№ 2а-596/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года с. Ермекеево
Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Багаутдинова М.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Р.,
с участием представителя административного ответчика военного комиссариата г. Белебей, Белебеевского и Ермекеевского районов Республики Башкортостан и призывной комиссии Ермекеевского района Республики Башкортостан Габидуллиной И.Г, действующей на основании доверенностям №100 от 04.12.2017 г., №1 от 17.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ибрагимова Р.Р. к военному комиссариату <адрес>, Белебеевского и <адрес>ов Республики Башкортостан, призывной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимова Р.Р. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату <адрес>, Белебеевского и <адрес>ов Республики Башкортостан и призывной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (далее – призывная комиссия) о признании незаконным решение призывной комиссии <адрес>, Белебеевского и <адрес>ов Республики Башкортостан о признании его годным к военной службе, указав в обоснование требований, что решением призывной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан он признан годным к прохождению военной службы. С указанным решением комиссии он не согласен, так как в период прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, военно-врачебная экспертиза на пригодность прохождения военной службы была проведена врачами, чья деятельность была не лицензирована, в связи с чем с результатами медицинского освидетельствования он не согласен.
Истец полагает, что указанное решение призывной комиссии является незаконным.
Административный истец Ибрагимова Р.Р., надлежаще извещенный о месте и времени проведения суде6бного заседания, на него не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральным и законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанных выше правовых норм следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств, что решением призывной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан протокол № от ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимова Р.Р. в соответствии со ст. 22 признан годным к прохождению военной службы, категория годности «Б-3» к военной службе с незначительными ограничениями.
С указанным решением комиссии Ибрагимова Р.Р. не согласен, считает, что военно-врачебная экспертиза на пригодность прохождения военной службы была проведена врачами, чья деятельность была не лицензирована.
Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас.
Пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что проведение мероприятий по медицинскому переосвидетельствованию граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья возложено на военные комиссариаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 84 Положения граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях, ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ и согласно п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № призыв на военную службу граждан, не прибывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Статья 5.1. вышеуказанного Закона определяет, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Решение о призыве граждан на военную службу или об освобождении, либо предоставление отсрочки от призыва на военную службу призывная комиссия только после определения категории годности к военной службе. Врачи - специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, руководствуясь приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.После медицинского освидетельствования граждан, призывная комиссия принимает в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Кроме того, председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 58-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Призывник, несогласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. На контрольное медицинское освидетельствование призывники, несогласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние здоровья и подтверждающими установленный диагноз.
Постановлением Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, приложением к указанному Положению является расписание болезней, в котором указаны наименование болезней, степень нарушения функции и соответственно категория годности к военной службе. В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития. А также по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, установленном Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно - правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с п. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ №, Минздрава РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, до начала медицинского освидетельствования призывников, им только проводиться следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое.
В соответствии с п. 2. ст.29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 58-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями, об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Исходя, из вышесказанного призывная комиссия Республики Башкортостан организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением, об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решение призывных комиссий.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Призывная комиссия не является органом государственной власти и органом самоуправления, но наделены законодательством властными полномочиями и принимает решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Таким образом, в силу п.3 ст. 29 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии Муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан протокол № 2 от 17.04.2018 года Ибрагимова Р.Р. признан по ст. 68 г Б-3 годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения к настоящему Положению и таблицей 1 приложения к Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в протоколе N 2 было принято в пределах полномочий, предоставленных ВВК действующим законодательством, нарушений в процедуре принятия решения не установлено, действия должностных лиц осуществлены в соответствии с требованиями действующего закона, т.е. правомерно и обоснованно, с учетом состояния здоровья Ибрагимова Р.Р., после проведения надлежащего медицинского освидетельствования.
Согласно п.2 ст. 62 КАС РФ «Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.», в данном случаи это обязанность возлагается на административного истца, по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
Однако административный истец не представил в суд доказательства, что при принятии решения о годности его в военной службе, проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушения, которые привели к принятию необоснованного решения. Заключений о состоянии здоровья административного истца, опровергающие выводы врачей-специалистов ВВК, не представлено.
Пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Все мероприятия, связанные с призывом на военную службу и касающиеся медицинского освидетельствования Ибрагимова Р.Р. призывной комиссией были организованы согласно: Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 58-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановления Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах Российской Федерации», Инструкции по подготовки и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации № 400 от 2 октября 2007 г., Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, утвержденной совместным Приказом Министра обороны РФ № 240, Минэдрава РФ № 168 от 23 мая 2001 г.
Таким образом, медицинское освидетельствование Ибрагимова Р.Р. и мероприятия связанные с его призывом на военную службу были проведены в соответствии с установленными требованиями и являются законными.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также, учитывая вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для признания незаконным решения призывной комиссии муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Ибрагимова Р.Р. к призывной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об оспаривании решении призывной комиссии отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Бижбулякского межрайонного суда
Республики Башкортостан М.А. Багаутдинов