дело № 2-1-798/2020
12RS0016-01-2020-001588-71
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 28 декабря 2020 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Шабалиной В.Н.,
с участием помощника Горномарийского межрайонного прокурора Кашарина Я.Е.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес> «<адрес>» Кулагиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горномарийского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> «<адрес>» о возложении обязанности установить дорожные знаки,
установил:
Горномарийский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с впоследствии уточненным иском к администрации муниципального образования «<адрес> «<адрес>» о возложении обязанности по установке дорожных знаков и приведению в соответствии установленных дорожных знаков на улицах <адрес>. В обоснование иска указано, что межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанного законодательства на <адрес> у домов №, №, №, <адрес> у <адрес> у <адрес>, на пересечении улиц Некрасова и Юбилейная отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 7.2 «Больница», 5.16 «Место остановки автобуса и троллейбуса», 8.13 «Направление главной дороги», стойки с дорожными знаками 2.4 «Уступите дорогу», 2.1 «Главная дорога»; около <адрес> второго микрорайона, на <адрес> произошло изменение светотехнических характеристик лицевой поверхности дорожного знака 2.1 «Главная дорога»; около <адрес>, у <адрес>, у <адрес>, у <адрес> бульвара Космонавтов, у <адрес>Б по <адрес>, на пересечении автодорог Козьмодемьянск - Большой Сундырь, Козьмодемьянск - пристань Козьмодемьянск на переходных переходах дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не имеют световозвращающей флуоресцентной пленки. С целью устранения выявленных нарушений в содержании муниципальных автомобильных дорог прокуратурой на имя главы администрации внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение ответчиком требований указанного представления послужило поводом для обращения прокурора в суд.
В суде помощник Горномарийского межрайонного прокурора Кашарина Я.Е. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес> «<адрес>» Кулагина А.И. возражений по существу заявленных требований не выразила, указанные в иске нарушения не оспаривала.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» в суд представителя не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
На основании положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в пункте 5 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «<адрес> «<адрес>».
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями), установлен единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Приложением № к Правилам Дорожного движения в Российской Федерации определен перечень дорожных знаков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Исходя из изложенных положений закона, судом установлено, что администрация муниципального образования «<адрес> «<адрес>» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с Уставом муниципального образования полномочиями по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа <адрес>» и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Главой администрации муниципального образования «<адрес> «<адрес>» в 2010 и 2014 г.г. в целях обеспечения безопасности дорожного движения, утверждены проекты организации дорожного движения автомобильных дорог <адрес>, в соответствии с которыми дорожные знаки, искусственные неровности, пешеходные переходы и т.д., должны быть приведены в соответствие с указанными требованиями.
В судебном заседании установлено, что на отдельных участках автодорог <адрес> расположение знаков дорожного движения, их состояние не соответствуют проекту организации дорожного движения и требованиям ГОСТ.
Так, в силу требований пунктов 6.2.1, 6.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ФИО5 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ФИО5 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.1, в том числе изменение светотехнических характеристик.
Согласно требованиям пункта ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Другие знаки допускается применять на таких щитах в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках.
Из актов выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги улицы от ДД.ММ.ГГГГ, составленных сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский», акта проверки, проведенной Горномарийской межрайонной прокуратурой, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в нарушение изложенных требований ГОСТ на <адрес>, у <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», у <адрес> отсутствует стойка с дорожным знаком 2.4 «Уступите дорогу», у домов №, № по <адрес> отсутствует стойка с дорожным знаком 2.1 «Главная дорога», у <адрес> отсутствует стойка с дорожным знаком 2.1 «Главная дорога» и отсутствует дорожный знак 7.2 «Больница», у <адрес> отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и троллейбуса». на пересечении улиц Некрасова и Юбилейная отсутствует дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги»; на <адрес> второго микрорайона обнаружено изменение светотехнических характеристик лицевой поверхности дорожного знака 2.1 «Главная дорога»; на пешеходных переходах у <адрес>, у домов № и № по <адрес>, у <адрес> по бульвару Космонавтов, у <адрес>Б по <адрес>, на пересечении автодорог Козьмодемьянск-Большой Сундырь и Козьмодемьянск-пристань Козьмодемьянск дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» установлены без световозвращающей флуоресцентной пленки.
Поскольку из представленных истцом доказательств следует, что организация дорожного движения на территории муниципального образования «<адрес> «<адрес>» не соответствует проекту организации дорожного движения автомобильных дорог <адрес>, на определенных участках автодорог отсутствуют необходимые дорожные знаки, а отдельные установленные дорожные знаки не соответствуют требованиям ГОСТ, притом, что доказательств обратного, а ровно свидетельствующих об устранении выявленных нарушений ответчиком не представлено, бездействие администрации МО «<адрес> «<адрес>» по устранению этих нарушений следует признать незаконным, нарушающим права и законные интересов неопределенного круга лиц. Отсутствие указанных дорожных знаков и разметки вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, участников дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в т.ч. путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд находит требования Горномарийского межрайонного прокурора о понуждении ответчика устранить выявленные нарушения законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
По мнению суда, срок, испрашиваемый прокурором для совершения ответчиком определенных действий в рамках настоящего спора (до ДД.ММ.ГГГГ), является разумным и достаточным для выполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.
В силу части 4 статьи 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «<адрес> «<адрес>» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на территории городского округа «<адрес>» следующие дорожные знаки:
на <адрес> (у <адрес>) дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»,
у <адрес> стойку с дорожным знаком 2.4 «Уступите дорогу»,
у домов №, № по <адрес> стойку с дорожным знаком 2.1 «Главная дорога»,
у <адрес> стойку с дорожным знаком 2.1 «Главная дорога» и дорожный знак 7.2 «Больница»,
у <адрес> дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и троллейбуса»,
на пересечении улиц Некрасова и Юбилейная дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги»,
на пешеходных переходах у <адрес>, у домов № и № по <адрес>, у <адрес> по бульвару Космонавтов, у <адрес>Б по <адрес>, на пересечении автодорог Козьмодемьянск-Большой Сундырь и Козьмодемьянск-пристань Козьмодемьянск дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» со световозвращающей флуоресцентной пленкой;
привести в соответствии с требованиями пункта 6.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожный знак 2.1 «Главная дорога» по <адрес> второго микрорайона <адрес>).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 29 декабря 2020 г.