Дело №2-201/2021
УИД:21RS0020-01-2021-000263-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием Кудряшова А.Н. - прокурора Яльчикского района Чувашской Республики,
представителей ответчиков: Петрова В.В. - главы Малотаябинского сельского поселения; Ловкина Г.П. - главы Кильдюшевского сельского поселения; Трофимова А.В. - главы Сабанчинского сельского поселения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений Яльчикского района Чувашской Республики об обязании создать специализированную службу в области погребения на территории поселения,
установил:
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрациям Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений Яльчикского района Чувашской Республики (далее Малотаябинское, Кильдюшевское, Сабанчинское сельские поселения) об обязании создать специализированную службу в области погребения на территории поселения, указывая, что прокуратурой Яльчикского района проведена проверка исполнения администраций Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений требований законодательства о погребении и похоронном деле.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения поселения (п.22 ч.1).
При этом законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст.14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 ст.14) (ч.3).
Согласно п.23 ч.1 ст.6 Уставов Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений, утверждённого решениями Собраний депутатов Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ №, Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ №, Сабанчинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ № к вопросам местного значения названных сельских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Изучением информации указанных администраций установлено, что на территории муниципальных образований: «Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики» имеются 6 общественных кладбищ в населенных пунктах в: дер. Малая Таяба; дер. Старое Янашево; дер. Н.П.Таяба; п. Малое Байдеряково; п. Петровка; п. Новое Тоскаево;
«Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики» имеются 6 общественных кладбищ в: с. Новое Тинчурино; дер. Большая Ерыкла; дер. Кильдюшево; дер. Шаймурзино; дер. Эмметево; с. Кушелга;
«Сабанчинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики» имеются 6 общественных кладбищ в: с. Сабанчино; дер. Полевые Козыльяры; дер. Тораево; дер. Апанасово-Эщебенево; дер. Уразмаметево; дер. Малая Ерыкла.
То обстоятельство, что на территории Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений имеются общественные кладбища, но не созданы специализированные службы по вопросам похоронного дела, является фактом отрицания названными администрациями сельских поселений установленного законодательством порядка погребения и выражается в непринятии мер по созданию специализированной службы в области погребения.
Ссылаясь, на положения п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.45 ГПК РФ прокурор просит обязать Малотаябинское, Кильдюшевское, Сабанчинское сельские поселения создать специализированные службы в области погребения на территории поселений. Установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Определением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ гражданские дела по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрациям: Малотаябинского №2-201/2021; Кильдюшевского №2-202/2021; Сабанчинского №2-203/2021 сельских поселений об обязании создать специализированную службу в области погребения на территории поселений объединены в одно производство, присвоив гражданскому делу №2-201/2021.
В судебном заседании истец, прокурор района Кудряшов А.Н. иски поддержал по изложенным в них мотивами, и вновь приведя их суду, просил обязать ответчиков Малотаябинское, Кильдюшевское, Сабанчинское сельские поселения создать специализированные службы в области погребения (по вопросам похоронного дела) на территории поселений с установлением срока исполнения решения суда в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчиков Петров В.В., Ловкин Г.П., Трофимов А.В. в судебном заседании показали, что объективной необходимости в создании специализированной службы в области погребения в возглавляемом ими сельском поселении не имелось, в связи с чем, и не была создана, поскольку услуги по погребению оказывает организации немуниципальной формы собственности индивидуальный предприниматель ФИО Сельские поселения не имеют возможности содержать соответствующие муниципальные предприятия и его штат.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав следующие доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, заключение проку-рора, полагающего иск подлежащем удовлетворению, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч.2 ст.3, ст.12, ч.1 ст.130 Конституции РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Закона №131-ФЗ, который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (п.17 ч.1 ст.15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01.01.2016 и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (п.2.1.4).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон о погребении и похоронном деле), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятель-ного вида деятельности (ст.1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализирован-ными службами по вопросам похоронного дела (далее Специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (п.1 и 2 ст.25, ст. 29 Закона о погребении и похоронном деле).
Именно специализированная служба в силу п.1 и 2 ст.9 Закона о погребении и похоронном деле на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в п.1 ст.9 Закона о погребении и похоронном деле лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (п.1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (п.1 ст.18 Закона о погребении и похоронном деле).
Закон о погребении и похоронном деле не содержит понятие специализированной службы. Согласно п.2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений статей 9 и 10 Закона о погребении и похоронном деле в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Статьей 9 Закона о погребении и похоронном деле определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (п.3).
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Законом №131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом о погребении и похоронном деле, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безуслов-ного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (п.1 ст.7 Закона о погребении и похоронном деле), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (ст.9 приведенного закона).
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и похоронном деле и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Конституция РФ, закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч.1 ст.132).
Конституционный Суд РФ в постановлении от 11.11.2003 №16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе РФ, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (ст.10,28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает в том числе право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (ст.31).
Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализирован-ной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом о погребении и похоронном деле.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Яльчикского района ДД.ММ.ГГ проведена проверка исполнения администрациями Малотаябинского, Кильдюшев-ского, Сабанчинского сельских поселений требований законодательства о погребении и похоронном деле.
Согласно выписок из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ (далее ЕГРЮЛ): администрация Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 212400715601, ОГРН 1052132012063) зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ; администрация Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 212000668467, ОГРН 1052132011920) – ДД.ММ.ГГ; администрация Сабанчинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 212001345814, ОГРН 1052132011909) – ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с п.23 ч.1 ст.6 Уставов Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений, утверждённого решениями Собраний депутатов Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ №, Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ №, Сабанчинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ № к вопросам местного значения названных сельских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Изучением информаций, предоставленных администрациями Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений установлено, что на территории муниципальных образований: «Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики» имеются 6 общественных кладбищ в населенных пунктах в: дер. Малая Таяба; дер. Старое Янашево; дер. Н.П.Таяба; п. Малое Байдеряково; п. Петровка; п. Новое Тоскаево;
«Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики» имеются 6 общественных кладбищ в: с. Новое Тинчурино; дер. Большая Ерыкла; дер. Кильдюшево; дер. Шаймурзино; дер. Эмметево; с. Кушелга;
«Сабанчинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики» имеются 6 общественных кладбищ в: с. Сабанчино; дер. Полевые Козыльяры; дер. Тораево; дер. Апанасово-Эщебенево; дер. Уразмаметево; дер. Малая Ерыкла, однако сведений о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела отсутствуют, что не оспаривается представителями ответчиков в судебном заседании.
Согласно ответам глав администраций: Малотаябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №; Кильдюшевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №; Сабанчинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ № специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории названных сельских поселений не созданы.
То обстоятельство, что на территории Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений в каждом имеются по шесть общественных кладбищ, но не созданы специализированные службы по вопросам похоронного дела, указывает на отстранение ответчиков от реализации вопросов местного значения по организации ритуальных услуг, предусмотренных Уставами сельских поселений.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, предусмотренные п.23 ч.1 настоящей статьи.
В силу ст.25 Закона о погребении и похоронном деле гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.29 Закона о погребении и похоронном деле органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а также определяют порядок их деятельности (ч.2 ст.29).
При изложенных обстоятельствах, доводы представителей ответчиков о том, что сельскими поселениями утверждены порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских поселений, судом признаются не состоятельными, ибо на органы местного самоуправления в силу положений Закона №131-ФЗ возложено кроме утверждения порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, создание названной специализированной службы и организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности.
Само по себе утверждение порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских поселений, не свидетельствует о принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Утверждения представителей ответчиков о том, что объективной необходимости в создании специализированной службы по вопросам похоронного дела в Малотаябинском, Кильдюшевском, Сабанчинском сельских поселениях не имеется, поскольку услуги по погребению оказывает организации немуниципальной формы собственности ИП ФИО, поселения не имеют возможности содержать соответствующее муниципальное предприятие и его штат, суд находит не убедительными, ибо из системного толкования вышеприведенных положений Закона №131-ФЗ, Закона о погребении и похоронном деле, Указа Президента РФ «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. При этом федеральным законодателем органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них органов местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как Закон №131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляющим только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел создание специализи-рованной службы по вопросам похоронного дела именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и похоронном деле и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающей услуги в сфере похоронного дела.
Институт специализированных служб, введенный вышеуказанными норматив-ными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Кроме того, согласно сведений индивидуального предпринимателя ФИО от ДД.ММ.ГГ, осуществляющего свою деятельность в с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики, в том числе по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг на коммерческой основе, администрации Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений с заявками на заключение договоров в области погребения в 2020, 2021 не обращалась, какие-либо услуги в указанной сфере не оказывались.
Таким образом, изложенное свидетельствует о не надлежащем исполнении администрациями сельских поселений вопроса местного значения сельского поселения в сфере организации похоронного дела посредством реализации полномочий, в том числе, перечисленных в ст.14 Закона №131-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела является обязанностью органов местного самоуправления Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений при реализации вопросов местного значения по организации ритуальных услуг.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Установленный судом срок для исполнения решения должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
В данном случае с учетом обстоятельства дела, мнения заместителя прокурора и представителя ответчика в указанной части, суд считает исполнение решения суда в течение семимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу, обоснованным и достаточным.
При таких обстоятельствах, иск прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Малотаябинского, Кильдюшевского, Сабанчинского сельских поселений об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории поселения в течении шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, основано на нормах закона и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрации: Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 212400715601, ОГРН 1052132012063); Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 212000668467, ОГРН 1052132011920); Сабанчинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 212001345814, ОГРН 1052132011909) создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории поселения в течение 6 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 28.09.2021.