Дело № 3а-79/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 20 марта 2019 года
Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
с участием представителя административного истца Вшивцева В.А. – Крюковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Вшивцева В.А. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости двух земельных участков,
установил:
Вшивцев В.А. обратился с административным иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, а также к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 4931 кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 2151613 рублей, а также об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 4929 кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 2150740 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником данных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых выше рыночной стоимости и влияет на размер уплачиваемого земельного налога.
Административный истец в судебное заседание не явился, направил своего представителя.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявление, в котором не высказал возражений против заявленных требований и оставили разрешение рассматриваемого административного искового заявления на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, возражения по существу заявленных требований не представил.
Определением суда от 19.02.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», как учреждение, определившее кадастровую стоимость спорных земельных участков.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, до судебного заседания представил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований к ФГБУ «ФКП Росреестра», поскольку считает ФГБУ «ФКП Росреестра» ненадлежащим ответчиком по делу.
Определением судьи от 28.01.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар», как получатель земельного налога.
Представитель заинтересованного лица администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, возражения по существу заявленных требований не представил.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной стоимости методом её определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный реестр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, а также является плательщиком земельного налога, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 № 515 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Коми по состоянию на 01.01.2014; также утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель.
С учётом удельных показателей ФГБУ «ФКП Росреестра» своим актом от 02.11.2015 определило кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере 5555313 рублей 91 копейки (земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>) и в размере 5553060 рублей 69 копеек (земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>).Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 02.11.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Согласно представленному отчёту № <Номер обезличен> от 12.12.2018 об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 30.10.2015, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> составила 2151613 рублей 00 копеек, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> составила 2150740 рублей 32 копейки.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом данных об иной рыночной стоимости земельных участков в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении соответствующей судебной экспертизы не заявлено.
Поскольку представленный административным истцом отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств недостоверности отчёта, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом в суд 28.12.2018, следовательно, кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости должна быть установлена с 01.01.2018.
Разрешая вопрос о надлежащих административных ответчиках по делу, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Как указано в абзаце 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг, в том числе, в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 приказа Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Поскольку кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, то надлежащими административными ответчиками по данному делу являются Управление Росреестра по Республике Коми и ФГБУ «ФКП Росреестра».
Следовательно, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Вшивцева В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 4931+/-25 кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в размере его рыночной стоимости 2151613 (двух миллионов ста пятидесяти одной тысячи шестисот тринадцати) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 30 октября 2015 года, на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 4929+/-25 кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в размере его рыночной стоимости 2150740 (двух миллионов ста пятидесяти тысяч семисот сорока) рублей 32 копеек, определенной по состоянию на 30 октября 2015 года, на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Вшивцева В.А. о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2018 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>.
В удовлетворении требований Вшивцева В.А. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 21 марта 2019 года.
Председательствующий судья И.В.Пластинин