Дело № 2-332/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2021 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Ивановой А.В.,
с участием истца Б.С.В.,
представителя ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» АНВ, действующей на основании доверенности от 11.01.2021, сроком до 31.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.С.В. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Главному управлению МЧС России по Забайкальском краю, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, ГУ МЧС России, Министерству ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ему на праве общей долевой собственности совместно с МАР принадлежала квартира по адресу: <адрес>2. Указанный дом 20.08.2018 межведомственной комиссией был признан аварийным и подлежащим сносу в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня реки Кия на территории городского поселения «Шилкиннское». В результате чего истец утратил жилое помещение, которое являлось для него единственным местом проживания. Истец просит суд признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения и включить его в список лиц, утративших жилое помещение в результате стихийного бедствия.
В судебном заседании истец Б.С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнений не имел. Указал, что иного недвижимого имущества в его собственности нет, фактически он обращался с заявление в администрацию для включения его в список лиц на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Однако он включен в список не был, при этом МАР, с которой им принадлежало право общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>2, государственный жилищный сертификат был выдан.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» АНВ принятие решения оставила на усмотрение суда, пояснив, что в настоящее время режим чрезвычайной ситуации на территории городского поселения «Шилкинское» отменен.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, при этом не ходатайствовали об отложении слушания дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Свидетель ФИО7, работающая специалистом администрации городского поселения «Шилкинское» и непосредственно имеющая отношение ко включению граждан в списки на получение ГЖС, также считала необходимым решение оставить на усмотрение суда, при этом указав, что изначально истец был включен администрацией в списки, однако Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края был исключен из списков, при этом с последующим разрешением данного вопроса положительно, то есть о включении Б.С.В. в списки на получение ГЖС. Однако в настоящее время администрация самостоятельно истца Б.С.В. включить в списки не может, лишь только по решению суда, несмотря на то, что постановление главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 08.07.2018 № 289 «О введении на территории городского поселения «Шилкинское» режима «Чрезвычайная ситуация» в связи с затоплением жилых домов на территории города Шилка.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).
В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с пп.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с главой 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального (муниципального) жилищного контроля.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания (в приложении к этому распоряжению приводится список (реестр) домов).
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"(далее Положение №47) оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п.7 (1) Положения №47 состав комиссии, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях оценки и обследования помещения или многоквартирного дома в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, формируется в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 7 настоящего Положения. При этом в состав этой комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласно п.47 Положения №47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Судом установлено, что 08 июля 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» Забайкальского края произошло затопление.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находился в зоне затопления.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности, доля в праве ?, Б.С.В. на основании договора купли-продажи квартиры, выдан 29.09.2003.
Б.С.В. имел регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> 12.07.2007.
Из выписки из ЕГРН от 14.04.2021 следует, что в собственности Б.С.В. иного жилья не имеется.
Факт постоянного проживания истца в спорном жилом помещении не оспорен ответчиками.
Заключением межведомственной комиссии №166 от 20.08.2018, составленного на основании акта визуального обследования помещения от 19.08.2018, отчета №8018 (Тру2)-ИО от 20.08.2018, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе, <адрес> признано непригодным для постоянного проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня реки Кия на территории городского поселения «Шилкинское».
Б.С.В. обращался с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о включении его в списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, однако во включении в указанные списки было отказано. При этом в судебном заседании также установлено о положительном разрешении данного вопроса впоследствии, то есть о включении Б.С.В. в списки на получение ГЖС.
Согласно ответу администрации городского поселения «Шилкинское» № 605 от 15.03.2021, в том числе, было сообщено, что работы по формированию списков граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, завершены.
Согласно постановлению администрации городского поселения «Шилкинское» №57 от 20.02.2020, режим чрезвычайной ситуации на территории городского поселения «Шилкинское» отменен с 20.02.2020.
С настоящим исковым заявлением истец обратилась в суд 16.03.2021.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения истца в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, поскольку истцом соблюдены необходимые условия для включения его в указанный список, а именно, он постоянно проживал и был зарегистрирован в жилом помещении, которое было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, при этом данное жилое помещение являлось для него единственным жильем.
Кроме того, суд учитывает, что 06.08.2018, на момент фактического обращения впервые истца с заявлением в администрацию о включении его в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, Б.С.В. имел право на включение его в указанный список, поскольку право собственности на недвижимое имущество в виде ? доли на <адрес> у него возникло с момента заключения договора купли-продажи жилого помещения от 29.09.2003, дата государственной регистрации права – 13.10.2003.
При таких обстоятельствах, учитывая социальный характер спора и необходимость восстановления жилищных прав истца, лишившегося единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации, требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Б.С.В. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Главному управлению МЧС России по Забайкальском краю, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, ГУ МЧС России, Министерству ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Признать за Б.С.В. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня реки Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.
Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края включить Б.С.В. в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня реки Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение составлено 20.04.2021.
Председательствующий С.Ю. Цукерман