К делу № 2а-1084/2019
УИД 23RS0033-01-2019-001537-02
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Мостовской 24 октября 2019 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего-судьи Ткаченко В.Н.,
при секретаре Губиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Телятникова Игоря Николаевича к старшему судебному приставу Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкину Д.А. и УФССП РФ по Краснодарскому краю о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю,
установил:
Телятников И.Н. в лице своего представителя Масекина Д.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил:
- признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкина Д.А. выразившееся в:
- не организации работы подразделения судебных приставов, не осуществлении в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности;
- не рассмотрении заявлений от 29.01.2019, 17.07.2019, 05.09.2019;
- обязать начальника отдела - старшего судебного пристава Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкина Д.А. устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем дачи поручения судебному приставу-исполнителю, в чьем производстве будет находится данное исполнительное производство, о направлении запросов в регистрирующие органы о предоставлении информации о регистрации и снятии с регистрации имущества <К.А.Г.> за период с 15.03.2019 по дату направления запросов и кредитно-финансовые организации о предоставлении информации о наличии открытых и закрытых счетов на имя <К.А.Г.> и движении денежных средств за период с 15.03.2018 по дату направления запросов.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в Мостовском районном отделе судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю на исполнении у судебного пристава Андреева А.Н. находилось исполнительное производство № <номер> от 05.04.2018 о взыскании с <К.А.Г.> в пользу Телятникова Николая Федоровича суммы задолженности в размере 93 272,26 руб.
15.01.2019 в адрес Телятникова Н.Ф. поступило постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 14.09.2018 с приложением оригинала судебного приказа № 2-2396/17-44 от 21.11.2017.
Не согласившись с данным постановлением, Телятников Н.Ф. в рамках ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» подал жалобу от 29.01.2019 начальнику отдела - старшему судебному приставу Мостовского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя Мостовского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Андреева А.Н., однако, до настоящего времени в адрес Телятникова Н.Ф. ответ не поступал.
Кроме того, 17.07.2019 Телятников Н.Ф. направил заявление на имя начальника отдела - старшего судебного пристава Мостовского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Шалайкина Д.А., в котором просил возбудить исполнительное производство в отношении <К.А.Г.> в пользу Телятникова Н.Ф., так как оригинал судебного приказа № 2-2396/17-44 от 21.11.2017 находится в Мостовском РОСП УФССП России по Краснодарскому краю и 15.03.2019 наступил срок, предусмотренный ч.5 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», для повторного предъявления исполнительного документа для исполнения.
Данное заявление было получено Мостовским РОСП УФССП России по Краснодарскому краю 23.07.2019, однако, до настоящего времени ответ не поступал.
28.05.2018 мировым судьей судебного участка № 44 Прикубанского округа г. Краснодара было вынесено определение о замене взыскателя по судебному приказу № 2- 2396/17-44 от 21.11.2017 с <Т.Н.Ф.> на Телятникова И.Н.
Таким образом, Телятников И.Н. является новым взыскателем по судебному приказу № 2-2396/17-44 от 21.11.2017.
06.09.2019 административный истец направил на имя начальника отдела - старшего судебного пристава Мостовского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Шалайкина Д.А. заявление от 05.09.2019, в котором просил направить копию постановления об окончании исполнительного производства от 14.09.2019 и оригинал судебного приказа № 2-2396/17-44 от 21.11.2017.
Данное заявление было получено Мостовским РОСП УФССП России по Краснодарскому краю 11.09.2019, однако, до настоящего времени ответ не поступал.
Кроме того, согласно сведениям с официального сайта ФССП России, исполнительное производство о взыскании задолженности с <К.А.Г.> на основании Судебного приказа № 2-2396/17-44 от 21.11.2017 повторно не возбуждалось.
Судебный приказ № 2-2396/17-44 от 21.11.2017 находится в Мостовском РОСП УФССП России по Краснодарскому краю без исполнения на протяжении более 390 дней.
Так, 15.03.2019 наступил срок для повторного предъявления исполнительного документа для исполнения. Однако, ни у предыдущего взыскателя (Телятникова Н.Ф.), ни у административного истца нет оригинала судебного приказа № 2- 2396/17-44 от 21.11.2017 для предъявления в Мостовской РОСП УФССП России по Краснодарскому краю на исполнение.
Таким образом, считает, что не предоставление информации о ходе исполнительного производства может свидетельствовать о не совершении исполнительных действий в рамках указанного исполнительного производства и сокрытие такого бездействия от взыскателя.
В силу п.2 ст.10 ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Считает, что, таким образом, начальник отдела - старший судебный пристав Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкин Д.А. и судебный пристав-исполнитель Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Андреев А.Н. грубо нарушает федеральное законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, об исполнительном производстве и о судебных приставах.
Бездействие старшего судебного пристава Шалайкина Д.А., выразившееся в не организации работы подразделения судебных приставов, неосуществления в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности, препятствует исполнению судебного акта и является незаконным.
Административный истец Телятников И.Н. и его представитель Масекин Д.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были надлежаще уведомлены.
Судебный пристав-исполнитель Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Андреев А.Н., начальник отдела - старший судебный пристав Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкин Д.А., представитель административного ответчика Управления ФССП по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомили.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административно судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса РФ об административном судопроизводстве гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Статьей 64 Федерального закона 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен перечень исполнительных действий, совершаемых судебными приставами-исполнителями, а именно: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации, на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со ст.68 Федерального закона 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются в том числе: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Таким образом, в Российской Федерации своевременное и правильное исполнение судебных постановлений рассматривается в качестве одной из важнейших гарантий реального обеспечения каждому лицу права на доступ к правосудию. Законодательством четко установлены сроки совершения исполнительных действий, в целях своевременного и качественного осуществления которых судебный пристав-исполнитель наделяется широким кругом полномочий.
В судебном заседании установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Андреева А.А. от 14.09.2018 окончено исполнительное производство №<номер> с возвратом исполнительного листа – судебного приказа №2-2396 от 05.12.2017 на предмет взыскания с <К.А.Г.> задолженности по договору займа №8918629164601 от 26.08.2016 в пользу взыскателя Телятникова Н.Ф. – 93 272,26 руб.
На данное постановление Телятниковым Н.Ф. в порядке подчиненности начальнику отдела – старшего судебного пристава Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкину Д.А. была подана жалоба на бездействия пристава-исполнителя Андреева А.А. в ходе данного исполнительного производства (л.д.15-17).
Заявлением от 17.07.2019 Шалайкину Д.А. направлено напоминание о результатах рассмотрения вышеуказанной жалобы.
Определением мирового судьи с/у №44 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара от 28.05.2018 произведена замена в исполнительном производстве по вышеуказанному обязательству <К.А.Г.> с <Т.Н.Ф.> на Телятникова И.Н.
05.09.2019 взыскателем Телятниковым И.Н. начальнику отдела – старшего судебного пристава Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкину Д.А. подано заявление о направлении копии об окончании исполнительного производства.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Ответчиком доказательств направления указанных запросов и постановлений в адрес соответствующих органов и в адрес взыскателя, а также надлежащего исполнения судебными приставами-исполнителями, в производстве которых находилось вышеуказанное исполнительное производство, обязанностей, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебным приставом-исполнителем Андреевым А.А. суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что каких-либо мер по исполнению вынесенных в рамках исполнительного производства №<номер> от 05.04.2018 постановления судебным приставом-исполнителем Андреевым А.А. не предпринято.
Также в судебном заседании установлено, что результаты проведения исполнительных действий взыскателю, а также постановления об окончании исполнительного производства так и не были направлены, в связи с чем взыскателем в адрес должностных лиц было неоднократно направлено заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства. Однако до настоящего времени взыскателем так и не получен ответ на данные заявления.
Как установлено статьей 64.1 Закона "Об исполнительном производстве", заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Согласно части 5 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Частью 7 вышеуказанной статьи предусмотрено, что копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Доказательств направления в адрес взыскателя результатов рассмотрения вышеуказанных ходатайств, а также результатов проведения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем Андреевым А.А. суду не представлено.
С учетом материалов дела, суд приходит к выводу, что формальное право административного истца на получение ответов на заявленные ходатайства, в установленный статьей 64.1 Закона "Об исполнительном производстве" срок, было нарушено.
На основании вышеизложенного, суд считает, что требования Федерального Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Андреевым А.А. при проведении исполнительных действий по вышеуказанному исполнительному производству не соблюдены.
Кроме того, старший судебный пристав согласно ч.2 ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" обеспечивает принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами - исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии с должностным регламентом, утвержденным руководителем УФССП по Краснодарскому краю начальник отдела - старший судебный пристав также обязан организовывать работу по принудительному исполнению судебных актов, обеспечивать своевременность и полноту принимаемых судебными приставами-исполнителями мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве для фактического исполнения требования исполнительных документов (п.п. 3.5.11), и обязан обеспечивать принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами - исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц и утверждать постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных ФЗ от 02.10.2009 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п.3.5.53).
Учитывая изложенное, судом установлено, что непринятием своевременных мер по осуществлению всех необходимых исполнительных действий и мер принудительного исполнения было допущено бездействие, приведшее к неисполнению судебного решения до настоящего времени.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать незаконным бездействие старшего судебного пристава Мостовского РОСП Управления ФССП по Краснодарскому краю выразившееся в:
- не организации работы подразделения судебных приставов;
- необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями решения суда;
- неосуществлении в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности, а именно неосуществлении контроля по совершению исполнительных действий и рассмотрению обращений граждан своими подчиненными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление Телятникова Игоря Николаевича к старшему судебному приставу Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкину Д.А. и УФССП РФ по Краснодарскому краю о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкина Д.А. выразившееся в не организации работы подразделения судебных приставов; необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями решения суда; не осуществлении в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности, а именно неосуществлении контроля по совершению исполнительных действий и рассмотрению обращений граждан своими подчиненными: не рассмотрении заявлений от 29.01.2019, 17.07.2019, 05.09.2019.
Обязать начальника отдела - старшего судебного пристава Мостовского РОСП УФССП РФ по Краснодарскому краю Шалайкина Д.А. устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем контроля и обеспечением мер по совершению всех необходимых исполнительных действий, а также проконтролировать надлежащее рассмотрение обращения взыскателя Телятников И.Н. и направление ответа.
Обязать судебного пристава-исполнителя в чьем ведении находится исполнительное производство в настоящий момент, совершить все необходимые исполнительные действия, указанные в заявлении взыскателя о проведении отдельных исполнительных действий; рассмотреть заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства и предоставить на него ответ взыскателю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда.
Судья В.Н. Ткаченко