Решение по делу № 3а-1238/2019 от 27.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2019 года                                г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи    Родиной Т.А.,

при секретаре     Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1238/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техавто» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости,

с участием представителя заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техавто» по доверенности Жигаловой О.Н.,

у с т а н о в и л:

    общество с ограниченной ответственностью «Техавто» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1 247 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 17 203 563,98 рублей. В ходатайстве, представленном в суд, просило восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований общество указало, что является собственником вышеуказанного нежилого здания, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца Жигалова О.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Техавто» требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Техавто» является собственником нежилого здания с кадастровым номером площадью 1247,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость спорного нежилого здания определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 № 118 по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 48 372 183,43 руб.

Поскольку налог на указанное здание исчисляется исходя из кадастровой стоимости, административный истец считает, что кадастровая стоимость является сильно завышенной, чем затрагивает его права и обязанности.

В целях оспаривания кадастровой стоимости нежилого здания общество 29 марта 2019 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

После того, как комиссия не приняла заявление к рассмотрению ввиду истечения срока для обращения с таким заявлением, общество, с пропуском срока, обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости , выполненный 21 января 2019 года оценщиком Союза «Торгово-промышленная палата Самарской области», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года составила 17 203 563,98 рублей.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству Министерства имущественных отношений Самарской области была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Аспект».

По результатам судебной экспертизы, проведённой 8 сентября 2019 года, составлено экспертное заключение, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года определена в размере 17 609 830 руб.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав отчет об оценке, заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении судебной экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, экспертное заключение выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчету об оценке.

Заключение экспертизы базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте экспертизы, в заключении приведены источники информации, содержится определение рыночной стоимости нежилого здания на основе исследования качественных и количественных характеристик объекта, внешних факторов, влияющих на рыночную стоимость исследуемого объекта.

    Определение рыночной стоимости нежилого здания произведено в рамках сравнительного и затратного подходов. Методика, расчет величины рыночной стоимости в рамках каждого из подходов, согласование полученных результатов соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности.

Суд учитывает, что судебная экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Участвующими в деле лицами заключение эксперта не оспорено, в связи с этим суд приходит к выводу о том, что сомнений в компетентности и объективности эксперта, проводившего судебную экспертизу, не имеется.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленная им величина рыночной стоимости нежилого здания является достоверной, в связи с этим кадастровая стоимость нежилого здания подлежит установлению равной рыночной стоимости в размере, определённом заключением судебной экспертизы.

Учитывая, что выводы экспертизы сторонами не оспорены, величина рыночной стоимости спорного нежилого здания, приведённая в отчете об оценке, не может быть принята судом во внимание.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 29 марта 2019 года, в суд- 7 мая 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «Техавто» удовлетворить частично.

Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Техавто»

срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 1247,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 17 609 830 руб.

Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Техавто» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 29 марта 2019 года, в суд –7 мая 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья      Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2019 года.

3а-1238/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Техавто"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
27.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
28.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.06.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2019[Адм.] Судебное заседание
11.09.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
18.09.2019[Адм.] Судебное заседание
28.05.2019Регистрация административного искового заявления
28.05.2019Передача материалов судье
29.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2019Подготовка дела (собеседование)
13.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2019Судебное заседание
10.09.2019Производство по делу возобновлено
10.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее