№ 88а-16673/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 октября 2021 год
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.,
судей Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тотемского муниципального района Вологодской области на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 25 февраля 2021 года по административному делу № 2а-300/2020 по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области к администрации муниципального образования «Погореловское», администрации Тотемского муниципального района о возложении обязанности направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области документы для исключения сведений о границах.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Погореловское» об обязании направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области документы для исключения сведений о границах пос. Юбилейный муниципального образования «Погореловское», имеющих пересечения с лесными участками в кварталах 45 (выделы 9,16,24,25,26), 34 (выделы 22,23,26-29) Тотемского сельского участкового лесничества ООО «Погореловский» Тотемского лесничества Тотемского района Вологодской области.
В обоснование требований указали, что вступившим в законную силу решением Вологодского областного суда от 15 января 2016 года № 3а-1/16 признано не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета муниципального образования «Погореловское» Тотемского муниципального района Вологодской области от 27 декабря 2011 года № 163 «Об утверждении генерального плана п. Юбилейный муниципального образования «Погореловское» в части включения в границы поселения лесных участков в выделах №№ 9, 16, 24, 25, 26 квартала 45 и выделах №№ 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29 квартала 34 Тотемского сельского участкового лесничества ООО «Погореловский» Тотемского лесничества Тотемского района Вологодской области. Решение суда вступило в законную силу 21 апреля 2016 года. Администрацией муниципального образования «Погореловское» решение Вологодского областного суда от 15 января 2016 года в части исключения из ЕГРН сведений о границах населенных пунктов неисполненно, ввиду чего Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Тотемский районный суд.
Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 25 февраля 2021 года административное исковое заявление Департамента лесного комплекса Вологодской области к администрации Тотемского муниципального района удовлетворено. На администрацию Тотемского муниципального района Вологодской области возложена обязанность направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области документы для исключения сведений о границах пос. Юбилейный муниципального образования «Погореловское», имеющих пересечения с лесными участками в кварталах 45 (выделы 9, 16, 24, 25, 26), 34 (выделы 22, 23, 26- 29) Тотемского сельского участкового лесничества ООО «Погореловский» Тотемского лесничества Тотемского района Вологодской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении административных исковых требований Департамента лесного комплекса Вологодской области к администрации муниципального образования «Погореловское» отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 августа 2021 года представитель администрации Тотемского муниципального района Вологодской области просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что у администрации района в силу статей 2,7 131-ФЗ отсутствуют правовые основания для принятия муниципального правового акта, в том числе утверждающего генеральные планы и изменения в них.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено, что решением Вологодского областного суда от 15.01.2016 № За-1/16 исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворены. Признаны не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета муниципального образования «Погореловское» Тотемского муниципального района Вологодской области от 27.12.2011 №163 «Об утверждении генерального плана п. Юбилейный муниципального образования «Погореловское» в части включения в границы поселения лесных участков в выделах №№9,16,24,25,26 квартала 45 и выделах №№ 22,23,25,26,27,28,29 квартала 34 Тотемского сельского участкового лесничества ООО «Погореловский» Тотемского лесничества Тотемского района Вологодской области. Решение суда вступило в законную силу 21.04.2016 года.
Установлено, что документы для исключения сведений из ЕГРН о границах населенного пункта пос. Юбилейный муниципального образования «Погореловское», имеющих пересечения с лесными участками, в регистрирующий орган до настоящего времени не направлены, администрацией Тотемского муниципального района, ввиду чего в ЕГРН не внесены изменения в сведения о границе п. Юбилейный в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что нарушены права административного истца как лица, на которое возложены полномочия собственника по использованию земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В силу пункта 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В силу части 16 указанной статьи перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 утверждены «Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее - Правила).
Из пункта 7 Правил следует, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.
Судом первой инстанции установлено, что с 01 января 2015 г. полномочия, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ применительно к сельским поселениям, исполняет администрация Тотемского муниципального района.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что неисполнение обязанности по внесению изменений в границы населенного пункта нарушает право административного истца как лица, на которое возложены полномочия собственника по использованию земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тотемского районного суда Вологодской области от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 25 февраля 2021 года по административному делу № 2а-300/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тотемского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Решение Тотемского районного суда Вологодской области от 23 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 25 февраля 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи