетного дела участника процессных мероприятий Лященко З.А.» об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, возложении обязанности оформить и выдать жилищный сертификат на имя Лященко З.А. с учетом состава семьи – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья           <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2440/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Лященко Зоя Алексеевна
Ответчики
Министерство строительства Пермского края
Другие
Синкеевич Олеся Ивановна
администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Гладкова О.В.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
11.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.06.2023Предварительное судебное заседание
27.07.2023Предварительное судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее