Судья Бехтерев Е.С. |
№ 33а-3197/2020 (10RS0005-01-2020-000656-08) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.11.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судейСоляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17.07.2020 по административному делу № 2а-417/2020 по административному исковому заявлению Митюра Татьяны Викторовнык Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Митюра Т.В. обратилась с административным иском по тем основаниям, что решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство, административный ответчик), выраженным в письме от 07.05.2020 №10203/124-4, ейотказано в удовлетворении заявленияоб образовании земельного участка под многоквартирным домом (собственником одной из квартир в котором она является) и постановке его на кадастровый учет в связи с отсутствием у административного истца проекта межевания территории и отсутствиему Министерства полномочий по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Указано, что данная обязанность лежит на ООО «ИНКОД», с которым заключен договор комплексного освоения территории, в границах которой расположен спорный земельный участок.Митюра Т.В. просила суд признать указанное решение незаконным и обязать административного ответчика сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом по адресу: Республика Карелия, г.Костомукша, пер. (...)
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в административном иске.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик выражает согласие с решением суда.
Лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 29.01.2007№ 5/8 земельный участок с кадастровым номером (...) предоставлен ООО «ИНКОД» в целях комплексного освоения для жилищного строительства. Договор не расторгнут и является действующим.
26.12.2013 администрацией Костомукшского городского округаООО «ИНКОД» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта– 4х-квартирного одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, гор. Костомукша, пер. (...).
28.01.2016 Митюра Т.В. приобрела в собственность у Безбородова И.И. жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, гор. Костомукша, пер. Вербный, д. 23, кв. 4 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.02.2016).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.08.2017 по иску администрации Костомукшского городского округа к ООО «ИНКОД» о взыскании задолженности по арендной плате по договору от 29.01.2017№5/8 утверждено мировое соглашение, по условиям которого ООО «ИНКОД» за счет собственных средств осуществит раздел земельных участков с кадастровыми номерами (...) и (...) и образованные земельные участки поставит на кадастровый учет, выполнит работы по постановке на государственный кадастровый учет всех сетей инженерно-технического обеспечения, транспортной инфраструктуры, а также объектов благоустройства, расположенных (проходящих) на указанных земельных участках. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2020 ООО «ИНКОД» предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного определения суда до 31.12.2020.
21.04.2020 административным истцом в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия подано заявление об образовании земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке его на кадастровый учет.
07.05.2020 решением, оформленным письмом № 10203/124-4, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелияотказало Митюра Т.В. в удовлетворении заявления, мотивируя это тем, что образование земельного участка возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в то время как Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не наделено полномочиями по разработке и утверждению документации по планировки территории, не вправе подменять собой органы, осуществляющие полномочия в области градостроительной деятельности. Работы по образованию земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером (...) должны быть выполнены ООО «Инкод», у которого в аренде находится земельный участок с кадастровым номером (...) в целях комплексного освоения для жилищного строительства.
09.06.2020 Митюра Т.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку работы по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером (...) должны быть выполнены ООО «Инкод», в аренде у которого находится земельный участок с кадастровым номером (...) в целях комплексного освоения для жилищного строительства, постольку отказ административногоответчика прав административного истца не нарушает и не противоречит нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно частям 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010№ 12-П).
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46ГрК РФ.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Минстроя России от 07.03.2019 № 153/пр (далее – Методические рекомендации), в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:
1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);
2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков);
3) представить вуполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).
В силу пункта 10 Методических рекомендаций образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рекомендуется осуществлять органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками.
В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа административному истцу в реализации его права на формирование земельного участка. Аналогичная правовая позиция изложена в кассационных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 № 89-КАД20-1-К7, от 20.02.2019 № 89-КГ18-20, от 06.02.2019 № 5-КГ18-301, от 14.11.2018 № 5-КГ18-208.
Кроме того, как следует из материалов дела, постановлением администрации Костомукшского городского округа от 30.08.2019 № 924 «Об утверждении документации по планировке территории, разработанной в составе проекта межевания территории», размещенном на официальном сайте администрации Костомукшского городского округа, утверждена документация по планировке территории, разработанная в составе проекта межевания территории улиц Надежды, Северная, Беломорская, переулков Вербный и Шведский города Костомукша Республики Карелия с целью образования земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена (путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами (...), (...), (...), (...) в один земельный участок площадью 90629 кв.м, отнесенный к землям населенных пунктов, расположенный в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-4) (проект межевания территории разработан ООО «Северный кадастр» в 2019 году, шифр проекта 01/01/2019-СК, проект межевания территории прилагается). Указанное постановление и проект межевания территории представлены в материалы дела (л.д. 80-89).
Между тем оценка указанному проекту межевания территории не дана ни административным ответчиком, ни судом первой инстанции.
Учитывая обязанность административного ответчика сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, лежащую на нем вне зависимости от наличия или отсутствия утвержденного проекта межевания территории, наличие в материалах дела проекта межевания территории (включая земельный участок, на котором расположен жилой дом, собственником одной из квартир в котором является административный истец), оценка которому административным ответчиком не дана, решение административного ответчика, выраженное в письме от 07.05.2020 №10203/124-4, об отказе в удовлетворении заявленияоб образовании земельного участка под многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет является незаконным.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права, судебная коллегия полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность образовать земельный участок под многоквартирным домом№ 23 по переулку Вербному в городе Костомукша и осуществить предусмотренные действующим законодательством меры для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины за подачу административного иска и апелляционной жалобы в размере 450 рублейвзыскать с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17.07.2020по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявлениеМитюра Т. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от 07.05.2020 №10203/124-4.
Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность сформироватьземельный участок под многоквартирным домом № (...) по переулку (...) в городе Костомукша и осуществить предусмотренные действующим законодательством действия для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Митюра Т. В. судебные расходы в размере (...) ((...)) рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи