УИД 05 RS 0№-32
Именем Российской Федерации
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
<адрес> 20 октября 2023 года
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И. при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения РД «Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» к ФИО1 о взыскании 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек в счет возмещения единовременной выплаты.
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение РД «Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» (далее по тексту- истец) обратилось в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковыми требованиями к ФИО1 (далее по тексту – ответчик) о взыскании 250000 (двести пятьдесять тысяч) рублей 00 копеек в счет возмещения единовременной выплаты.
В обоснование заявленного требования ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» в лице ФИО3 и ФИО1 был составлен социальный контракт, предметом которого было оказание последнему государственную социальную помощь. В программе социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия из Перечня основным мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации. Согласно данного социального контракта ФИО1 была выделена единовременная денежная субсидия с целью осуществления предпринимательской деятельности в размере 250000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В свою же очередь ФИО1 должен был приобрести основные средства, материально-производственные запасы, возвратить единовременную денежную субсидию, полученную в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежемесячно до 5-го числа, следующего за отчетным месяцем, предоставлять в орган социальной защиты, отчет о выполнении программы социальной адаптации т т.д. Истец согласно социального контракта выполнил все условия, и выплатил ответчику денежные средства в размере 250000 рублей. Однако ответчик обязательства по контракту не выполнил, злостно уклонился от их выполнения, и по настоящее время игнорирует требования Истца. На неоднократные требования о предоставлении отчета о целевом использовании денежных средств государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта, не реагировал, тем самым, своими действиями ФИО1 незаконно обогатился за счет истца.
Представитель заявителя ФИО4 полностью поддержала исковые требования по изложенным выше основаниям.
Ответчик ФИО1, извещенный о месте и времени судебного заседания по последнему известному месту жительства, на судебное заседание не явился, об уважительных причинах его неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.
При указанных обстоятельствах, суд, в силу статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, усматривает наличие оснований о рассмотрении дела в порядке заочного производства, ограничившись исследованием доказательств, представленных истцом.
Выслушав пояснения представителя истца ФИО4, исследовав письменные доказательства, суд с учётом установленных обстоятельств данного дела считает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы, объем и порядок предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан.
Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, закрепив при этом право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом (часть 1 статьи 5).
Согласно статье 1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" малоимущей (малоимущим) и имеющей право на получение социальной поддержки считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты для осуществления предпринимательской деятельности.
Рассмотрев заявление ФИО1, проверив бизнес-план и все необходимые документы, Межведомственная комиссия по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям с детьми на основании социального контракта, ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» в лице ФИО3 и ФИО1 был заключен социальный контракт, предметом которого было оказание последнему государственной социальной помощи для осуществления предпринимательской деятельности. В программе социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия из Перечня основным мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации. Частью 3 настоящего социального контракта, установлены требования к конечному результату, которые заключаются в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности (само занятости) в течение срока действия социального контракта и не менее 12 месяцев с момента его окончания; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) и преодоление трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.
Настоящий социальный контракт вступил в силу с момента подписания и действует по ДД.ММ.ГГГГ.
В План мероприятий по социальной адаптации с 10. 08.2021 по ДД.ММ.ГГГГ включены: перечисление ежемесячных денежных средств на приобретение основных средств, материально-производственные запасы; проверка о целевом использовании выделенных единовременных денежных субсидий.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов,
ФИО1 был обязан приобрести основные средства, материально-производственные запасы, возвратить единовременную денежную субсидию, полученную в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежемесячно до 5-го числа, следующего за отчетным месяцем, предоставлять в орган социальной защиты, отчет о выполнении программы социальной адаптации и т.д.
Согласно данного социального контракта ФИО1. была выделена единовременная денежная субсидия с целью осуществления предпринимательской деятельности в размере 250000 рублей на период с 10. 08.2021 по ДД.ММ.ГГГГ год.
Актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ и от 06.06 2022 года по выполнению программы социальной адаптации в рамках заключенного социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что денежные средства, полученные на основании социального контракта использованы не по целевому назначению. Требование истца о предоставлении отчета о целевом использовании денежных средств государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта и возврате денежных средств, ответчик оставил без должного внимания.
Пунктом 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 не выполнил условия Социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, и денежные средства в размере 250000 рублей использованы не по целевому назначению, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования, как основанные на законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в пользу ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Дагестан Управления социальной защиты населения муниципального образования «<адрес>» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Дагестан Управления социальной защиты населения муниципального образования «<адрес>» 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек в счет возмещения единовременной выплаты.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Дагестан Управления социальной защиты населения муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 4000 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решения суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.И.Хадисова