Решение по делу № 11-8632/2020 от 31.07.2020

1

Судья Устьянцев Н.С. Дело №2-183/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-8632/2020

11 сентября 2020 года    г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего    Мицкевич А.Э.

судей    Норик Е.Н., Пашковой А.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зотовой И.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 21 февраля 2020 года по иску Чуклинова В. А. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, признании приобретшим право пользования жилым помещением по договору социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Заслушав доклад судьи Норик Е.Н. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чуклинов В.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ,
ФГКУ    «Приволжско-Уральское    территориальное    управление

имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа - ордера от 09 марта 1988 года, выданного Исполнительным Комитетом Чебаркульского городского совета народных депутатов; признании его приобретшим право пользования квартирой по адресу: <адрес>; признании за ним права собственности на вышеуказанное жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указал, что 09 марта 1988 года Исполнительным комитетом Чебаркульского городского совета народных депутатов на состав семьи из четырех человек ему был выдан ордер на право вселения в трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В этом же году он с членами семьи произвел регистрацию по указанному адресу и вселился в квартиру. При этом, в выданном ордере была допущена описка, вместо номера дома указан дом . При обращении в КЭЧ Чебаркульского района об исправлении описки ему было отказано. В указанной квартире истец проживает с 1988 года, в приватизации жилья ранее участия не принимал. Дочь истца - Савельева Н.В. отказалась от участия в приватизации. При обращении к ответчикам с заявлением о заключении договора приватизации спорной квартиры, он получил отказы, которые считает незаконными.

В судебном заседании в суде первой инстанции истец Чуклинов В.А. и его представитель КоптягИ. И.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, а также представитель третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ при надлежащем извещении участия не принимали.

Третье лицо Савельева Н.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Суд первой инстанции принял решение, которым исковые требования Чуклинова В.А. удовлетворил частично, признал его приобретшим право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, по договору социального найма; признал за ним право собственности на вышеуказанное жилое помещение; в удовлетворении требований Чуклинова В.А. об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа отказал.

В апелляционной жалобе Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ просит отменить вышеуказанное решение суда и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что при вынесении решения суд не учел, что спорное жилое помещение находилось в закрытом военном городке, что свидетельствует о закреплении за ведомственным жилым фондом статуса служебного. Исключение военного городка из числа закрытых не влечет изменения статуса жилого помещения как служебного. Занимаемое Чуклиновым В.А. жилое помещение является федеральной собственностью, относится к категории служебных, находится в ведении Министерства обороны РФ. Истцом не представлено доказательств того, что он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ, а также доказательств того, что спорное жилое помещение предоставлялось истцу на условиях социального найма уполномоченным органом Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения. Поскольку служебные жилые помещения приватизации не подлежат, исковые требования Чуклинова В.А. являются необоснованными.

В судебном заседании при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец Чуклинов В.А., представитель истца КоптягИ. И.В., третье лицо Савельева Н.В., представители ответчиков ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, представитель третьего лица ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ при надлежащем извещении участия не принимали.

В связи с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, и размещением информации о месте и времени рассмотрения гражданского дела на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет, судебная коллегия, руководствуясь ч.З ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела, основании ордера от 09 марта 1988 года Чуклинову В.А. на состав семьи, включая супругу ФИО10, дочь ФИО11 и мать ФИО12, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Однако в ордере была допущена описка: вместо дома , указан дом . Данное обстоятельство подтверждается корешком ордера, в котором верно указан номер дома, а именно - . При этом в ордере отсутствуют какие-либо отметки о присвоении квартире статуса служебного жилого помещения.

Согласно выписки из похозяйственной книги , а также справки МУ «Администрация Бишкильского сельского поселения» от 24 декабря 2019 года, в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы Чуклинов В.А. с 03 октября 1991 года и его дочь Савельева Н.В. с 03 марта 2004 года.

Из выписки из ЕГРН от 16 января 2019 года усматривается, что квартира по адресу: <адрес> находится в федеральной собственности и закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Согласно сообщению ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 24 января 2020 года, сведения и документы об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду Минобороны России отсутствуют, поскольку не передавались расформированными квартирно-эксплуатационными органами. Документы, на основании которых спорная квартира была предоставлена Чуклинову В.А. в ФГКУ «Центррегионжилье» также отсутствуют, в процессе реорганизации квартирно-эксплуатационных органов не передавались.

По данным архивного фонда администрации Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района решений, постановлений о присвоении статуса служебного жилого помещения» квартире, по адресу: <адрес> не значится.

Как следует из материалов дела, в апреле 2019 года Чуклинов В.А. обратился к ответчикам с заявлениями о приватизации спорной квартиры, однако в удовлетворении его требований было отказано со ссылкой на наличие у квартиры по адресу: <адрес> статуса служебного жилья.

Чуклинов В.А. ранее в приватизации жилых помещений участия не принимал, что подтверждается справкой администрации Бишкильского сельского поселения от 29 января 2019 года, сообщениями Чебаркульского отделения Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», выпиской из ЕГРН от 05 декабря 2019 года, справкой Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района от 29 апреля 2019 года.

Савельева Н.В. от участия в приватизации спорного жилого помещения отказалась, о чем она пояснила в судебном заседании, мать истца ФИО13 умерла 23 февраля 2001 года, а внучка ФИО14 в настоящее время в спорном жилом помещении не проживает.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Чуклинова В.А. о признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес> порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что на момент предоставления данного жилого помещения истцу оно не являлось служебным, в связи с чем между сторонами сложились и фактически продолжаются до настоящего времени отношения социального найма.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Согласно ст.217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда урегулирован Законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно ст.2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Положениями ст.6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст.4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Применительно к возникшему спору установлено, что спорная квартира по адресу: <адрес> ранее была расположена в закрытом военном городке, при этом находилась и ныне находится в ведении Министерства обороны РФ.

<адрес> не входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р, поскольку исключен из него распоряжением Правительства РФ от 27.10.2008 г. № 1563-р.

Жилое помещение было предоставлено Чуклинову В.А. и членам его семьи в связи с прохождением военной службы, что полностью соответствовало существовавшему на тот период порядку обеспечения военнослужащих проходящих военную службу, жилыми помещениями.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Чуклинову В. А., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда -совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Согласно п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей.

Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади (п.2 постановления).

Как следует из материалов дела, ордер на жилое помещение Чуклинову В.А. выдан в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения».

При этом в деле отсутствуют сведения о том, что семья Чуклинова В.А. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и что принималось решение о предоставлении Чуклинову В.А. и членам его семьи жилого помещения, как лицам, состоящим на учете нуждающихся, как это было предусмотрено приведенными выше нормами Жилищного кодекса РСФСР.

В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР).

Таким образом, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

В отношении квартиры по адресу: <адрес> такое решение принято не было.

Вместе с тем, отсутствие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, не дает оснований отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении право пользования ими на условиях договора социального найма, поскольку жилое помещение предоставлялось в ином порядке, а не по нормам жилищного законодательства РСФСР, действовавшего на тот период времени.

Так как спорная квартира находилась на территории закрытого военного городка, в связи с чем имела особый правовой статус, схожий со статусом служебного жилого помещения, была предоставлена военнослужащему Чуклинову В.А. на период его службы, то ни у Чуклинова В.А., ни у членов его семьи не возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

В настоящее время согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, и имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерство обороны РФ и уполномоченный им орган ФГКУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не приняли решение о передаче спорного жилого помещения в собственность Чуклинова В.А.

По смыслу ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в совокупном толковании со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача в ведение органов местного самоуправления жилых помещений в домах, ранее находившихся в закрытых военных городках, является необходимым условием обеспечения прав граждан на приватизацию этих помещений.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение до настоящего времени в ведение органов местного самоуправления не передано, в связи с чем, законных оснований для удовлетворения требований Чуклинова В.А. о признании за ним права пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма и признании права собственности на нее в порядке приватизации у суда первой инстанции не имелось.

В связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении перечисленных требований Чуклинова В.А.

Разрешая требования Чуклинова В. А. об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа - ордера от 09 марта 1988 года, выданного Исполнительным Комитетом Чебаркульского городского совета народных депутатов, суд обоснованно указал на то, что данный ордер выдан непосредственно Чуклинову В.А., в связи с чем установление заявленного юридического факта нецелесообразно и отказал в удовлетворении данных требований. Содержащаяся в ордере описка в части номера дома не влияет на существо возникших правоотношений, при том, что ответчики не оспаривают факт предоставления Чуклинову В.А. на основании данного ордера именно квартиры по адресу: <адрес>.

В данной части решение суда сторонами не обжалуется, а вывод суда соответствует требованиям закона и представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая юридическая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 21 февраля 2020 года отменить в части признания Чуклинова В. А. приобретшим право пользования квартирой по адресу: <адрес> по договору социального найма, признании за Чуклиновым В. А. права собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Принять в данной части новое решение.

Отказать в удовлетворении исковых требований Чуклинова В. А. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании приобретшим право пользования жилым помещением по договору социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В остальной части решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 21 февраля 2020 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

11-8632/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чуклинов Виктор Антонович
Ответчики
ФГКУ Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
Министерство Обороны РФ
Департамент имущественных отношений МО РФ
Другие
Коптягина Инга Викторовна
ФГКУ Центррегионжилье
Савельева Наталья Викторовна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Норик Екатерина Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
30.07.2020Передача дела судье
03.09.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2020Передано в экспедицию
11.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее