Дело №2-1369/2021 Председательствующий – судья Степонина С.В.
УИД 32RS0027-01-2020-014631-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3165/2021
г. Брянск 16 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей областного суда Фроловой И.М., Кулешовой Е.В.,
при секретаре ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шпака Юрия Андреевича на решение Советского районного суда г. Брянска от 17 июня 2021 г. по исковому заявлению Шпака Юрия Андреевича к Военному комиссариату Брянской области о возобновлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения Шпака Ю.А., представителя Военного комиссариата Брянской области Коломоец Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шпак Ю.А. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Брянской области ему было отказано в возобновлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. Шпаку Ю.А. присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники и присвоено звание «Лауреат премии Правительства РФ 2005 г. в области науки и техники».
После увольнения из Вооруженных сил РФ в 2009 г. Бежицким районным военным комиссариатом города Брянска было назначено и выплачивалось ДЕМО вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, когда по заявлению Шпака Ю.А. выплаты приостановились в связи с его трудоустройством.
По мнению истца, Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти, соответственно присуждаемые им премии носят статус государственных. Кроме того, в данном случае должно применяться законодательство, действующее на момент присуждения премии – Постановление Министерства труда России от 06.08.2002 г. №53, а не приказ Минтруда России от 20.03.2018 г. №172н, которым утвержден новый перечень документов, необходимых для назначения ДЕМО.
Просил суд обязать ответчика признать незаконным отказ в возобновлении выплаты дополнительного ежемесячного обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги и возобновить указанные выплаты.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 17 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований Шпака Ю.А. к Военному комиссариату Брянской области о возобновлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения отказано.
В апелляционной жалобе Шпак Ю.А. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своих доводов ссылается на ст. 1 Федерального закона № 21-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.06.2002 г. № 390 и перечень документов, утвержденных постановлением Минтруда России от 06.08.2002 г. № 53.
Считает, что в соответствии с указанным законодательством право на ДЕМО на момент назначения ему премии Правительства РФ за особые заслуги перед РФ имели граждане РФ, являющиеся лауреатами премии Правительства РФ.
По его мнению, при разрешении заявления о восстановлении выплаты ответчик не мог ставить вопрос о наличии у него права на ДЭМО и отказывать в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия у него такового права, поскольку ответчиком при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении ДЭМО за ним было признано право на указанные выплаты.
Представитель ответчика Военного комиссариата Брянской области Коломоец Т.В. в своих возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства финансов в лице УФК по Брянской области А.В. Гришукова просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле не явились по неизвестному суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, объяснения Шпака Ю.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Военного комиссариата Брянской области Коломоец Т.В., судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и не подлежит отмене. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 года N 785 были учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы искусства в размере 5 млн. рублей каждая и утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 года N 439 "О Премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 млн. рублей каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности, в целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники. Результаты работы, за достижение которых присуждается премия Правительства Российской Федерации, в отличие от результатов, за достижение которых присуждаются Государственные премии, не имеют столь масштабного характера.
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.
Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
К государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
В судебном заседании установлено, что Шпак Ю.А. является пенсионером Министерства обороны РФ с 1993 года.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Правительства Российской Федерации Шпаку Ю.А. присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники, выдан диплом лауреата №, внесена запись в трудовую книжку о награждении.
ДД.ММ.ГГГГ Шпак Ю.А. обратился с заявлением к военному комиссару Бежицкого и Володарского районов города Брянска о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", которое было назначено ему бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ Шпак Ю.А. обратился с заявлением в отдел военного комиссариата Брянской области, в котором просил приостановить выплату ДЕМО, в связи с поступлением на работу.
ДД.ММ.ГГГГ выплата ДЕМО была прекращена, что отражено в пенсионном деле Шпака Ю.А.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с расторжением трудового договора и увольнением Шпак Ю.А. обратился в Военный комиссариат Брянской области с заявлением о назначении ДЕМО.
В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ военными комиссаром города Брянск Брянской области в назначении ДЕМО было отказано, со ссылкой на то, что премия Правительства РФ в области науки и техники не относится к категории государственных премий Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Шпаку Ю.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, исходя из того, что оспариваемое истцом решение об отказе в возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии было постановлено военным комиссариатом Брянской области в полном соответствии с требованиями закона и с учетом того, что премия Правительства Российской Федерации, в отличие от Государственной премии Российской Федерации, учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом Государственной премии не наделена. При этом суд учел, что к Государственной премии Российской Федерации, с присуждением которой Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится та премия, которая является таковой в соответствии с актом, учредившем ее, и положением о ней. Премия Правительства Российской Федерации не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, в соответствии с нормами названного Закона, в связи с чем Шпак Ю.А. не имеет право на получение спорной выплаты. Поскольку оснований для назначения истцу дополнительного ежемесячного материального обеспечения не имелось, действия ответчика по принятию решения об отказе в возобновлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения соответствуют требованиям Федерального закона N 21-ФЗ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы истца о том, что суд, разрешая спор, применил закон не подлежащий применению со ссылками о праве на получение дополнительного материального обеспечения на пункт 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53, судебная коллегия полагает ошибочными, поскольку они основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, подлежащих применению при рассмотрении и разрешении настоящего спора по существу.
Так, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации. Данное постановление действовало на момент обращения Шпака Ю.А. в военный комиссариат Брянской области с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
В пункте 2 названного перечня указано, что граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения представляют документы, в числе которых - постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата.
Вместе с тем поименованное в пункте 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда России от 06 августа 2002 года N 53) Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, не является безусловным основанием для выплаты истцу дополнительного материального обеспечения, поскольку указанное Постановление Минтруда России от 06 августа 2002 года N 53 определяет механизм реализации положений Федерального закона, однако не устанавливает правовые основания для возникновения соответствующего права.
При этом, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации" признано утратившим силу и утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.
Ссылку истца на телетайпограмму Минтруда РФ N 2181-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-32/3539 от 12.04.2002 г. суд правильно не принял во внимание, поскольку названная телетайпограмма не прошла регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не является нормативным актом, в связи с чем не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Доводы истца о том, что в связи присвоением ему звания лауреата премии Правительства Российской Федерации, он является лауреатом государственной премии Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм материального права о системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, и, как следствие, норм Федерального закона N 21-ФЗ, регулирующих порядок и условия назначения гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в иске и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 17 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Шпака Юрия Андреевича – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд города Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий |
Е.В. Сидоренкова |
|
|
Судьи |
И.М. Фролова |
Е.В. Кулешова |
Апелляционное определение изготовлено в мотивированном виде 23.11.2021 г.