Решение по делу № 2-9383/2016 от 19.10.2016

Дело № 2-9383/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань 02 декабря 2016 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Хуснутдинова А.И.,

при секретаре Мифтахутдиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсуповой Е.Л., действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетних Юсупова Э.Р., Юсуповой Э.Р., к Исполнительному комитету г.Казани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование своих требований указал, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2014 отказ Исполнительного комитета г.Казани в принятии из государственной собственности Республики Татарстан в собственность муниципального образования г.Казани общежития, расположенного по адресу: ул.Авангардная, д.87, признан незаконным. Учитывая, что дом №87 по улице Авангардная передан в муниципальную собственность на основании судебного акта, истец является нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> Однако Юсуповой Е.Л. в приватизации было отказано, в связи с отсутствием спорного объекта недвижимого имущества в перечне жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г.Казани.

    На основании вышеизложенного, истец просит признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, истец просит признать за ней, а также Юсуповым Э.Р., Юсуповой Э.Р., право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, по 1/3 доли за каждым.

В судебном заседании истец и ее представитель уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик ИК МО г.Казани своего представителя для участия в судебном заседании не направил, представил отзыв с просьбой рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя, в удовлетворении иска – отказать.

Представитель третьего лица ЗАО «Кварт» на судебное заседание явился, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 4 Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В силу статьи 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства № 42 от 26 января 2006 года, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливается запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности.

    Как усматривается из пункта 3 части 7 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общежития, относящиеся к жилищному фонду социального использования и предназначенному для решения вопросов местного значения, подлежат передаче в муниципальную собственность.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что по договору найма истице с семьей из четырех человек (в том числе, муж Юсупов Р.Г., сын Юсупов Э.Р., дочь Юсупова Э.Р.) предоставлена комната в общежитии, расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из домовой книги истец зарегистрирован в жилом помещении с 2003 года.

Как усматривается из материалов дела, принадлежащее истице право на приватизацию, ей не использовано.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2014 отказ Исполнительного комитета г.Казани в принятии из государственной собственности Республики Татарстан в собственность муниципального образования г.Казани общежития, расположенного по адресу: ул.Авангардная, д.87, признан незаконным.

Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Как следует из статьи 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Учитывая особый статус органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском законодательстве, право собственности на объекты недвижимого имущества у органов государственной власти и местного самоуправления возникает не по правилам гражданского кодекса Российской Федерации - с момента регистрации такого права, а с момента вынесения органом государственной власти и местного самоуправления административного акта и (или) судебного акта о передаче органам местного самоуправления объектов недвижимого имущества. Поэтому регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества носит не правообразующий, а право подтверждающий характер.

По смыслу указанного выше Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Поэтому суд считает, что право гражданина на приватизацию не может ставиться в зависимость от включения жилых помещений в реестр муниципальной собственности, при наличии вступившего в законную силу судебного акта о передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г.Казань.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводом истца о том, что он обладает, на основании Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», правом на приватизацию занимаемого жилья.

Доводы представителя третьего лица о том, что комната является нежилым помещением, суд отклоняет как несостоятельные. С истцом заключен договор найма, Юсупова Е.Л. зарегистрирована с 2003 года по месту жительства по указанному адресу, право пользования спорным объектом недвижимого имущества за истцом никем не оспорено.

Поскольку жилое помещение было предоставлено истице для проживания с семьей (муж Юсупов Р.Г., сын Юсупов Э.Р., дочь Юсупова Э.Р.), Юсупов Р.Г., согласно заявлению от 24.11.2016 года, дал согласие на приватизацию своей супругой указанной комнаты, суд считает возможным признать за истицей, а также Юсуповым Э.Р., Юсуповой Э.Р., право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, по 1/3 доли за каждым.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить.

Признать за Юсуповой Е.Л., Юсуповым Э.Р., Юсуповой Э.Р., право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/3 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья Приволжского районного

суда г. Казани РТ              А.И.Хуснутдинов

2-9383/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Юсупова Е.Л.
Ответчики
ИК МО г.Казани
Другие
ЗАО "КВАРТ"
Суд
Приволжский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Дело на странице суда
privolzhsky.tat.sudrf.ru
19.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2016Передача материалов судье
20.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2016Судебное заседание
02.12.2016Судебное заседание
05.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее