Решение по делу № 33-3285/2023 от 06.03.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-301/2022

№ 33-3285/2023

УИД 91RS0014-01-2021-003386-02    

председательствующий в суде первой инстанции

судья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Бурова А.В.

Галимов А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2023 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего        Галимова А.И.,

судей            Богославской С.А., Старовой Н.А.,

при секретаре            Сенокосовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косауровой Елены Алексеевны, Косаурова Максима Юрьевича к Алонкину Виктору Михайловичу, администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке и записи о регистрации права собственности, возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО19, ФИО20, Матвеева Александра Васильевна, Клунко Екатерина Николаевна, Клунко Ольга Владимировна, кадастровый инженер Сазонова Яна Вячеславовна,

по апелляционной жалобе Косауровой Елены Алексеевны, Косаурова Максима Юрьевича на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года,

установила:

Косаурова Е.А., Косауров М.Ю. обратились в суд с иском к Алонкину В.М., администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, уточнив который просили:

- признать незаконным и отменить постановление администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 28 мая 2019 года №176/2019 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>»;

- исключить из ЕГРН запись о регистрации права собственности за №90:07:020101:4517-90/090/2019-1 от 12 декабря 2019 года за Алонкиным В.М. на земельный участок, площадью 787 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки;

- исключить из ЕГРН сведения о земельном участке, а также о границах и координатах земельного участка, площадью 787 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки;

- возложить на Алонкина В.М. обязанность за собственный счет перенести забор между придомовой территорией по адресу: <адрес>, и земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 613 кв.м., существующим до перераспределения земельного участка на основании постановления администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 28 мая 2019 года № 176/2019 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>.

Требования мотивированы тем, что в пользовании истцов длительный период времени находился гараж литер «Д», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый . Ответчик Алонкин В.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, который является смежным с земельным участком многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате принятия администрацией оспариваемого постановления о перераспределении земель без согласования со смежными землепользователями, площадь земельного участка ответчика увеличилась, в том числе за счет части придомовой территории истцов, на которой находится используемый ими гараж литер «Д». На данный момент ответчик Алонкин В.М. чинит препятствия истцам в пользовании указанным гаражом. Полагая свои права нарушенными, обратились в суд с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требования Косауровой Е.А., Косаурова М.Ю. отказано.

В апелляционной Косаурова Е.А., Косауров М.Ю., ссылаясь на незаконное и необоснованное решение, принятое с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просят решение суда отменить и удовлетворить заявленные истцами требования в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу Алонкин В.М. выразил несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая их необоснованными, в связи с чем просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.

Косаурова Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи, выслушав явившихся лиц, обозрев материалы инвентарных дел № 152, 163, материалы КУСП № 3344/349, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Косауров М.Ю. является собственником <адрес> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 12-13).

Собственниками <адрес> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются ФИО1, ФИО2, Косаурова Е.А., по 1/3 доли (т. 1 л.д. 68-72).

Согласно выписке из ЕГРН от 11 мая 2022 года, многоквартирный дом, общей площадью 208,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 1995 года постройки, поставлен на кадастровый учет 7 февраля 2017 года и ему присвоен кадастровый (т. 2 л.д. 91-117).

Из инвентарного дела № 152 на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 3 февраля 2005 года, в его состав входит: жилой дом литер «А» и пристроек к нему литер «а9», «а», «а1», «а2», «а3», «а4», «а6», «а7», «а8», «ка4», «ка2», «ка», а также нежилые строения и сооружения: сарай «Г», гараж «Д», навес «Е», сарай «Ж», сарай «З», сарай «К», летний душ «Н», сарай «О», гараж «П», уборная «Р».

Гараж литер «Д» имеет площадь 21,6 кв.м., высоту – 2,10 м., фундамент, стены и крыша из металла, по состоянию на 26 июля 1995 года износ составляет 30%, по состоянию на 3 февраля 2005 года износ - 40%.

В инвентарном деле содержатся сведения о том, что пристройки к жилому дому литер «А», а также хозяйственные строения и сооружения, в том числе гараж литер «Д», возведены самовольно.

Решением Ленинского поселкового совета исполнительного комитета от 27 июля 2005 года узаконены самовольные постройки, принадлежащие Куц В.С. (тамбур лит. А-7, навес лит. Е, сарай лит. О, веранда лит. а8, сарай лит Ж).

Решением Ленинского поселкового совета исполнительного комитета от 31 августа 2005 года узаконены самовольные постройки, принадлежащие Клунко О.В. (пристройка лит. а9, гараж лит. П).

Как следует из выписки из ЕГРН от 13 января 2022 года, гараж литер «Д», площадью 21,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 1995 года постройки, поставлен на кадастровый учет 7 февраля 2017 года и ему присвоен кадастровый , право собственности в ЕГРН не зарегистрировано (т. 1 л.д. 62).

Ответчик Алонкин В.М. являлся собственником земельного участка, площадью 613 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером который являлся смежным с земельным участком многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 66-67, 73-107).

28 мая 2019 года администрацией Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на основании заявления Алонкина В.М. принято постановление за №176/2019, согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формируемого путем перераспределения из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 613 кв.м., и земельного участка муниципальной собственности, площадью 174 кв.м. Общая площадь земельного участка составила 787 кв.м., разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов (т. 1 л.д. 162-163, 166).

Постановлением администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 22 ноября 2019 года за №371/2019 дано согласие Алонкину В.М. на заключение соглашения о перераспределении земельного участка (т. 1 л.д. 173-174).

25 ноября 2019 года между администрацией Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым и Алонкиным В.М. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков (т. 1 л.д. 170-172).

В результате проведенных по инициативе Алонкина В.М. кадастровых работ кадастровым инженером Сазоновой Я.В. подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 09:07:020101:645 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по адресу: <адрес>, площадью 787 кв.м. (т. 1 л.д. 114-120).

Согласно выписке из ЕГРН от 13 января 2022 года земельный участок, площадью 787 +/- 10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Право собственности в ЕГРН за Алонкиным В.М. зарегистрировано 12 декабря 2019 га (т. 1 л.д. 63-65).

Согласно ответа администрации Ленинского района Республики Крым от 8 мая 2019 года на запрос администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о предварительном согласовании схемы расположения следует, что местоположение спорного земельного участка не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования Лениновское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, утвержденным решением 68-й сессии 1-го созыва Ленинского районного совета Ленинского района Республики Крым от 1 марта 2019 года №812-68/1 (расположен в жилой зоне Ж-1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами) (т. 1 л.д. 164).

Из сообщения администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 2 июня 2022 года следует, что придомовая территория многоквартирного жилого дома по <адрес>, не определена, границы земельного участка – придомовой территории не установлены, правоустанавливающих документов на земельный участок под жилым домом по вышеуказанному адресу не имеется (т. 2 л.д. 169).

Определением Ленинского районного суда Республики Крым от 8 июня 2022 года по ходатайству представителя истцом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ИП Седовой Н.Ю. (т. 2 л.д. 198-200).

Из заключения эксперта от 5 октября 2022 года за № 907-1 следует, что границы, общая конфигурация и площадь земельного участка, расположенного по адресу: Республика <адрес> сведения о которых содержатся в документах технической инвентаризации БТИ и правоустанавливающих документах до 2019 года, соответствуют внесенным в ЕГРН данным относительно земельного участка с кадастровым номером , согласно которым площадь земельного участка составляет 613 кв.м.

Фактические границы, общая конфигурация и площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером не соответствуют границам, конфигурации и площади, указанным в правоустанавливающих документах на земельный участок после 2019 года.

Причинами разночтений в параметрах площади земельного участка является: зафиксированный участок самозахвата по фасаду домовладения площадью 23 кв.м.; часть участка, выделенного согласно постановлению администрации от 28 мая 2019 года и согласно утвержденным границам со смежным участком по <адрес> на момент осмотра не используется собственником Алонкиным В.М.

Поскольку документов технической инвентаризации, в которых были бы зафиксированы площадь и конфигурация земельного участка домовладения по <адрес> после 2019 года не имеется, экспертом не представляется возможным определить соответствие или несоответствие площади и конфигурации участка данным инвентаризации.

Земельный участок придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> обозначен на местности стационарными ограждениями и постройками. Фактическая площадь указанного земельного участка на момент осмотра составляет 1 172,4 кв.м.

Фактические границы земельного участка домовладения по <адрес> обозначены на местности стационарными ограждениями и сооружениями.

Экспертом установлено, что имеется наложение части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером , на часть земельного участка многоквартирного жилого дома (придомовой территории), расположенной по адресу: <адрес>. Площадь наложения составляет 150,3 кв.м.

Ранее на данном участке согласно документам инвентарного дела БТИ на домовладение по <адрес> по состоянию на 3 февраля 2005 года были расположены хозяйственные постройки: сараи литер «Г», литер «Ж», литер «З», гараж литер «Д», навес литер «Е».

На момент перераспределения Алонкину В.М. в 2019 году спорного земельного участка по адресу: <адрес>, в результате чего был сформирован земельный участок с кадастровым номером на данном земельном участке фактически были расположены металлический гараж литер «Д» навес литер «Е» сарай литер «Ж» относящиеся согласно данным технической инвентаризации к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, а также плодовые деревья. Согласно представленным документам, металлический гараж литер «Д» является самовольной постройкой.

Хозяйственные постройки – навес литер «Е» и сарай литер «Ж» узаконены за собственником <адрес> данном многоквартирном доме. Какие-либо документы, подтверждающие демонтаж указанных хозпостроек, в материалах инвентарного дела БТИ и в материалах гражданского дела отсутствуют.

На момент осмотра каких-либо построек и сооружений на участке, относящихся к домовладению, расположенном по <адрес>, экспертом не установлено.

Между земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> кадастровым номером – , и земельным участком многоквартирного жилого дома (придомовой территории), расположенным по адресу: <адрес>, имеется металлический забор, который расположен по границе земельных участков согласно правоустанавливающим документам на земельный участок с кадастровым номером – и фактическом пользованию на момент экспертизы (т. 2 л.д. 216-245).

Экспертом также указано, что согласно материалов инвентарного дела на домовладение, расположенное по вышеуказанному адресу, следует, что по состоянию на 9 октября 1958 года общая площадь земельного участка составляла 1 185 кв.м., в том числе под жилым строением – 188 кв.м., под служебными постройками – 49 кв.м., под двором – 948 кв.м.; по состоянию на 3 февраля 2005 года общая площадь земельного участка составляла 1 315 кв.м., в том числе под жилыми строениями – 259 кв.м., под нежилыми строениями – 216 кв.м., под двором – 840 кв.м.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 11.2, 11.6, 11.7, 39.28,39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд первой инстанции исходил из того, что придомовая территория многоквартирного жилого дома не сформирована, земельный участок под многоквартирным домом на кадастровом учете не состоит, на момент передачи ответчику в собственность в порядке перераспределения земельный участок находился в муниципальной собственности, в отсутствие доказательств того, что оставшегося земельного участка не достаточно для формирования придомовой территории под многоквартирным жилым домом, равно как и для его эксплуатации, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно требованиям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует вышеизложенным требованиям.

Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).

Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядок установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, урегулирован Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, действующим законодательством установлен определенный порядок формирования земельных участков и установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и в случае, если территория, на которой находятся многоквартирные дома, не разделена на земельные участки, то границы земельных участков под многоквартирными домами устанавливаются посредством подготовки органами местного самоуправления проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из положений абзаца 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в его нормативом единстве с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен способ защиты нарушенного права собственности и землепользования путем признания недействительными решений (акта) государственного органа или органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение гражданского права, в том числе права земельный участок.

Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "в" и "к").

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом в случае объединения смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации), а при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Случаи, в которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, перечислены в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Пунктами 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков закреплен в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

15 января 2015 года был принят Закон Республики Крым № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее по тексту - Закон № 66-ЗРК/2015).

Как следует из положений статьи 2 Закона № 66-ЗРК/2015, уполномоченным органом по рассмотрению заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, является уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.

Одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Обращаясь в суд с данным иском и оспаривая постановление администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 28 мая 2019 года №176/2019 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>», истцы указали, что увеличение площади принадлежащего ответчику земельного участка произошло в нарушение закона за счет придомовой территории многоквартирного жилого дом, что нарушает права и законные интересы истцов.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы по ходатайству ответчика и его представителя определением Верховного Суда Республики Крым от 24 мая 2023 года по данному делу была назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза (л.д. 248-256 том 3).

Согласно выводов заключения эксперта № 972/1 от 14 июля 2023 года, земельный участок придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> обозначен на местности стационарными ограждениями и постройками.

На земельном участке домовладения расположен многоквартирный жилой дом литер «А» с пристроенными тамбурами и хозяйственные постройки, объединенные в блок – гараж лит. «П» и сарай лит. «К».

На земельный участок дома оборудовано два входа со стороны <адрес> – ворота и калитка.

Площадь земельного участка, обозначенного на поверхности стационарными ограждениями и постройками, составляет 1 172,4 кв.м. Экспертом также приведены координаты характерных земельных точек.

Экспертом указано, что сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в условиях существующей застройки, а также границ смежных земельных участков возможно при условии наложения сервитута площадью 14,4 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 90:07:020101:4517, который следует организовать для проведения ремонтно-профилактических работ и обслуживания стены сарая литер «К», а именно: в части этого участка, непосредственно примыкающего к стене хозпостройки литер «К», которая относится к смежному домовладению по <адрес>, с приложением соответствующих координат характерных точек (л.д. 32-55 том 4).

Экспертом также отмечено, что на момент осмотра между земельным участком (придомовой территорией), на котором расположен многоквартирный жилой дом по <адрес> и земельным участком домовладения по <адрес>, кадастровый , зафиксировано глухое металлическое ограждение. Данный металлический забор установлен на линии границы земельного участка с кадастровым номером .

При перераспределении и создании нового земельного участка с кадастровым номером линия границы этого земельного участка образована вдоль стены существующей капитальной хозяйственной постройки – сарая литер «К», расположенного на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, которым на момент осмотра пользовались жильцы этого дома.

Вследствие того, что граница вновь образованного земельного участка с кадастровым номером проходит непосредственно по стене указанной постройки литре «К», производить какие-либо работы по ремонту и обслуживанию этой стены постройки, на которой зафиксированы значительные повреждения, с наружной ее стороны не представляется возможным.

Также эксперт указал, что при проведении кадастровых работ по определению размера и конфигурации земельного участка, выделяемого для домовладения по <адрес> и образовании нового земельного участка с кадастровым номером <адрес>, а также при процедуре согласования габаритных размеров этого участка, следовало бы учесть и необходимость в обслуживании конструктивных элементов капитальной постройки – сарая литер «К», которым пользуются жильцы дома по <адрес> и обязательно предусмотреть установленный нормативными документами необходимый отступ от стены этой хозпостройки шириной в 1 метр.

В суде апелляционной инстанции была допрошена эксперт Седова Н.Ю., проводившая судебную землеустроительную и дополнительную судебную землеустроительную экспертизы, которая подтвердила выводы, изложенные в экспертных заключениях, дала свои пояснения и ответы на вопросы сторон и суда.

В частности, эксперт Седова Н.Ю. в заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что хозяйственные постройки, указанные в инвентарном деле, являются принадлежностью многоквартирного жилого <адрес>, которыми фактически пользовались жители данного дома. Сформировать земельный участок под многоквартирным домом без установления сервитута невозможно, поскольку нарушаются условия эксплуатации зданий и строений, расположенных и прилегающих к данному многоквартирному дому. Задняя стена сарая литер «К», обращенная к соседнему домовладению по <адрес> лишена возможности какого-либо технического обслуживания и ухода за ней.

Как уже было указано ранее, в состав домовладения по адресу: <адрес>, входит: жилой дом литер «А», пристройки, а также нежилые строения и сооружения - сарай «Г», гараж «Д», навес «Е», сарай «Ж», сарай «З», сарай «К», летний душ «Н», сарай «О», гараж «П», уборная «Р».

Из изложенного следует, что в силу указанных выше положений норм действующего законодательства, в частности Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», собственники многоквартирного дома являются также собственниками земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный жилой дом и относящиеся к нему нежилые строения и сооружения.

Между тем, принимая оспариваемое постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>, орган местного самоуправления права и законные интересы сособственников многоквартирного дома не учел, самостоятельно распорядился частью земельного участка, находящегося в их собственности, передав ее ответчику.

Каких-либо доказательств, подтверждающих право органа местного самоуправления на распоряжение частью отведенного земельного участка, на котором расположены объекты общего имущества собственников многоквартирного жилого дома земельного участка, материалы дела не содержат, а ответчиками не представлено.

Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности вынесенного постановления администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым относительно перераспределения в собственность Алонкину В.М. земельного участка, в том числе за счет земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников многоквартирного дома.

Пунктом 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

В соответствии с пунктом 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Реализуя предоставленное статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на оценку доказательств по делу по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, в том числе проведенные по делу судебные землеустроительные экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмене постановления администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №176/2019 от 28 мая 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>», поскольку на момент принятия оспариваемого постановления земельный участок, расположенный под многоквартирным домом и предназначенный для обслуживания жилых и нежилых помещений находился в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, каких-либо прав на передачу данного земельного участка, у администрации не имелось, в связи с чем исковые требования истцов в данной части подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия здесь же отмечает, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления нарушает охраняемые законом права и интересы собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес>.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для отказа истцам в иске в данной части у суда первой инстанции не имелось, а выводы суда об обратном являются ошибочными.

Доводы ответчика Алонкина В.М. о том, что истцы не обращались с заявлением о формировании придомовой территории под многоквартирным домом, не имеют правового значения в рассматриваемом случае, поскольку право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу норм действующего законодательства, поэтому истцы вправе инициировать данный спор.

Ссылка Алонкина В.М. на то, что формирование земельного участка под многоквартирным домом является возможным с учетом установления сервитута к литере «К», не является основанием к отказу в иске, так как истцы в силу закона вправе свободно и беспрепятственно пользоваться принадлежащим им на праве общей долевой собственности спорным земельным участком, необходимым для ее обслуживания.

Поскольку постановление администрации признано незаконным и отменено, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части исключения из ЕГРН сведений о формировании и принадлежности Алонкину В.М. земельного участка площадью 787 +/-10 кв.м, кадастровый и восстановлении сведений о принадлежности Алонкину В.М. земельного участка с кадастровым номером , площадью 613 кв.м.

Кроме того, принимая во внимание, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления признано незаконным и отменено, а также то обстоятельство, что в ходе рассмотрения данного гражданского дела достоверно установлен и не оспорен Алонкиным В.М. факт установления им на линии границы его земельного участка глухого металлического ограждения - забора, что очевидно лишает собственников многоквартирного жилого дома возможности пользоваться соответствующей частью принадлежащего им земельного участка, судебная коллегия считает, что на данного ответчика подлежит возложению обязанность за собственный счет перенести забор между придомовой территорией многоквартирного жилого дома и его земельным участком в соответствии с границами, существующими до перераспределения последнему земельного участка, то есть в первоначальное состояние.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя исходя из характера действий и объема работ, реализуя требования части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым установить ответчику Алонкину В.М. срок для выполнения возложенных обязанностей – три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

При указанных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований истца.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Косауровой Елены Алексеевны, Косаурова Максима Юрьевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №176/2019 от 28 мая 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес>».

Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке, площадью 787 +/-10 кв.м, кадастровый , восстановив сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 613 кв.м.

Постановленное решение является основанием для внесении сведений о погашении в ЕГРН записи о регистрации права собственности за №90:07:020101:4517-90/090/2019-1 от 12 декабря 2019 года за Алонкиным Виктором Михайловичем на земельный участок, площадью 787 +/-10 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, восстановлении записи о регистрации права собственности за Алонкиным Виктором Михайловичем на земельный участок, площадью 613 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Возложить на Алонкина Виктора Михайловича обязанность в течение трех месяцев за собственный счет перенести забор между придомовой территорией по адресу: <адрес>, и земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 613 кв.м., кадастровый , в соответствии с границами земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 613 кв.м, существующими до перераспределения земельного участка на основании постановления администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №176/2019 от 28 мая 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (город Краснодар) через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-3285/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Косаурова Елена Алексеевна
Косауров Максим Юрьевич
Ответчики
Алонкин Виктор Михайлович
Администрация Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Косаурова Дарья Максимовна
Клунко Екатерина Николаевна
Матвеева Александра Васильевна
Клунко Ольга Владимировна
Косаурова Полина Максимовна
Кудрицкая Наталья Валерьевна
Кадастровый инженер Сазонова Яна Вячеславовна
Струкова Анастасия Олеговна
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Галимов Айрат Ильдусович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
06.03.2023Передача дела судье
05.04.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
11.10.2023Производство по делу возобновлено
11.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Передано в экспедицию
11.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее