Решение по делу № 2-2072/2016 от 05.07.2016

Дело № 2-2072/2016

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2016 года Ленинский районный суд

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

в составе председательствующего – Рослой М.Н.

с участием истца – Сусловой С.Ф.

при секретаре – Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусловой С. Ф. к Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным, возложении обязанности выдачи разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Суслова С.Ф. обратилась с иском к Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> кадастровый , незаконным, возложении обязанности выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Истец Суслова С.Ф. в судебном заседании на иске настаивала, суду пояснила, что в 2012 г. ею было произведено межевание спорного земельного участка, который был поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера . <дата> между ней и администрацией города был заключен договор аренды спорного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. На момент заключения договора аренды участок в зоне затопления не находился, и до настоящего времени у неё не возникало сомнений, что участок в зоне затопления не находится. <дата> утверждён градостроительный план. Также в апреле 2016 г. она обратилась в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, но <дата> в выдаче разрешения на строительство ей было отказано, по причине того, что участок находится в зоне затопления. Полагает отказ органа местного самоуправления незаконным, просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён в установленном законом порядке.

Согласно письменным возражениям представителя муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Ивановой В.А., на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок был затоплен в период наводнения в августе-сентябре 2013 г., а также учитывая отсутствие защитных гидротехнических сооружений, обеспечивающих предотвращение негативного воздействия вод, выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке <адрес> в кадастровом квартале , невозможна. Статьёй 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2014 г. № 22 предусмотрено, что при осуществлении градостроительной деятельности органами исполнительной власти Хабаровского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края, необходимо исключить строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством РФ. Таким образом следует, что на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, запрещено строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 02.10.2013 г. № 3143-па были определены границы зон затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», введённой постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от 12.08.2013 г. № 140/1 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». В соответствии с Приложением к указанному Постановлению в зону затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации также вошла <адрес>, с земельным участком , на данной улице дома, являющиеся смежными с вышеуказанным домом, были затоплены свыше 1 метра. С учетом изложенного, учитывая отсутствие на земельном участке защитных гидрологических сооружений, обеспечивающих предотвращение негативного воздействия вод, администрация города правомерно отказала в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объёме.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на разрешение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земельные участки, в соответствии со статьёй 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как установлено статьями 30.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Выдача разрешения на строительство объекта осуществляется в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При подготовке разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства согласно пункту 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется проверка соответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка.

Судом установлено, что на основании Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от <дата> Сусловой С.Ф. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> строительный в кадастровом квартале г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, предназначенный для размещения домов индивидуальной жилой застройки, с целью строительства индивидуального жилого дома.

В пункте 2 названного постановления предусмотрено, что Сусловой С.Ф. необходимо выполнить следующие мероприятия:

обратиться в организацию, осуществляющую землеустроительные работы, для изготовления межевого плана земельного участка;

обратиться в орган кадастрового учёта для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт;

представить в администрацию города Комсомольска-на-Амуре кадастровый паспорт земельного участка для заключения договора аренды земельного участка;

приступить к строительству индивидуального жилого дома после окончания разработки проектной документации и получения в администрации города Комсомольска-на-Амуре разрешения на строительство;

вести строительство индивидуального жилого дома в соответствии с градостроительным планом земельного участка, утверждённым администрацией города Комсомольска-на-Амуре;

предоставить по окончании строительства индивидуального жилого дома подлинные материалы исполнительной геодезической съемки земельного участка в масштабе 1:500 и его нивелировки в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

Также в постановлении администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 2652-па от 20.08.2012 г. указано, что Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре следует направить заявителю проект договора аренды земельного участка с предложением о его заключении (п. 3); предоставить заявителю месячный срок для заключения договора аренды земельного участка (п. 4); заявителю обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю Комсомольский-на-Амуре отдел для осуществления государственной регистрации договора аренды земельного участка; один экземпляр зарегистрированного договора аренды возвратить в Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (п. 5).

Между Сусловой С.Ф. и администрацией г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края <дата> заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, предоставленного для строительства индивидуального жилого дома.

Срок договора с <дата> до <дата>.

В кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от <дата> внесены сведения, что земельный участок с кадастровым номером , месторасположение: <адрес>, внесён в государственный кадастр недвижимости <дата>, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование: предназначен для размещения домов индивидуальной жилой застройки – с целью строительства индивидуального жилого дома.

Особые отметки: согласно ст. 4, 24 Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельном участке носят временный характер.

Постановлением администрации <адрес> -па от <дата> утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>.

Как следует из материалов дела, Суслова С.Ф. обратилась в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый , на что был получен ответ за от <дата>, из которого следует, что выдача разрешения на строительство объекта осуществляется в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ. При подготовке разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства согласно п. 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется проверка соответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка. В соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, утверждённого постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от <дата> земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне затопления, подтопления. Согласно нормативам градостроительного проектирования Хабаровского края от <дата> , вступившего в действие с <дата>, на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Согласно пункту 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от <дата> «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» запрещено строительство нового жилья, садовых и дачных строений в зонах, подверженных риску затопления.

Учитывая вышеизложенное, у администрации г.Комсомольска-на-Амуре отсутствуют основания для рассмотрения заявления Сусловой С.Ф. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, доводы сторон в обоснование заявленных требований и возражений, положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд, разрешая требования истца, принимает во внимание следующие обстоятельства.

Статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с требованиями Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края, утверждённых Постановлением Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 г. № 136-пр, при проектировании на территории края следует учитывать районы, подверженные затоплению в период весеннего снеготаяния, сезонного таяния ледников и ливневых паводков. На территориях, подверженных затоплению и подтоплению, размещение новых населённых пунктов и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается (пункт 12.8.1).

В соответствии со статьёй 1 Водного кодекса Российской Федерации, к негативному воздействию вод отнесено затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определённые территории.

Из положений статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населённых пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.

Границы зон затопления, подтопления, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014г. № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.

В силу пункта 3, 9 названных Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве». Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае возникновений аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, пропуска вод в катастрофически большом количестве.

Статьёй 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2014 г. № 22 «Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением» установлено, что при осуществлении градостроительной деятельности органами исполнительной власти Хабаровского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края необходимо исключить строительство объектов капитального строительства (в том числе жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры) без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, из вышеперечисленных норм следует, что на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, запрещено строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

Статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.

Границы зон затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» определены постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от <дата>. .

В указанную зону затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре, вошла <адрес>, что подтверждено приложением к данному постановлению, с указанием жилых домов, расположенных на этой улице.

В списке имеется примечание, что дома были затоплены свыше 1 м.

Спорный земельный участок расположен в зоне возможного затопления (подтопления), на нём отсутствуют защитные гидравлические сооружения, обеспечивающие предотвращение негативного воздействия вод, в связи с чем без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, строительство зданий, строений, сооружений на данном земельном участке запрещено в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, основания для выдачи разрешения Сусловой С.Ф. на строительство индивидуального жилого дома на этом участке отсутствовали.

Отказ в выдаче такого разрешения, сформулированный в оспариваемом истцом письменном сообщении от <дата>, согласуется с действующим законодательством и является правомерным.

Учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца Сусловой С.Ф. в результате отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>, расположенном в зоне возможного затопления (подтопления), суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сусловой С. Ф. к Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным, возложении обязанности выдачи разрешения на строительство – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Рослая

2-2072/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Суслова С.Ф.
Ответчики
Администрация г.Комсомольска на Амуре
Суд
Ленинский районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Дело на сайте суда
leninsky.hbr.sudrf.ru
05.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.07.2016Передача материалов судье
06.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2016Судебное заседание
26.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее