22 декабря 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики протест и.о. прокурора Красноармейского района Чувашской Республики Бабаева А.М. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 13 ноября 2020 года, вынесенное в отношении главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецова Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
10 сентября 2020 года прокурором Красноармейского района Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении в отношении главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецова А.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии № 021/04/7.30-1046/2020 от 6 октября 2020 года глава администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецов А.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 13 ноября 2020 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии № 021/04/7.30-1046/2020 от 6 октября 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, принесенном и.о. прокурора Красноармейского района Бабаевым А.М. в Верховный Суд Чувашской Республики, поставлен вопрос об отмене решения судьи по мотивам его незаконности.
Проверив представленные материалы, признав возможным рассмотрение представления в отсутствие Кузнецова А.Н. и прокурора, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кузнецова А.Н. к административной ответственности) наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 13 Федерального закона от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Из материалов дела следует, что 8 октября 2019 года постановлением № 621 администрации Красноармейского района Чувашской Республики утверждена конкурсная документация об электронном аукционе по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, вне границ населенных пунктов в границах Красноармейского района Чувашской Республики в 2020 – 2021 годах 1 группы.
Разделом 5 документации об электронном аукционе утвержден проект планируемого к заключению с его победителями муниципального контракта (л.д. 79-85).
В соответствии пунктом 3.1 проекта муниципального контракта заказчик в установленном порядке обязан осуществлять ежемесячную приемку выполненных работ и услуг в соответствии с методическими рекомендациями и «Руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики» с оформлением двусторонних актов (форма № КС-2) и оценку уровня содержания автомобильных дорог, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), являющихся основанием для проведения взаиморасчетов и оплаты работ.
Разделом 5 проекта контракта установлен порядок сдачи и приемки выполненных работ.
Так, в частности предусмотрено, что приемка выполненных работ осуществляется путем подписания Акта приемки выполненных работ (ее результатов) (документом о приемке, который подписывается Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком), либо Подрядчику Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (пункт 5.3).
Акт приемки выполненных работ (ее результатов) оформляется в течение 5 дней с даты приемки работ (ее результатов). Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо выполненных работ в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих работ и устранено Подрядчиком.
Основанием для вынесения 10 сентября 2020 года прокурором постановления о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении и вынесения руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии постановления № 021/04/7.30-1048/2020 от 6 октября 2020 года о привлечении главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецова А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, послужили выводы о том, что проектом муниципального контракта не были определены сроки осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия ее объемов требованиям, установленным контрактом, при этом указанные нарушения, допущенные при утверждении документации об электронном аукционе, предоставило муниципальному заказчику необоснованно широкие пределы усмотрения при принятии решения о приемке работ и возможности подписания соответствующих актов о их выполнении и справок о их стоимости, которые привели к тому что названные акты по работам, выполненным главой КФХ Ермаковым В.Ю. по заключенному муниципальному контракту № 0115300022519000035 в июне 2020 года, были подписаны лишь 19 августа 2020 года и оплачены в период с 24 августа 2020 года по 26 августа 2020 года по прошествии 2-х месяцев с момента окончания очередного этапа работ.
Рассмотрев жалобу Кузнецова А.Н., судья районного суда установил, что проектом контракта в пунктах 3.1, 5.1-5.6 предусмотрены подробные процедуры и порядок приемки заказчиком у подрядчика выполненных работ, а также оформления приемки выполненных работ (ее результатов), определен срок оформления данного акта.
Не усмотрев в этом нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что при изложенных обстоятельствах само по себе нарушение установленного муниципальным контрактом срока приемки выполненных работ состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, не образует, в связи с чем вынес решение об отмене постановления должностного лица о привлечении Кузнецова А.Н. к административной ответственности, названой нормой КоАП РФ, и прекращении производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Указанные выводы судьи районного суда подтверждены материалами дела, сомнений не вызывают и основаны на содержании проекта муниципального контракта, положениях Закона о контрактной системе и нормах КоАП РФ.
Кроме этого, как усматривается из материалов дела обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Кузнецова А.Н. дела об административном правонарушении, имели место 8 октября 2019 года (дата утверждения документации об электронном аукционе).
Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 8 октября 2020 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статей 4.5, 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности не может возобновляться обсуждение вопроса о наличии или отсутствии вины лица во вменяемом ему административном правонарушении.
Поскольку срок давности привлечения Кузнецова А.Н. к административной ответственности истек, за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности возможность правовой оценки его действий на предмет наличия состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах решение судьи отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 13 ноября 2020 года, вынесенное в отношении главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецова Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев