УИД № 34RS0008-01-2022-004634-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2023 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Марчукова А.В.,
при секретаре Зубаревой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-3348/2022 по иску Боевой Л. С. к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании отказа незаконным, признании права, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии
по апелляционной жалобе Боевой Л. С.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 октября 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Боевой Л. С. к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании отказа комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда незаконным, признании права на доплату за классный чин, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии – отказать».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., судебная коллегия
установила:
Боева Л.С. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о признании отказа комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда незаконным, признании права на доплату за классный чин, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет, как лицо замещавшее должность муниципальной службы Волгограда, размер которой установлен, в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008 года № 57/1441, исходя из оклада <.......>
После обращения в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда Боевой Л.С. стало известно, что на основании решения Волгоградской городской Думы от 20 декабря 2021 года № 58/901 «О внесении изменений в отдельные правовые акты Волгограда» было произведено увеличение должностных окладов.
Между тем, как указывает истец, с ДД.ММ.ГГГГ перерасчёт размера пенсии за выслугу лет ей произведён не был, что подтверждается справкой комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ.
Боева Л.С. полагает, что незаконные действия администрации Волгограда нарушают её права в области пенсионного обеспечения.
С учетом измененных исковых требований просила признать незаконным отказ администрации Волгограда в перерасчёте пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, признать право на включение в денежное содержание доплаты за классный чин и выслугу лет в соответствии с решениями Волгоградской городской Думы от 09 ноября 2016 года № 49/1471 и от 20 декабря 2021 года № 58/901 применительно к п.3.4 решения Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008 года № 57/1441, обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Волгоградской городской Думы от 07 декабря 2016 года № 51/1502.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечён комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Боева Л.С. просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.
В соответствии с пп.«ж» и «н» п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов- организации системы, органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службы в Российской Федерации» и пунктов 2, 4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из ч.9 ст.34 и ч.2 ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что правовое регулирование пенсионного обеспечения муниципальных служащих, лиц, замещающих должности муниципальной службы, лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, осуществляемое за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда является уполномоченным органом по назначению и выплате пенсии за выслугу лет.
Условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда определены Положением о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 №57/1441.
Пенсия за выслугу лет назначается в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», к страховой пенсии по старости, досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».
Пунктом 6.1 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 №57/1441 (далее по тексту Положение) перерасчет пенсии за выслугу производится комитетом в случае: - увеличения стажа муниципальной службы; - изменения должности после назначения пенсии за выслугу лет исходя из ежемесячного денежного вознаграждения (денежного содержания, заработной платы) или ежемесячного денежного содержания (заработной платы) по замещаемой муниципальной должности (должности муниципальной службы); - изменения страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О?страховых пенсиях», на основании документов, подтверждающих новый размер страховой пенсии; - индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии; - повышения (индексации) в установленном порядке денежного вознаграждения (денежного содержания); - повышения должностного оклада, ежемесячной надбавки за классный чин, не связанных с индексацией; - установления индекса потребительских цен на конец прошедшего года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Боева Л.С. до ДД.ММ.ГГГГ замещала должность <.......>
С ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Боевой Л.С. с учётом её стажа муниципальной службы, на основании Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008 года № 57/1441, истцу была назначена пенсия за выслугу лет.
В соответствии с п. 2.4 указанного Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 6 февраля 2008 года № 57/1441, действовавшего в редакции на момент назначения истцу пенсии, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего Волгограда за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности).
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего Волгограда и не может превышать 75% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего Волгограда.
Размер ежемесячного денежного содержания, исходя из которого устанавливается пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного оклада - для лиц, замещавших главные должности муниципальной службы.
Решением <.......> за Боевой Л.С. было признано право на включение в денежное содержание для расчёта ежемесячной доплаты к трудовой пенсии должностного оклада по должности <.......>
В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 14 июля 2010 года № 35/1056 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда» должностной оклад по муниципальной должности Боевой Л.С. составлял <.......>
В соответствии с представленной в материалы дела справкой-расчётом размер пенсии за выслугу лет Боевой Л.С. с учётом стажа равного 38 годам, 2,3 должностного оклада, страховой пенсии по старости составил 75 %.
С учётом всех надбавок ежемесячное денежное содержание (заработная плата) Боевой Л.С. составила <.......>. Однако с учётом ограничительного коэффициента 2,3 от должностного оклада для расчёта пенсии была взята сумма <.......>
Сумма пенсии истца за выслугу лет с учётом страховой пенсии по старости, исходя из стажа муниципальной службы 38 лет составляет <.......> из расчёта: <.......> руб. <.......> коп. х 75 % = <.......> руб. <.......> коп.
Решением Волгоградской городской Думы от 9 ноября 2016 года № 49/1471 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда» было утверждено иное денежное содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда. Положение о денежном содержании муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Волгограда, вступило в силу со дня его официального опубликования и стало применяться к правам и обязанностям, возникшим с 01 января 2017 года.
Решением Волгоградской городской Думы от 20 декабря 2021 года № 58/901 с 1 января 2022 года были внесены изменения в решение Волгоградской городской Думы от 9 ноября 2016 года № 49/1471, и установлены иные размеры должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за классный чин.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о перерасчете пенсии исходя из денежного содержания муниципального служащего, в который входит надбавка за классный чин, суд первой инстанции исходил из того, что в решениях Волгоградской городской Думы от 09.11.2016 №49/1471 и №58/901 от 20.12.2021 не имеется указания о включении в расчет доплаты за классный чин и выслугу лет, об индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Волгограда, которым пенсия была назначена на основании нормативно-правовых актов, действующих до вступления в силу указанных решений, в связи с чем, применять к лицам, замещавшим должности муниципальной службы и должности в органах государственной власти и управления Волгограда и уволенным до 01.01.2017, Положение о денежном содержании муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 09.11.2016 №49/1471 правовых оснований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В данном случае установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальных служащих в виде надбавок, введение правил перерасчета доплаты к пенсии с учетом классных чинов, которые были присвоены только работавшим служащим на момент введения таких чинов, являлось дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств муниципального образования город Волгоград. Доплата к пенсии является дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии. В силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат, их размера, отмены выплат, конституционное право на получение пенсии истца не нарушается.
В пункте 16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 г. указывается на то, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Боевой Л. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: