Дело № 21-582/2021
Судья Толстова Л.В.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
9 декабря 2021 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Владимировой О.Г. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 22 октября 2021 года, вынесенное в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Леонида Владимировича по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, статьями 8.1, 8.5, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-15 от 21 мая 2021 года директор МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики Антипов Л.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-16 от 21 мая 2021 года директор МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики Антипов Л.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-17 от 21 мая 2021 года директор МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики Антипов Л.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-18 от 21 мая 2021 года директор МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики Антипов Л.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 22 октября 2021 года постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-15, 10-16, 10-17, 10-18 от 21 мая 2021 года, вынесенные в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Леонида Владимировича по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, статьями 8.1, 8.5, 8.41 КоАП РФ, изменены. Антипову Л.В. за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, статьями 8.1, 8.5, 8.41 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. В остальной части означенные постановления от 21 мая 2021 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной должностным лицом, вынесшим постановления - старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Владимировой О.Г., ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного решения, как вынесенного с нарушением норм законодательства об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Антипова Л.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее-Управление) на 2021 год, утверждённым приказом Управления от 30 октября 2020 г. № 745, проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения МУП ЖКХ Красноармейского района требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и сфере природопользования и соблюдение лицензионных требований, о чем составлен акт проверки № 11-06/10-06 от 31 марта 2021 года, в котором указаны нарушения, послужившие основанием для привлечения директора предприятия Антипова Л.В.
Несоблюдение МУП ЖКХ Красноармейского района требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных статьями 21, 24 Закона № 7-ФЗ Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), выраженное в осуществлении деятельности по обращению с отходами производства и потребления (поставлены на учет объекты II категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - полигон ТКО и очистные сооружения, согласно федеральному статистическому наблюдению по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год поступило и принято отходов от других организаций 1247,741 т.) без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, послужило основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления № 10-15 от 21 мая 2021 года о привлечении директора предприятия Антипова Л.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и наложения административного штрафа в размере 10000 рублей. Административное правонарушение выявлено 31 марта 2021 года.
Несоблюдение МУП ЖКХ Красноармейского района экологических требований, установленных части 3 статьи 19 Федерального закона 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Закон № 96-ФЗ), статьи 73 Закона № 7-ФЗ, при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, выраженное в отсутствии плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованного с Минприроды Чувашии, отсутствии у директора Антипова Л.В., ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, послужило основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления № 10-16 от 21 мая 2021 года о привлечении директора предприятия Антипова Л.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, и наложения административного штрафа в размере 2000 рублей. Административное правонарушение выявлено 31 марта 2021 года.
Непредставление МУП ЖКХ Красноармейского района Декларации о воздействии на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте II категории, непредставление Отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 год в Управление Росприроднадзора в срок до 15 января 2021 года в нарушение требований статей 11, части 3 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030, а также представление уточненной Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год 25 марта 2021 после устранения замечаний по первичной Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, поданной 10 марта 2021 года, содержащей некорректные сведения, с нарушением установленных частью 8 статьи 16.4 Закона № 89-ФЗ сроков, послужило основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления № 10-17 от 21 мая 2021 года о привлечении директора предприятия Антипова Л.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ, и наложения административного штрафа в размере 2000 рублей. Административное правонарушение выявлено (совершено) 16 января 2021 года, 2 февраля 2021 года, 11 марта 2021 года, 31 марта 2021 года.
Невнесение МУП ЖКХ Красноармейского района в установленные статьями 16, 16.1, пунктом 4 статьи 16.4 Закона №7-ФЗ квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода в 2020 году, платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в срок не позднее 1 марта 2021 года, послужило основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления № 10-18 от 21 мая 2021 года о привлечении директора предприятия Антипова Л.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, и наложения административного штрафа в размере 3000 рублей.
Рассматривая жалобы Антипова Л.В. на постановления должностного лица административного органа № 10-15, 10-16, 10-17, 10-18 от 21 мая 2021 в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ, судья районного суда, объединив дела об административных правонарушениях, пришел к выводу, что нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, выявленные в ходе проверки контрольно-надзорного органа, допущены директором МУП ЖКХ Красноармейского района Антиповым Л.В. в результате одного бездействия, и назначил административное наказание по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса.
Вместе с тем вынесенное судьей районного суда решение законным признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В рассматриваемом случае отсутствовали основания для объединения дел об административных правонарушениях и применения положений указанной нормы, так как выявленные в рамках проверки нарушения различных норм законодательства в области охраны окружающей среды допущены не в результате одного бездействия. Дела об административных правонарушениях неправомерно объединены судьей районного суда в одно производство, что повлекло нарушение правил назначения административного наказания.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований является существенным, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, разрешить его в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение законным признано быть не может и подлежит отмене.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, дела об административных правонарушениях в отношении Антипова Л.В. подлежат возвращению в районный суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенное нарушение и принять обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 22 октября 2021 года, вынесенное в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Леонида Владимировича по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, статьями 8.1, 8.5, 8.41 КоАП РФ, отменить.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, статьями 8.1, 8.5, 8.41 КоАП РФ, в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Леонида Владимировича возвратить на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.В.Голубев