Председательствующий: Козулина Н.Ю.
19RS0013-01-2021-000287-94
дело № 33а-1230/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 26 мая 2022 года Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Паксимади Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фёдорова Сергея Сергеевича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, начальнику Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний Вединяпину И.В., первому заместителю начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний Лещеву В.И., заместителю начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний Розиной Е.Ю., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия, начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия Мисюре А.В. об оспаривании действий (бездействия), о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца на решение и дополнительное решение Сорского районного суда Республики Хакасия от 29 ноября 2021 года, 21 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения административного истца Фёдорова С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителя административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Республике Хакасия Сутормина М.В., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фёдоров С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия) по его переводу в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту жительства. Указывал на нарушение своих прав, предусмотренных статьей 8 Европейской конвенции по правам человека. Просил признать действия (бездействие) ответчика незаконным, обязать перевести для отбытия наказания в исправительное учреждение по месту жительства, присудить денежную компенсацию в размере 600000 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Вединяпин И.В., первый заместитель начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Лещев В.И., заместитель начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Розина Е.Ю., Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия (далее – УФСИН России по Республике Хакасия), начальник УФСИН России по Республике Хакасия Мисюра А.В.
В судебном заседании административный истец Фёдоров С.С. просил требования удовлетворить. Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Хакасия Сутормин М.В. возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным в письменном отзыве. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Решением от 29.11.2021 и дополнительным решением от 21.03.2022 в удовлетворении требований отказано.
С решением не согласился административный истец, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит решение отменить, требования удовлетворить. Приводя основания административного иска, ссылаясь на отдельные положения постановлений Европейского Суда по правам человека считает, что отбытие наказания вдали от места жительства является нарушением статьи 8 Конвенции по правам человека. Обращает внимание на то, что его последующий перевод в исправительное учреждение на территории Республики Хакасия не связан с рассмотрением настоящего дела. Отмечает, что срок обращения в суд им не пропущен.
Письменные возражения не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Фёдоров С.С. поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представитель административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Республике Хакасия Сутормин М.В. выразил согласие с решением суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что приговором Сорского районного суда Республики Хакасия от 06.10.2015 Фёдоров С.С. за совершение преступления осужден по ..... УК РФ к ..... годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии строго режима.
После вступления приговора в законную силу Фёдоров С.С. 20.03.2016 убыл в распоряжение ТПП ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю на основании постановления ФСИН России от 02.02.2016 исх. № 03-4681.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Решая данные задачи, статья 73 УИК РФ в редакции, действовавшей в вышеуказанный период, определяла, что осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1).
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (часть 2).
Согласно части 5 статьи 74 УИК РФ в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.
Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (часть 2 статьи 80 УИК РФ).
Судом установлено, что до осуждения Фёдоров С.С. проживал в ....., где также проживали его родители – отец ФИО29 и мать ФИО30
Основанием направления Фёдорова С.И. для отбывания наказания в иной субъект Российской Федерации послужило отсутствие в Республике Хакасия исправительных учреждений строгого режима для осужденных, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, и наличие таковых на территории Красноярского края.
Таким образом, Фёдоров С.С. был направлен для отбывания наказания в другой регион Российской Федерации с соблюдением требований части 2 статьи 73, части 2 статьи 80 УИК РФ с целью его изоляции от лиц, ранее совершавших преступления, и осужденных к лишению свободы вновь.
В силу части 1 статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал (постановление от 07.03.2017 по делу «П. и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации», решение МакКоттер против Соединенного Королевства 20479/92), что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания, однако, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции.
При наличии исключительных обстоятельств отбывание наказания осужденным на далеком расстоянии от дома может являться нарушением статьи 8 Конвенции.
В силу части 2 статьи 81 УИК РФ в редакции, действовавшей до 29.09.2020, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Реализуя свои полномочия по регулированию порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы с учетом применения требований статьи 8 Конвенции законодатель Федеральным законом от 01.04.2020 № 96-ФЗ внес изменения в часть 2 статьи 81 УИК РФ, установив, что перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Распоряжением ФСИН России от 27.06.2018 № 187-р «О внесении изменений в Перечень исправительных колоний и изолированных участков в исправительных колониях УФСИН России по Республике Хакасия для размещения лиц, осужденных к лишению свободы, в соответствии с требованиями статей 80 и 128 УИК Российской Федерации, утвержденный распоряжением ФСИН России от 26.03.2018 г. № 95-р «О мерах по выполнению требований статей 80 и 128 УИК Российской Федерации в УФСИН России по Республике Хакасия» ФКУ ИК-33 УФСИН России по Республике Хакасия определена для содержания осужденных строгого режима как впервые, так и ранее отбывавших лишение свободы, с учетом соблюдения требований части 2 статьи 81 УИК РФ.
Судом установлено, что Фёдоров С.С. с 17.09.2019 неоднократно обращался в ФСИН России, УФСИН России по Республике Хакасия и ГУФСИН России по Красноярскому краю по вопросу перевода в исправительное учреждение ближе к Республике Хакасия.
Ответами должностных лиц ФСИН России от 26.07.2019, 03.04.2020, 21.05.2020, УФСИН России по Республике Хакасия от 02.04.2020, ГУФСИН России по Красноярскому краю от 08.08.2021 заявителю указывалось на отсутствие оснований, предусмотренных законом, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении территориального органа уголовно-исполнительной системы в Красноярском крае.
10.11.2020 первый заместитель начальника УИПСУ ФСИН России, с учетом изменений, внесенных в часть 2 статьи 81 УИК РФ, сообщил, что в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания в другом исправительном учреждении, просьба Фёдорова С.С. о переводе будет удовлетворена.
С целью решения вопроса о возможности перевода осужденного Фёдорова С.С. в исправительное учреждение другого территориального органа ФСИН России в ГУФСИН России по Красноярскому краю составлено заключение от 10.11.2020, с которым Фёдоров С.С. ознакомлен 27.11.2020 и которое вместе с необходимыми материалами – медицинским заключением, справкой оперативного управления, характеристикой, справкой о поощрениях и взысканиях и заявлением, направлено в УИПСУ ФСИН России. Согласно заключению Фёдоров С.С. за период отбывания наказания имеет 25 взысканий, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно, связь с родственниками, проживающими в ....., поддерживает путем переписки.
08.07.2021 ФСИН России приняло положительное решение о направлении Фёдорова С.С., отбывающего наказание в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение строго режима УФСИН Росси по Республике Хакасия, ближе к месту жительства родственников.
31.08.2021 ГУФСИН России по Красноярскому краю сообщило Фёдорову С.С. о направлении его по распоряжению ФСИН России в распоряжение УФСИН России по Республике Хакасия авиакараулом, при наличии мест в самолете по маршруту Норильск-Красноярск.
11.11.2021 Фёдоров С.С. прибыл в ФКУ ИК-33 УФСИН России по Республике Хакасия, ближе к месту жительства родственников.
В период отбывания наказания на территории Красноярского края Фёдоров С.С. к администрации ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлениями о предоставлении ему длительных и краткосрочных свиданий с родственниками не обращался.
Кроме того, согласно справке о поощрениях и взысканиях, Фёдоров С.С. за данный период 22 раза привлекался к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО, в период содержания в котором в силу части 1 статьи 118 УИК РФ свидания запрещаются.
21.06.2019 и 08.05.2020 Фёдоров С.С. переводился в ПКТ на 6 и на 3 месяца, соответственно, и в силу пункта «г» части 2 статьи 118 УИК РФ, имел право на одно краткосрочное свидание в течение шести месяцев только с разрешения администрации исправительного учреждения.
04.02.2019 в соответствии со статьей 116 УИК РФ Фёдоров С.С. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и в силу пункта «б» части 3 статьи 123 УИК РФ, помимо вышеуказанных ограничений, имел право только на 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административными ответчиками нарушения прав Фёдорова С.С., гарантированных, в том числе статьей 8 Конвенции и статьями 73, 81 УИК РФ, допущено не было.
При возникновении оснований и возможности перевода для отбывания наказания по месту жительства родственников, указанные действия были осуществлены ФСИН России и подведомственными ему учреждениями. Баланс интересов, связанный с охраной прав, свобод и законных интересов осужденного, с одной стороны, и обеспечением законности применения средств исправления при исполнении наказания, с другой стороны, соблюден.
Доводы административного истца о разрушении его семейных связей в результате действий или бездействия административных ответчиков не нашли своего подтверждения.
Согласно справке переписку с Фёдоровым С.С. его жена ФИО31 и несовершеннолетняя дочь ФИО32 прекратили ДД.ММ.ГГГГ; отец ФИО29 написал одно письмо в августе 2020 г. по месту его нахождения в ФКУ КП-31 УФСИН России по Республике Хакасия; сестра ФИО34 и двоюродный брат ФИО35 писем не писали.
Активная переписка велась с матерью ФИО30, однако за период со дня прибытия Фёдорова С.С. для отбывания наказания на территорию Республики Хакасия и до дня рассмотрения дела судом апелляционной инстанции свиданий с нею, как и с остальными родственниками, не предоставлялось.
Доводы Фёдорова С.С. о том, что им не пропущен срок для обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, поскольку он указывает на длящийся характер допущенного, по его мнению, нарушения прав со стороны административных ответчиков, заслуживают внимания.
В то же время, ссылка суда на пропуск административным истцом срока для обращения в суд не может служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены по существу верного решения.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значения для дела, и правильно применил нормы материального права. Нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение от 29 ноября 2021 года и дополнительное решение от 21 марта 2022 года Сорского районного суда Республики Хакасия по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней административного истца Фёдорова Сергея Сергеевича, - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий | О.А. Страхова |
Судьи | О.В. Вениченко |
Л.М. Паксимади |
В мотивированной форме апелляционное определение составлено 30 мая 2022 г.