Дело № 2а-96/2021
УИД 21RS0004-01-2020-000770-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2021 г. пгт Вурнары
Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Свиягиной В.В.
при секретаре Петрове О.С.
с участием помощника прокурора Вурнарской районной прокуратуры Чувашской Республики Григорьевой К.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Медведевой О.В., Медведева М,Г., Андреевой Н.В. к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Медведевой О.В., Медведева М.Г., Андреевой Н.В. обратился в суд с иском к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по расселению жильцов многоквартирного <адрес> Республики, обязать незамедлительно после вступления в силу решения суда принять меры, предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по расселению жильцов указанного многоквартирного дома.
Административные исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики по обращениям жильцов многоквартирного <адрес> Чувашской Республики проведена проверка соблюдения жилищных прав собственников и жильцов названного многоквартирного дома (далее – МКД №). Данный жилой дом введен в эксплуатацию в 1975 году, заключением межведомственной комиссии при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлены основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Главы администрации Вурнарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № дом признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с распоряжением администрации Вурнарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № указанный дом исключен из перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу ввиду того, что администрацией поселения был отнесен к категории домов блокированной застройки. По сведениям из Единого государственного кадастра недвижимости, земельный участок под домом № <адрес> <адрес> поставлен на учет как земельный участок для содержания многоквартирного дом, в связи с чем этот дом относится к категории многоквартирных домов. По выявленным нарушениям закона прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное распоряжение администрации Вурнарского района опротестовано, протест удовлетворен. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Вурнарского городского поселения внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о признании его недействительным в части исключения <адрес> из перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Кроме того, установлен срок расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ По обращению жильцов МКД № проведено обследование дома специализированной организацией – ООО «Проектно – сметное бюро», которым в 2016 г. выдано заключение о том, что общий физический износ дома составляет 71% и общее техническое состояние здания признано аварийным, в том числе состояние стен, фундаментов и стропильной системы недопустимым, перекрытий аварийным.
В связи с тем, что решение о признании дома аварийным принято после 1 января 2017 г. в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу и реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 – 2025 года» указанный дом не включен. В разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.), если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. Вместе с тем, администрацией Вурнарского городского поселения меры по расселению жильцов МКД, предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса РФ, не принимаются. В ходе визуального осмотра дома с согласия собственников ДД.ММ.ГГГГ выявлены многочисленные дефекты фундамента, перекрытий и других составных частей дома. Таким образом, эксплуатация многоквартирного дома представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, которые вынуждены проживать по иным адресам.
Помощник прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Григорьева КР. в судебном заседании административные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Административные истцы Медведева О.В., Медведев М.Г., Андреева Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в деле имеются почтовые уведомления о вручении судебных извещений.
Административный ответчик администрация Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в деле имеются сведения о вручении судебного извещения, явку представителя в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся на судебное заседание административных истцов и представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца - прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц, муниципальных образований или интересов Российской Федерации.
Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (лиц, в чьих интересах действует административный истец) и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Итак, из имеющихся в материалах дела сведений – свидетельства о государственной регистрации права и выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах на недвижимое имущество - следует, что административным истцам Медведевой О.В., Андреевой Н.В. принадлежат на праве собственности <адрес> № в <адрес> Республики. (л.д.6,8)
Согласно составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, Вурнарское городское поселение, <адрес>, данный дом является многоквартирным и состоит из семи квартир, 1975 года постройки и имеет 77-80% износа (л.д. 25-36).
Из технического заключения по результатам обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, составленного ООО «Проектно – сметное бюро» в декабре 2015 г., следует, что общий физический износ жилого дома составляет 71%. Физический износ строительных конструкций здания составляет: фундаментов – 70%, стен – 70 %, перекрытий – 80%, стропильной системы – 65%, кровли – 65%, пола -70%, окон – 75%, дверей – 65 %. Отделочные покрытия – 70 %, отопление (печное) – 70 %, электроснабжение - 70% Согласно п.33 и п.34 МДС 13-21.2007 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» дом является непригодным для проживания вследствие деформаций несущих конструкций, значительной степени биологических повреждений деревянных конструкций и значительного общего физического износа (л.д. 9-18).
ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был обследован межведомственной комиссией при администрации Вурнарского района (л.д.19) и принято заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 20,21).
На основании распоряжения Главы администрации Вурнарского городского поселения Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом внесенных в него изменений распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> Чувашской Республики признан аварийным и подлежащим сносу.
Установлено, что указанный многоквартирный жилой дом в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Доказательства об обратном суду не представлено.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
По общему правилу и правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и не включенному в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ), то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Проведение мероприятий возложено на органы местного самоуправления.
Согласно пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенных правовых норм, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, однако частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой <адрес> Республики в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Главы администрации Вурнарского городского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № срок расселения установлен до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту осмотра многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ при внешнем осмотре с внешней стороны установлено, что оконные рамы квартир расшатаны, поражены гнилью, местами отсутствуют фрагменты бревен под окнами, местами разбиты стекла. Бревенчатые стены дома поражены гнилью. Квартира №, непосредственно прилегающая к <адрес>, фактически разрушена, в квартире никто не живет. В <адрес> имеются многочисленные зазоры между стенами, потолками и стенами, деревянные полы квартиры имеют прогибы, зазоры.
Еще по состоянию на декабрь 2015 года общий физический износ дома составлял 71%. Такое аварийное состояние многоквартирного жилого дома представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Бездействие органа местного самоуправления по непринятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, установленных ст. 32 Жилищного кодекса РФ, является неоправданным, нарушающим права граждан муниципального образования на безопасную окружающую среду, а установление срока расселения собственников жилья в данном доме до ДД.ММ.ГГГГ – неразумным, нарушающим их жилищные права.
В настоящее время, несмотря на включение многоквартирного жилого <адрес> Республики в список многоквартирных домов, подлежащих сносу и расселению, собственникам жилья требования о сносе дома в установленном законом порядке не направлялись, решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии жилого помещения у административных истцов органом местного самоуправления не приняты, процедура достижения соглашения о выкупе помещения взамен изымаемого не инициирована. Следовательно, процедура, предусмотренная ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не начата. Доказательств обратного администрацией Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики суду не представлено.
Между тем, с момента признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу прошел достаточно продолжительный срок.
При таких обстоятельствах бездействие администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики по расселению жильцов многоквартирного <адрес> Республики, является незаконным.
На основании изложенного суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по расселению жильцов многоквартирного <адрес> Республики, возложении на администрацию Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обязанности принять меры, предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по расселению жильцов многоквартирного <адрес> Республики.
Учитывая, что в настоящее время эксплуатация дома представляет угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих в доме и для окружающих, суд считает необходимым определить административному ответчику срок для устранения допущенных нарушений закона и выполнения обязанностей, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, 6 месяцев, считая указанным срок разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по расселению жильцов многоквартирного <адрес> Республики.
Обязать администрацию Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики принять все предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации меры по расселению жильцов многоквартирного <адрес> Республики в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики -Чувашии с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В. Свиягина