Решение по делу № 2-3387/2024 от 12.02.2024

РЕШЕНИЕ

       ИФИО1

12 апреля 2024 года                          <адрес>

Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Тарасюк Ю.В.,

при секретаре                             ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, в лице законного представителя ФИО3 к ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника », Министерству здравоохранения <адрес> об обязании организовать обеспечение расходными материалами, рецептами,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его законного представителя ФИО3 обратился в суд с иском к ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника », Министерству здравоохранения <адрес> об обязании организовать обеспечение расходными материалами, рецептами, указав при этом следующее.

<адрес> в ходе рассмотрения обращения проведена проверка ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » исполнения законодательства в сфере обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по результатам которой выявлены нарушения.

Несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения наблюдается в ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » с диагнозом: «Сахарный диабет 1 тип». Несовершеннолетней присвоена категория «ребенок-инвалид».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходила лечение в ГБУЗ СО «Тольяттинская городская детская больница ».

Из информации, предоставленной ГБУЗ СО «Тольяттинская городская детская клиническая больница» следует, что ФИО2 рекомендовано производить измерение уровня глюкозы в крови не реже 5 раз в сутки.

В соответствии со стандартом оказания медицинской помощи детям с сахарным диабетом 1 типа (утв. Приказом Минздрава России от 09.11.2012г. н) с момента установки диагноза должны выписываться тест-полоски из расчета 1460 в год, не менее четырех замеров в сутки.

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи детям с сахарным диабетом 1 типа (утв. Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)") кратность измерения уровня глюкозы в крови составляет 1672, что соответствует 4,5 измерений в сутки.

Из представленного ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » лицевого счёта пациента на имя ФИО2 следует, что ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата выписки лицевого счёта) было выдано 77 упаковок по 50 шт. медицинского изделия «тест-полоски» к системе контроля уровня глюкозы в крови т.е. всего 3850 тест-полосок (77 упаковок х 50 штук) на 3850 измерений, тогда как необходимо было выдать (58 днейх4 измерения, 880 дней х5 измерений) 4633 тест-полосок и ланцетов.

Таким образом, всего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата выписки лицевого счета) ФИО2 было не до выдано 783 тест-полосок.

Ланцеты не выписывались и не выдавались.

что соответствует его потребностям, однако ланцеты не выдавались.

При таком заболевании как «диабет» средством диагностики является глюкометр, подразумевающий использование таких одноразовых медицинских изделий как тест-полоски и ланцеты (или наконечники к ручке-скарификатору). Соответственно без сопутствующих и необходимых расходных одноразовых медицинских изделий использование глюкометра для ведения самоконтроля гликемии и установлении состояний, угрожающих жизни пациента, не представляется возможным.

Для измерения уровня глюкозы необходимо делать прокол пальца, который осуществляется с помощью устройства. В комплект к устройству для прокалывания пальца входят ланцеты. Согласно инструкции по применению ланцетов они являются одноразовыми (например, инструкция по применению, размещенная в сети Интернет на сайте medmagspb.ru и других).

Установление несовершеннолетним систем непрерывного мониторинга уровня сахара в крови - Датчиков «Либра НМГ» и аналогичных лишь сокращает количество измерений необходимых осуществлять с использованием глюкометра

ФИО2 нуждалась и по настоящее время нуждается в средствах диагностики, к которым относятся тест-полоски, однако ими не обеспечивается в необходимом количестве.

Не полное обеспечение ребенка-инвалида, страдающего социально значимым заболеванием "сахарный диабет", за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами фактически лишает данное лицо права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения должно производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Не полное обеспечение ребенка-инвалида, страдающего диабетом, жизненно необходимыми медицинскими изделиями ставят его жизнь и здоровье под угрозу, поскольку ограничивает его возможности в проведении диагностики сахара в крови, а также возможности оперативного выявления симптомов, свидетельствующих об угрозе жизни и здоровью.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Возраст ФИО2 в настоящее время составляет менее 14 лет, она является ребенком-инвалидом и в силу данных обстоятельств сама не способна защитить свои права в судебном порядке.

На основании вышеизложенного прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ за защитой нарушенных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, был вынужден обратиться в суд с соответствующим иском, в котором просит:

1.Возложить обязанность на Министерство здравоохранения <адрес> в соответствии с нуждаемостью и на основе стандартов медицинской помощи обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. до изменения ее состояния здоровья по назначению лечащего врача тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и ланцетами из расчета не менее 5 штук в сутки.

2.Возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника » по своевременному оформлению рецептов ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до изменения ее состояния здоровья по назначению лечащего врача на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) из расчета не менее 5 штук в сутки.

3.Решение суда обратить к немедленному исполнению, поскольку необеспечение ФИО2 медицинскими изделиями ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

           Представитель истца ФИО6, действующий на основании удостоверения, в судебном заседании поддержала доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. На удовлетворении заявленных требований настаивала.

           Представители ответчика ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » ФИО7, действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась. Исковые требования не признала, указав на следующее.

          В перечень рекомендованных изделий ланцеты не входили. ДД.ММ.ГГГГ ланцеты по обязательному перечню включены. Была совершена закупка, ланцеты были получены в августе 2023 года. Данная пациентка была госпитализирована, согласно заключению указано измерение не менее пяти раз в сутки. В указанном количестве пациентка обеспечивается. ДД.ММ.ГГГГ ей было установлено устройство и пациентка может быть обеспечена измерением от 2 до 4 раз в сутки. Врач следит за состоянием пациентки. Пациентка не нуждается в тест-полосках и препаратах. Обеспечение производится непрерывно, жалоб от нее не поступало, угрозы жизни и здоровью нет.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО3 в судебное заседание не явилась. О дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена. Об уважительных причинах неявки суду не сообщила.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

До начала судебного заседания от него поступили возражение на исковое заявление.

          Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

По каждому заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) для взрослых и детей может быть одобрено и утверждено соответственно не более одной клинической рекомендации.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Согласно ст. 43 названного выше закона, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 715 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", к перечню социально значимых заболеваний относится, в том числе сахарный диабет.

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в соответствии с которой расходные материалы для проведения непрерывного мониторинга глюкозы и флеш-мониторинга глюкозы (для детей и беременных женщин, страдающих сахарным диабетом) включены в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Постановление Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, которым предусмотрено бесплатное обеспечение детей, страдающих сахарным диабетом, ланцетами.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 56 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019г. ).

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) лица, страдающие заболеваниями или состояниями (группами заболеваний или состояний), включенными в перечень заболеваний или состояний (групп заболеваний или состояний), установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при достижении ими совершеннолетия вправе до достижения ими возраста двадцати одного года наблюдаться и продолжать лечение в медицинской организации, оказывавшей им до достижения совершеннолетия медицинскую помощь при таких заболеваниях или состояниях (группах заболеваний или состояний).

Согласно ст. 70 названного закона, лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача.

Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента.

Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) Медицинские работники обязаны: оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями; назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в котором указана группа населения - инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, которым предоставляются бесплатно все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям). Также указана такая категория заболевания как диабет, при которой бесплатно отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.Согласно Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1084 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом 2 программы при следующих заболеваниях и состояниях болезни эндокринной системы.Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" утвержден Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, в котором указан Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в числе которых числится сахарный диабет, указано терапевтическое лечение в виде комплексного лечения, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа).Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе дети-инвалиды.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предусмотрено предоставление тест-полосок (код 248900) и игл инсулиновых (код 137610 и 300880) для определения уровня глюкозы. Соответственно, законодательством предусмотрено обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновыми шприцами, иглами к ним и средствами диагностики.Согласно ч. 15 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ф3 лечащий врач уполномочен на определение необходимости назначения медицинских изделий пациенту, а также их количества. С учётом изложенного исполнительный орган может обеспечивать пациентов только в рамках выписанных рецептов лечащим врачом исходя из медицинских показаний.В соответствии с п. 12 Приказа Минтруда России н, Минздрава России н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Приказ Минтруда) за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ф3 (п. 14 Приказа).В соответствии с п. 1.7 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения <адрес>» на Министерство возложено решение задачи по обеспечению государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению».

           Как следует из материалов дела, несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения наблюдается в ГБУЗ СО «ТГКП », диагноз «Сахарный диабет» установлен в 2019 году. Получает инсулины: Фиасп 50ЕД/сутки и тресиба 60Ед/сутки, установлен датчик Либра НМГ и имеет сканер для чтения результатов, также обеспечена глюкометрами ACCU-Chek Perfoma, Саттелит экспресс и тест полосками к ним.

         С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходила лечение в ГБУЗ СО «ТГКП ».

При выписке, согласно выписному эпикризу медицинской карты стационарного больного ФИО2 рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы (гликемии) не реже 5 раз в сутки, а при использовании ФМГ 4 раза в сутки.

         Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (далее - Стандарт), согласно которому усредненный показатель частоты применения - 1672 измерения в год.

Для измерения уровня глюкозы необходимо делать прокол пальца, который осуществляется ФИО2 с помощью глюкометра, подразумевающего использование одноразовых медицинских изделий как тест-полоски и ланцеты (или наконечники на ручке-скарификатору).

Из представленного ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » лицевого счёта пациента на имя ФИО2 следует, что ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата выписки лицевого счёта) было выдано 77 упаковок по 50 шт. медицинского изделия «тест-полоски» к системе контроля уровня глюкозы в крови т.е. всего 3850 тест-полосок (77 упаковок х 50 штук) на 3850 измерений.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано 10 упаковок одноразовых ланцетов и 17 упаковок тест-полосок, в соответствии с нуждаемостью.

Как было указано ранее, ФИО2 установлен датчик Либра НМГ, для непрерывного мониторинга уровня глюкозы.

Согласно клиническим рекомендациям «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденных Минздравом России: самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ) в реальном времени или ФМГ, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше.

Таким образом, лица, использующие непрерывные системы мониторинга глюкозы могут сократить количество измерений глюкозы глюкометром, что подразумевает использование меньшего количества тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови и ланцетов.

Согласно Выписного эпикриза от ДД.ММ.ГГГГ из медицинской карты стационарного больного, ФИО2 было рекомендовано измерение уровня сахара не менее 5 раз в сутки, а при использовании ФМГ 4 измерения в сутки.

Следовательно, выдача определенного количества тест-полосок и ланцетов Учреждением может быть произведена в индивидуальном порядке, в соответствии с нуждаемостью и на основе стандартов медицинской помощи, основанных на рекомендациях медицинских специалистов, исходя из состава ранее выданных медицинских изделий, в частности таких как-датчик непрерывного мониторинга глюкозы.

Таким образом, требования истца об обязании ответчика выдавать тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови из расчета не менее 5 штук в сутки, нельзя признать законным.

Несомненно, при таком заболевании как «диабет» средством диагностики является глюкометр, подразумевающий использования таких одноразовых медицинских изделий как тест-полоски и ланцеты (или наконечники к ручке-скарификатору). Соответственно, без сопутствующих и необходимых расходных одноразовых медицинских изделий использование глюкометра для ведения самоконтроля гликемии и установлении состояний, угрожающих жизни пациента, не представляется возможным.

Согласно п. 1.1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения <адрес>», Министерство здравоохранения <адрес> (далее - Министерство) является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории <адрес>.

Министерство является главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

В силу п. 1.7 названного постановления на Министерство возлагается решение следующих задач: обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; разработка и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных задач охраны здоровья населения <адрес>; сохранение и улучшение здоровья населения <адрес>.

Согласно п. 2.2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения <адрес>», в рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями: организует исполнение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период; организует оказание медицинской помощи лицам, в том числе обеспечение лекарственными препаратами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Министерство здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ приняло приказ «Об утверждении порядков формирования основной и дополнительной заявок для обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в <адрес>, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов», согласно п. 2 которого руководителям учреждений здравоохранения <адрес>, подведомственных министерству здравоохранения <адрес>, принимающих участие в обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в <адрес>, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов (далее - учреждения здравоохранения <адрес>) организовать работу:

- по определению потребности и формированию заявок на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с утвержденными порядками;

- по контролю за исполнением заявок в части назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с нормативными правовыми актами.

В силу п. 3 основная заявка медицинских организаций на лекарственные препараты составляется с учетом: 1) численности граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального и областного бюджетов, наличия данных пациентов в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и Сводном областном регистре лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, формируемом государственным бюджетным учреждением здравоохранения "<адрес> медицинский информационно-аналитический центр" на основе сведений медицинских организаций;

2) стандартов оказания медицинской помощи;

3) уровня, динамики и структуры заболеваемости;

4) данных о количестве пациентов по группам заболеваний, регистров пациентов по нозологиям (сахарный диабет, бронхиальная астма, онкология и т.д.);

5) особенностей потребления отдельных групп лекарственных препаратов для медицинского применения (наркотические препараты, этиловый спирт);

6) данных об исполнении заявок предыдущих периодов по выписке и отпуску лекарственных препаратов.

Согласно п. 1 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 66124), назначение лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача,

В силу п. 7 медицинским работникам запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний.

Согласно п. 5, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

В соответствии с п. 29 Порядка по решению врачебной комиссии пациентам при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях назначаются лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии.

Соответственно реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес> в части определения потребностей медицинского учреждения в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, а также назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий возложена на учреждения здравоохранения <адрес>, подведомственные Министерству здравоохранения <адрес>.

Поскольку ФИО2 по медицинским показаниям в диагностических целях назначен постоянный мониторинг крови, для чего необходимо использование тест-полосок и ланцетов, при их отсутствии такая диагностика будет невозможной.

При этом, как было установлено ранее, ФИО2 на регулярной основе обеспечивается изделиями медицинского назначения-Ланцеты и тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и обеспечена ими до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нуждаемостью, в связи с чем, требования истца о возложении на Министерство здравоохранения <адрес> обязанности по обеспечению ФИО8 тест-полосками и ланцетами из расчета не менее 5 штук в сутки, удовлетворению не подлежат.

Так как согласно Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов", при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, медицинским работникам не запрещается оформлять рецепты при наличии у пациента медицинских показаний.

Для этого, медицинская организация должна подать заявку на выдачу наконечников к ручке-скарификатору (ланцеты) для средства диагностики – глюкометра, а Министерство здравоохранения <адрес> обязано выполнить свои функции - осуществить контроль за исполнением заявок в части назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с нормативными правовыми актами.

Таким образом, обеспечение ФИО2 года рождения, необходимыми для нее изделиями (тест-полоски и наконечники к ручке-скарификатору (ланцеты) для средства диагностики – глюкометра со стороны ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » заключается в выписке рецептов, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований к ГБУЗ СО «ТГП », которые подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку, в настоящее время ФИО2 обеспечена медицинскими изделиями до ДД.ММ.ГГГГ, оснований ставить под сомнение необеспечения медицинским учреждением несовершеннолетнего тест-полосками и ланцетами у суда не имеется. Доказательств того, что не приведение решения к немедленному исполнению, влечет угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего, материалы дела не содержат оснований для приведения решения к немедленному исполнению не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, в лице законного представителя ФИО3 к ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника », Министерству здравоохранения <адрес> об обязании организовать обеспечение расходными материалами, рецептами-удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника » своевременно оформлять рецепты ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до изменения ее состояния здоровья, по назначению лечащего врача на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) в соответствии с нуждаемостью.

           В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

                                         Судья:            /подпись/                                      Тарасюк Ю.В.

Копия верна

                                                                                       УИД 63RS0-08

                                                                                        Подлинный документ подшит в

Судья:                                                                            гражданском деле

                                                                                        Автозаводского районного суда

Секретарь:                                                                       <адрес>

2-3387/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карпова Ольга Михайловна
Заместитель прокурора Автозаводского района г. Тольятти
Ответчики
ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника № 1"
Министерство здравоохранения Самарской области
Суд
Автозаводский районный суд г. Тольятти
Судья
Тарасюк Юлия Викторовна
Дело на странице суда
avtozavodsky.sam.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее