Дело № 2-345/2022
УИД 04RS0003-01-2022-000414-52
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бичура «27» июня 2022 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Харимаевой Н.Б., единолично, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кустовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО СП «Окино-Ключевское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о признании права муниципальной собственности на земельные доли бывших членов СПК «Окино-Ключевское», признанные в установленном порядке невостребованными,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца Селиванова Т.И., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с указанным исковыми заявлениями о признании права собственности МО СП «Окино-Ключевское» на земельные доли участников долевой собственности бывшего СПК «Окино-Ключевское», которыми являлись ныне умершие: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
Исковые требования мотивированы тем, что указанным лицам на основании Постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ были выделены земельные доли в СПК «Окино-Ключевское», расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства. Однако с момента выделения земельных долей и до момента смерти никто из указанных лиц не использовал свою земельную долю по назначению, не распорядился ею.
Наследники ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6. не представили письменные возражения в орган местного самоуправления о том, что наследодатели необоснованно включены в список невостребованных земельных долей.
При этом списки невостребованных земельных долей и сообщение о проведении собрания участников долевой собственности бывшего СПК «Окино-Ключевское» были опубликованы в газете «Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ № размещены на информационных щитах МО СП «Окино-Ключевкое».
На проведенном ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании дольщиков бывшего СПК «Окино-Ключевское» решение по вопросу о невостребованных земельных долях не было принято, ввиду отсутствия кворума.
Постановлением главы Администрации МО СП «Окино-Ключевское» № от ДД.ММ.ГГГГ данный список был утвержден администрацией самостоятельно, согласно п. 7 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Истец просит признать право собственности за МО СП «Окино-Ключевское» на земельные доли размером 11,51 га, каждая, принадлежащие умершим участникам долевой собственности бывшего СПК «Окино-Ключевское» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6
Обращение в суд мотивировано необходимостью установления правового статуса земельных долей, признанных невостребованными, и необходимостью их рационального использования.
Представитель истца – администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Селиванова Т.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия Бернадская М.Л., действующая на основании доверенности, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление и отзыв на исковое заявление.
Исследовав представленные материалы, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям:
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 101-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 8 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Пунктами 1 и 2 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (пункт 1). Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (пункт 2).
Порядок признания земельных долей невостребованными установлен пунктами 3 - 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которыми орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.
Судом установлено, что на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оформлении и выдаче свидетельств на право собственности на земельные паи гражданам сельхозкооператива «Окино-Ключевское», утвержден список лиц, имеющих право на получение бесплатного земельного пая в количестве 660 человек. Закреплено право общей совместной собственности на землю – 7092га сельскохозяйственных угодий. В указанный список включены ныне умершие ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 которым в числе других членов колхоза были выделены земельные доли в размере 11,51 га, сельскохозяйственных угодий.
Как видно из материалов дела, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ список невостребованных земельных долей СПК «Окино-Ключевское» и объявление о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников долевой собственности опубликованы администрацией МО СП «Окино-Ключевское» ДД.ММ.ГГГГ в газете «Бурятия» №).
Из представленного суду протокола общего собрания участников долевой собственности следует, что ДД.ММ.ГГГГ собрание не состоялось из-за отсутствия кворума.
ДД.ММ.ГГГГ главой МО-СП «Окино-Ключевское» ФИО7, на основании п. 7 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ вынесено постановление № «О признании невостребованных земельных долей». В указанный список вошли фамилии ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Согласно списку собственников невостребованных земельных долей, ФИО1 числится под номером №, ФИО2 – под номером №, ФИО3 – под номером №, ФИО4 – под номером №, ФИО5 – под номером №, ФИО6 – под номером №
Также судом установлено, что собственники земельных долей: ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – ДД.ММ.ГГГГ. При этом с момента наделения правом собственности на земельную долю, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и до момента смерти не передали свою земельную долю в аренду и не распорядились ею иным образом, не зарегистрировали право собственности в установленном законом порядке, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно ответу <данные изъяты> нотариального округа ФИО8, наследственные дела к имуществу умерших ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 не заводились. Кроме того, на момент смерти ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 по месту их регистрации никто с умершими не проживал, согласно справок МО СП «Окино-Ключевское».
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, учитывая, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 не заявили о своих намерениях распорядиться земельными долями и не использовали земельные доли по назначению более трех лет подряд, с момента выделения в ДД.ММ.ГГГГ и до момента смерти, суд приходит к выводу о том, что названные земельные доли правомерно признаны невостребованными.
Как следует из представленной Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 право собственности на земельные доли в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости не зарегистрировано.
Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в силу закона спорные земельные доли следует признать невостребованными.
Учитывая, что процедура признания земельных долей невостребованными соблюдена, суд приходит к выводу о том, что исковые требования следует удовлетворить.
Признание права муниципальной собственности на спорную земельную долю влечет прекращение права собственности прежнего собственника земельной доли.
При вынесении настоящего решения суд полагает необходимым учесть следующее.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.
В силу указанной нормы закона, выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской федерации и в собственность муниципальных образований определяется законом.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Принимая во внимание вышеизложенное, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает необходимым признать за органом местного самоуправления права муниципальной собственности на спорную земельную долю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования МО СП «Окино-Ключевское» к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о признании права муниципальной собственности на земельные доли бывших членов СПК «Окино-Ключевское», признанные в установленном порядке невостребованными.
Признать право собственности МО СП «Окино-Ключевское» на невостребованные земельные доли, расположенные в границах землепользования бывшего СПК «Окино-Ключевское», категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес> с кадастровым номером №, общей площадью 80,57 га, оставшиеся после смерти бывших участников долевой собственности СПК «Окино-Ключевское»: ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Бичурский районный суд Республики Бурятия.
Судья Бичурского районного суда РБ Н.Б. Харимаева