УИД 56RS0018-01-2021-012552-36
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18643/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
15 сентября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Федотовой Е.В., Кизирбозунц Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 июня 2022 г. по гражданскому делу № № по иску ФИО11 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации об оспаривании решений и распоряжения, возложении обязанности внесения изменений в решение в части, взыскании недоплаченной суммы выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, указав в его обоснование на то, что 14 декабря 2021 года ему произведена единовременная социальная выплата в размере 3 560 113 рублей 62 копеек, как стоявшему с 12 октября 2012 года на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотруднику органов внутренних дел. Однако с расчетом размера выплаты он не согласен, поскольку данный расчёт был произведен исходя из состава семьи три человека, в то время как состав его семьи был четыре человека с учетом его дочери, которая достигла возраста 23-х лет в период необоснованного бездействия ответчика, не исполнявшего вступившее в законную силу решение суда, которым было установлено его право на получение выплаты с составом семьи из четырех человек. Полагает, что ему подлежала выплата в размере 4 746 818 рублей 16 копеек. В связи с чем, уточнив в ходе рассмотрения свои исковые требования, окончательно просил суд: признать незаконным и отменить решение жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 21 декабря 2021 года (протокол №) по снятию с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1, 6 февраля 1974 года рождения с составом семьи, на основании подпункта «в» пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1223 от 30 декабря 2011 года - в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо предоставления в установленном порядке сотруднику органом государственной власти иной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденное распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 24 декабря 2021 года №; признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области по предоставлению единовременной выплаты, утвержденной распоряжением Министерства внутренних дел России от 3 декабря 2021 года № в части определения размера общей площади, установленного для расчета предоставленной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 54 кв.м, и определения размера единовременной социальной выплаты в сумме 3 560 113 рублей 62 копеек; обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области по Оренбургской области и Министерство внутренних дел России внести изменения в решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты, утвержденной распоряжением Министерства внутренних дел России от 3 декабря 2021 года № в части определения размера общей площади установленного для расчета предоставленной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 72 кв. м, и определения размера единовременной социальной выплаты в сумме 4 746 818 рублей 16 копеек; взыскать с Министерства внутренних дел России в свою пользу недоплаченную сумму единовременной социальной выплаты в размере 1 186 704 рубля 54 копейки.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 января 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО4
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 февраля 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, признано незаконным решение постоянно действующей комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, оформленное протоколом от 15 ноября 2021 года №, утвержденное распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 15 ноября 2021 года №, и распоряжение Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 декабря 2021 года № в части определения размера общей площади для расчета предоставленной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и определения размера единовременной социальной выплаты; на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области возложена обязанность внести изменение в решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты, оформленное протоколом от 15 ноября 2021 года №, утвержденное распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 15 ноября 2021 год №, в части определения размера общей площади для расчета предоставленной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и определения размера единовременной социальной выплаты, указав площадь жилого помещения 72 кв.м; на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность выплатить ФИО1 недоплаченную часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 186 704 рубля 54 копеек за счет средств федерального бюджета. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 июня 2022 года в абзаце втором резолютивной части решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 февраля 2022 года исключено указание на признание незаконным распоряжения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 декабря 2021 года №. В остальной части решение Ленинского районного суда г Оренбурга от 28 февраля 2022 года оставлено без изменения
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит об отмене судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом, и следует из материалов дела ФИО1 является пенсионером по линии Министерства внутренних дел России.
В период прохождения службы 12 октября 2012 года ФИО1 обратился к начальнику Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив требуемые документы.
Распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 1 марта 2013 года № утверждено решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформление протоколом № от 10 декабря 2012 года, которым ФИО1 с семьей в составе 4-х человек (истец, его супруга ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дети: сын ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под №.
На основании распоряжения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 30 января 2020 года №, изменена дата постановки ФИО1 на учет - с даты подачи заявления.
Согласно выписке из протокола № от 6 августа 2020 года на основании заявления ФИО1 от 10 августа 2020 года о внесении изменений в учетное дело, ФИО1 поставлен на учёт для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека (истец, его супруга ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дети: сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с даты подачи заявления, то есть с 12 октября 2012 года.
Протоколом № заседания жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области от 31 августа 2020 года ФИО1 и члены его семьи сняты с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по подпункту «г» пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», в связи с установлением факта прекращения за истцом 18 июня 2012 года, то есть за 4 месяца до подачи заявления о принятии на учёт, 1/2 доли в общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м.
Из содержания апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 июня 2020 года, оставленного без изменения Шестым кассационным судом общей юрисдикции от 22 октября 2020 года, а также вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2021 года и имеющих, в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего дела следует, что ФИО1 в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в список сотрудников Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий с составом семьи из 4-х человек, с даты подачи заявления.
12 ноября 2021 года решением комиссии, утвержденным распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 15 ноября 2021 года в учетное дело ФИО1 внесены изменения, из состава семьи исключена дочь истца ФИО4, 6 ноября 1998 года рождения, в связи с достижением возраста 23-х лет.
Протоколом комиссии, утвержденным распоряжением Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области 15 ноября 2021 года, постановлено ходатайствовать о предоставлении ФИО1 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 3 560 113 рублей 62 копеек, исходя из состава семьи из трех человек.
Распоряжением Министерства внутренних дел России от 3 декабря 2021 года№ ФИО1 представлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 3 560 113 рублей 62 копеек.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 1, 4, 7 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденные Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 №, оценив представленные доказательства в порядке статей 67, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что вступившим в законную силу решением суда за ФИО1 признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом семьи из четырех человек, однако, в результате действий ответчика по несвоевременному исполнению судебных актов, право ФИО1 на получение единовременной выплаты с составом семьи из четырех человек нарушено, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения постоянно действующей комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, оформленное протоколом от 15 ноября 2021 года №, утвержденным распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 15 ноября 2021 года №, возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области обязанности внести изменение в решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты, оформленное протоколом от 15 ноября 2021 года №, утвержденным распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 15 ноября 2021 год №, в части определения размера общей площади для расчета предоставленной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и определения размера единовременной социальной выплаты, указав площадь жилого помещения 72 кв.м; возложении на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанности выплатить ФИО1 недоплаченную часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 186 704 рубля 54 копеек за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился, отметив также что комиссией Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области при принятии решения не были учтены и Рекомендации Министерства внутренних дел России по оформлению протоколов и распоряжений, их утверждающих, при рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которым при направлении материалов о предоставлении единовременной выплаты рекомендовано учитывать время на доставку корреспонденции фельдъегерской связью, подготовку и согласование проектов распоряжений особенно в случае состава семьи с детьми до 23 лет, что также должно было побудить Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области принять незамедлительные меры к исполнению решения, чего не было сделано в течение шести месяцев в период с 12 мая 2021 года.
Судом апелляционной инстанции учтено, что протоколом от 9 августа 2021 года № заседания постоянно действующей комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты, утвержденным на следующий день распоряжением Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области от 10 августа 2021 года № подтверждено, что такая возможность по принятию своевременного решения у ответчика имелась, однако на данное заседание комиссии вопрос о предоставлении единовременной социальной выплаты ФИО1 не был вынесен, хотя этим же решением реализовано право на получение выплат в отношении ФИО7 и ФИО8
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что каких-либо объективных препятствий к реализации права ФИО1 на получение выплаты с составом семьи их 4-х человек ответчики не имели.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о признании незаконным распоряжения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 декабря 2021 года № в части определения размера общей площади для расчета предоставленной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и определения размера единовременной социальной выплаты, при этом исходил из того, что в данном распоряжении Министерства внутренних дел России от 3 декабря 2021 года № отсутствует указание на определение размера общей площади для расчета предоставленной единовременной социальной выплаты, отметив также, что указанным распоряжением Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 декабря 2021 года № ФИО1 только представлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, расчет размера которой определен на основании распоряжения Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области 15 ноября 2021 года, которое суд обоснованно признал незаконным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в абзаце втором резолютивной части решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 февраля 2022 года указание на признание незаконным распоряжения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 декабря 2021 года № подлежит исключению, поскольку не нарушает прав истца ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя в пределах доводов кассационной жалобы законность оспариваемых судебных постановлений, не имеет оснований для их отмены, поскольку выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на УМВД России по Оренбургской области обязанности предоставить истцу единовременную социальную выплату с учетом дочери истца направлены на оспаривание выводов судов по существу спора. При их разрешении учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Утверждение подателя кассационной жалобы о том, что доводы, приводимые им в обоснование своей позиции по делу, оставлены судами без внимания, суд кассационной инстанции признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включающих в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При этом, как указано выше, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, в то числе преюдициальных выводов решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2021 года, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступившего в законную силу судебного постановления.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 февраля 2022 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Г. Непопалов
Судьи: Т.Т. Кизирбозунц
Е.В. Федотова