Решение по делу № 2-1322/2017 от 28.09.2017

Дело № 2 – 1322/2017

Решение

Именем Российской Федерации

23 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 Рі.    Рі. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лобановой С.С.,

при секретаре Прудниковой Т.С.,

с участием представителя истца Сергеевой Н.А.,

представителя ответчика, муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» Родионова С.В.,

представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» Максимовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Вышний Волочек Тверской области, поданного в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» и акционерному обществу «Газпром газораспределение Тверь» о признании незаконными действий возложении обязанности по обеспечению транспортировке природного газа, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления,

установил:

Администрация города Вышний Волочёк Тверской области в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» и акционерному обществу «Газпром газораспределение Тверь» о признании незаконными действий возложении обязанности по обеспечению транспортировке природного газа, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления

В обосновании заявления указано, что 25 сентября 2017 года постановлением Главы города Вышний Волочек № 222 был установлен срок начала отопительного периода для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек – 26 сентября 2017 года. МУП «ТСК» является одной из теплоснабжающих компаний на территории МО «Город Вышний Волочек». 27 сентября 2017 года в администрацию города Вышний Волочек поступило письмо от МУП «ТСК» об оказании содействия в решении проблемы снятия заглушек с газопроводов котельных № 4, № 6, №11, №12, №24. Котельная № 6 осуществляет поставку тепловой энергии в МБДОУ «Детский сад № 7» МБОУ «СОШ № 6», котельная № 4 – МБДОУ «Детский сад № 23», детская поликлиника № 4, ГБУ «КЦСОН», ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», котельная № 11 – ГБУЗ «Вышневолоцкая ЦРБ», котельная № 12 – МБДОУ «Детский сад № 19», котельная № 24 – жилой дом. Урегулировать данный спор самостоятельно у МУП «ТСК» не получилось. Котельная № 4, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Правды, в 49 м по направлению на северо-восток от дома № 45, котельная № 6, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Осташковская, д.3-7, котельная № 11, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Новгородская, в 35 м по направлению на северо-запад от дома № 40, котельная № 12, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Правды, в 51 м по направлению на северо-восток от дома № 31-33, котельная № 4, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32 – переданы администрацией города Вышний Волочек в хозяйственное ведение МУП «ТСК» на основании распоряжения Главы города Вышний Волочек Тверской области от 11.08.2015 № 665-р. Право хозяйственного ведения прошло государственную регистрацию в регистрирующем органе. Фактически проглушки на вышеуказанных котельных были установлены еще 08.06.2017 года, что подтверждается актами, составленными представителями филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» в г. Вышний Волочек. Причиной полного ограничения подачи газа послужило наличие задолженности МУП «ТСК» перед ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» за потребленный газ. Однако, наличие задолженности не должно нарушать права социально значимых категорий потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Несмотря на обращение МУП «ТСК» к АО «Газпром газораспределение Тверь» и к ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» снять заглушки и осуществить поставку газа в необходимом размере, ситуация с теплоснабжением не изменилась. Договор на поставку газа на котельную № 4, № 6, № 11, № 12, № 24 между МУП «ТСК» и ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» не заключался. Альтернативных способов приобретения природного газа МУП «ТСК» не имеет. Поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения и возможность его предоставления добросовестным потребителям неразрывно связана с газоснабжением, осуществляемым ООО «Газпром Межрегионагз Тверь», АО «Газпром газораспределение Тверь» и МУП «ТСК». Основным видом деятельности АО «Газпром газораспределение Тверь» является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, то есть для реализации своих целей АО «Газпром газораспределение Тверь» осуществляет транспортировку газа по трубопроводам. Таким образом, поставка газа для МУП «ТСК» должна быть осуществлена газораспределительной организацией АО «Газпром газораспределение Тверь». Неправомерными действиями ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», МУП «ТСК», АО «Газпром газораспределение Тверь» лица, находящиеся и посещающие объекты социальной сферы г. Вышний Волочек Тверской области, лишены возможности получать качественные коммунальные услуги в виде теплоснабжения. Большинство социально значимых категорий потребителей, являющихся потребителями тепловой энергии, поставляемой МУП «ТСК», добросовестно оплачивают коммунальную услугу – теплоснабжение. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» занимает доминирующее положение на рынке поставки природного газа потребителям, соответственно граждане-потребители г. Вышний Волочёк Тверской области, а также социально-значимые объекты г. Вышний Волочёк Тверской области не имеют возможности получения коммунальной услуги в виде отопления надлежащего качества и объёма у иных поставщиков. Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» можно расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением.

В исковом заявлении содержаться ссылки на нормативные акты.

Истец просит признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионаг Тверь» по ограничению в полном объеме поставки природного газа для МУП «ТСК» на котельные города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, №12, №24; признать незаконными действия АО «Газпром газораспределение Тверь», выразившиеся в прекращении транспортировки природного газа МУП «ТСК» на котельные города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, №12, №24; признать незаконным действия МУП «ТСК» по непредоставлению с 26.09.2017 года коммунальной услуги в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек, запитанных от котельной №4, №6, №11, №12, №24; обязать ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечить поставку природного газа, а АО «Газпром газораспределение Тверь» обеспечить транспортировку природного газа для МУП «ТСК» на котельные № 4, № 6, № 11, №12, №24, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек; обязать МУП «ТСК» поставлять тепловую энергию в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек, запитанных от котельных города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, №12, №24, в объеме и качестве, установленном действующим законодательством; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 29 сентября 2017 года к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, как орган федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (орган государственного надзора).

Представитель истца Сергеева Н.А., действующая в пределах полномочий, предоставленных доверенностью <№>, выданной 08 декабря 2015 г. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, Муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая компания», Родионов С.В., действующий в пределах полномочий, предоставленных доверенностью <№> выданной 14 ноября 2017 года, в судебном заседании исковые требования признал в части предъявления исковых требований к МУП «ТСК», пояснив что, так как их организация не смогла полностью погасить имеющуюся задолженность за потребленный газ, подача газа была полностью приостановлена.

Ответчик АО «Газпром Газораспределение Тверь» в суд своего представителя не направило, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражений по существу заявленных исковых требований, суду представлено не было.

Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», Максимова Ю.Е., действующая в пределах полномочий, предоставленных доверенностью <№> от 21.12.2016 года, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенным в письменных возражениях из которых следует, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по введению ограничения поставки газа полностью соответствуют закону. Также в письменных возражениях содержались следующие доводы.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и МУП «Теплоснабжающая компания» были заключены договора поставки газа <№> и <№> от <дата> года. В соответствии с п.2.1 указанных договоров поставки газа, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» принял на себя обязательство поставлять, МУП «ТСК» принимать и оплачивать поставленный газ. Дополнительными соглашениями от 01.12.2016 действие указанных договоров продлено до 31.05.2017 года. Котельные, на которые поставляются газ в соответствии с указанными договорами, являются сезонными. Согласно графику проведения работ по установке заглушек по окончании отопительного сезона, согласованному ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и АО «Газпром газораспределение Тверь» 08.06.2017, на котельные №4, №6, №11, №12, №24 были установлены заглушки. Этот факт подтверждается актами АО «Газпром газораспределение Тверь». МУП «ТСК» не обращалось в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за продлением срока действия договоров поставки газа на указанные котельные. Кроме того, по состоянию на 16.10.2017 МУП «ТСК» имеет задолженность по оплате постановленного газа в размере 72 436 527 рублей 49 копеек. В отсутствие заключенного договора у ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» нет обязанности продолжать поставлять газ на перечисленные котельные. Ввиду поступления в ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» требования судебного пристава поставка газа была возобновлена с 04.10.2017 и в настоящий момент во исполнение указанного требования осуществляется. Ссылка истца на решение Арбитражного суда Тверской области по делу А66-13505/2016 является необоснованной, поскольку из обстоятельств того дела следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» взыскивал задолженность за уже оказанные услуги по поставке газа. В настоящем деле такие услуги с июня 2017 года не оказывались. Истец ссылается на то, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» являются неправомерными. Вместе с тем истец не приводит, какие правовые нормы нарушило ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», которое является коммерческой организацией, поставляющей газ на возмездной основе. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих коммерческую организацию нести ответственность за организацию тепло- и водоснабжения населения. Организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа. При этом в случае неисполнения организациями, осуществляющими теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, своих обязательств, организация тепло- и водоснабжения отнесена именно к обязанностям органов местного самоуправления городских округов. Указанное означает, что в случае невозможности исполнения МУП «ТСК» своих обязательств на органы местного самоуправления возлагается обязанность исполнения необходимых и достаточных мероприятий по организации обеспечения проживающих и пребывающих на территории сельского поселения граждан постоянным и бесперебойным теплоснабжением и горячим водоснабжением надлежащего качества. Вместе с тем администрация города Вышний Волочек не предприняла никаких мер по организации тепло- и водоснабжения. Тот факт, что администрация города Вышний Волочек согласовала обращение МУП «ТСК» с заявлением о признании его банкротом, уже свидетельствует о том, что администрация недобросовестно выполняет возложенные на нее функции. В нарушение указанного положения администрация начала банкротство предприятия, которое предполагает ряд ограничений правового и финансового характера. В рассматриваемом случае на территории муниципального образования по факту сложилась чрезвычайная ситуация в части обеспечения теплоснабжения жилых домов и объектов социального назначения по причине отсутствия поставки газа в котельную, однако администрация не использовала местные резервы материальных ресурсов для организации надлежащим образом тепло- и водоснабжение населения. МУП «ТСК» в настоящее время может осуществлять закупку газа на биржевых торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и у иных поставщиков газа (АО «НК Роснефть»), а не только у ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». Таким образом, ответственность за отсутствие бесперебойного теплоснабжения лежит, прежде всего, на администрации города Вышний Волочек. Нарушений норм действующего законодательства ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не допускало.

В письменных возражениях содержаться ссылки на нормативные акты.

Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, как орган федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (орган государственного надзора) в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», как поставщик по договорам поставки газа <№> от <дата> и <№> от <дата> обязалось с <дата> по <дата> поставлять МУП «ТСК», как покупателю, газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а последний обязуется принимать газ и оплачивать его. Дополнительными соглашениями к договорам поставки газа <№> от <дата>, действие указанных договоров продлено до <дата>

Во всех дополнительных соглашениях указаны общий и месячный объёмы поставки газа.

Согласно п.2.1 Устава, целью деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Тверской области в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.

Из Устава МУП «ТСК» следует, что основным видом деятельности является, в том числе, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (п. 2.2).

МУП «ТСК» является теплоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде в отношении юридических лиц и населения города Вышний Волочек, на котельную № 4, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Правды, в 49 м по направлению на северо-восток от дома № 45, котельную № 6, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Осташковская, д.3-7, котельную № 11, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Новгородская, в 35 м по направлению на северо-запад от дома № 40, котельную № 12, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Правды, в 51 м по направлению на северо-восток от дома № 31-33, котельную № 4, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также распоряжением Главы города Вышний Волочек Тверской области от 11 августа 2015 года № 665-р.

В судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что МУП «ТСК» осуществляет поставку тепловой энергии в котельную № 6, которая осуществляет поставку тепловой энергии в МБДОУ «Детский сад № 7» МБОУ «СОШ № 6», котельную № 4 – МБДОУ «Детский сад № 23», детская поликлиника № 4, ГБУ «КЦСОН», ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», котельная № 11 – ГБУЗ «Вышневолоцкая ЦРБ», котельную № 12 – МБДОУ «Детский сад № 19», котельную № 24 – жилой дом. Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются представленными договорами на поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде.

01 декабря 2016 г. между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и МУП «ТСК» были заключены дополнительные соглашения <№> к договору поставки газа <№> от <дата> и к договору поставки газа <№> от <дата>, которым срок действия договора поставки газа продлен до <дата>.

27 сентября 2017 г. в адрес Главы города Вышний Волочёк поступило письмо от МУП «ТСК» с просьбой оказать содействие в решении проблемы снятия заглушек с газопроводов котельных №4, №6, №11, №12, №24.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу положений абзаца первого пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о ее фактическом потреблении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Нормы об изменении и расторжении договора энергоснабжения закреплены в статье 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьёй 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2).

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3).

Согласно положениям статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1).

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов определяются Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона «О газоснабжении в Российской Федерации») – статья 1.

В статье 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» закреплены основные понятия, используемые для целей настоящего закона

Так под газоснабжением понимается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; под газораспределительной системой - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; под газотранспортной организацией - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; по поставщиком (газоснабжающей организацией) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; под потребителем газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

В статье 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» закреплены нормы, содержащие гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке.

На основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги (часть первая).

При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть шестая).

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 1245 утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее – Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев (подпункт «г» пункта 3 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения (пункт 7 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения (пункт 8 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 – 13 настоящих Правил (пункт 10 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (пункт 11 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Исполнение обязанности, предусмотренной пунктом настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта (пункт 12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

В случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа (пункт 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг).

В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещение в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), являются предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложение № 1.

Так в пункте 4 (раздел II) приложении № 1 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено требование о бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В пункте 1 (раздел VI) приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено требование о бесперебойном круглосуточном отоплении в течение отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С.

В подпункте «е» пункта 4 Правил закреплено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно пункту 21 Правил предоставления коммунальных услуг договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В силу подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Так в подпункте «б» пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных правовых актов, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию и приостановление или ограничение подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию. В многоквартирном же доме приостановить или ограничить подачу тепловой энергии только потребителю-неплательщику, как правило, невозможно по техническим причинам.

Введение полного ограничения режима потребления электроэнергии свидетельствует о расторжении в одностороннем порядке договора энергоснабжения с плательщиками-гражданами, которые своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

По смыслу приведенных положений закона и подзаконного акта ограничение и прекращение поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между газоснабжающей организацией и организацией-потребителем, и принятие такого решения поставщиком в одностороннем порядке не допускается.

Исходя из требований п 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на газоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение.

В данном случае, перед принятием решения о полном ограничении в одностороннем порядке поставки для МУП «ТСК», ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не обращалось к организации-потребителю МУП «ТСК» о заключении соглашения об обеспечении подачи потребителям топливно-энергетических ресурсов, не имеющим задолженность за поставленную энергию, в необходимых для них объемах.

В свою очередь МУП «ТСК» с предложением о заключении соглашения об обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах к ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» также не обращалось.

Суд учитывает, что полное ограничение подачи газа МУП «ТСК» имело место в связи с нарушением сроков и сумм оплат по договору поставки газа, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

В связи с изложенным действия МУП «ТСК», приведшие к полному ограничению поставки газа и предоставлению коммунальной услуги в виде отопления, также являются незаконными. Доказательств отсутствия вины в неисполнении обязательства по обеспечению населения коммунальной услугой в виде отопления МУП «ТСК» не представлено.

То обстоятельство, что отопление поставляется гражданам – потребителям опосредственно, а также отсутствие договорных отношений ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов граждан.

Прекращение поставки газа неизбежно влечет прекращение отопления в связи со спецификой технологического процесса.

Суд считает, что на правоотношения, возникшие между ответчиками и гражданами, распространяется действие законодательства о защите прав потребителя.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон «О защите прав потребителей»), под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что граждане, проживающие в жилом многоквартирном доме – котельная № 24, которому предоставляет коммунальные услуги МУП «ТСК», являются потребителями коммунальных услуг, большинство из которых оплачивают предоставленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

Согласно статье 9 Федерального закона от 26 января 1996 года «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», в случаях, когда одна из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий, либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин, пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним правовыми актами.

Из данного в Законе понятия «потребителя» следует, что потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с исполнителем услуг, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определенных законом целей.

В соответствии с требованиями, закреплёнными в статье 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (пункт 1).

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (пункт 2).

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (пункт 3).

В силу положений пункта 2 статьи 14 Закона «О защите прав потребителей» право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Прекращение подачи горячей воды в жилой фонд без согласия проживающих в нем граждан нарушает их права как потребителей услуг, является неправомерным. При этом не могут быть приняты во внимание условия договора, предусматривающие право ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии, поскольку положения отдельного гражданско-правового договора не в силах отменить или ограничить гарантии и права, установленные федеральными законами для граждан-потребителей.

Согласно положениям пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по ограничению поставки газа на 100 процентов также привели прекращение предоставления услуг горячего водоснабжения населению города Вышний Волочёк.

Суд полагает, что со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» имеет место злоупотребление своим правом, поскольку имеются иные законные основания для восстановления нарушенного права, в том числе путём предъявления исков о взыскании задолженности в судебном порядке.

Согласно представленным представителем ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» сведениям задолженность МУП «ТСК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» составляет 72 436 527 рублей 49 копеек.

Из представленной копии решения Арбитражного суда Тверской области следует, что с МУП «ТСК» в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» постановлено взыскать 6 167 541 руб. 91 коп. неосновательного обогащения.

Решения о взыскании задолженности за потребленный газ не представлены.

ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не предприняв все предусмотренные законом меры по взысканию с МУП «ТСК» задолженности, использовал своё право на прекращение поставки соответствующей услуги, что привело к нарушению прав неопределённого круга лиц.

Суд также принимает во внимание, что на момент заключения дополнительных соглашений <№> от <дата> задолженность МУП «ТСК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за поставленный газ имела место.

Данное обстоятельство не оспаривается ни ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», ни МУП «ТСК».

Таким образом, факт задолженности не повлияло на волеизъявление ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», направленное на заключение дополнительных соглашений, в которых устанавливались новые объёмы поставки газа. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» заключает дополнительные соглашения к договору поставки газа при условиях, когда непосредственно с момента его заключения возможно полное прекращение поставки и транспортировки газа по причине наличия задолженности МУП «ТСК».

Действия ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» можно расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что недопустимо в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приведённые обстоятельства также свидетельствуют о том, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по введению ограничения поставки природного газа МУП «ТСК» в виде полного прекращения поставки природного газа на объекты газопотребления котельные: МУП «ТСК», противоречат требованиям закона.

В свою очередь к прекращению поставки газа привели и действия МУП «ТСК».

Истцом предъявляются также исковые требования к АО «Газпром газораспределение Тверь».

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации.

В подпункте «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317, под газораспределительной организацией понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 г. № 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации, в пункте которых закреплено, что настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

В пункте 3 Правил поставки газа в Российской Федерации приведены термины и определения:

- «газораспределительная организация» - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;

- «газотранспортная организация» - организация, обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;

- «транспортировка газа» - перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Суд учитывает, что согласно графику проведения работ по установке заглушек по окончанию отопительного сезона, в филиале города Вышний Волочек, период проведения работ на котельные № 4, №6, №11, №12, №24 – МУП «ТСК» установлен на 08 июня 2017 года.

На основании определения Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 29 сентября 2017 г. о принятии мер по обеспечению иска и выданного исполнительного листа № 2-1322/2017 ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» оформлено сообщение о возобновлении газа с 04.10.2017 года, направленное в том числе в адрес АО «Газпром газораспределение Тверь», в котором содержалась просьба к АО «Газпром газораспределение Тверь» осуществить транспортировку газа для МУП «ТСК» в полном объёме среднесуточной нормы поставки газа.

Таким образом, действия АО «Газпром газораспределение Тверь», связанное с транспортировкой газа для МУП "ТСК" представляет собой часть технологического процесса газоснабжения.

Суд приходит к выводу, что действия АО «Газпром газораспределение Тверь» по прекращению транспортировки природного газа МУП «ТСК» на объект газопотребления (котельные), для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления на объекты жилого фонда г. Вышний Волочёк Тверской области и социально-значимые объекты г. Вышний Волочёк Тверской области, противоречат требованиям закона.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, что администрация города Вышний Волочек Тверской области обоснованно обратилась в суд в интересах неопределённого круга лиц, поскольку в данном случае нарушены права на получение услуги отопления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также жилищные права граждан, проживающих в многоквартирных домах, нарушение носит длящийся характер, поэтому не представляется возможным определить конкретного гражданина, чьи нарушенные права подлежат восстановлению.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

В силу положений статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В абзаце 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») дано понятие муниципального образования, как городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абзац 12 части 1 статьи 2 указанного Закона).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следовательно, муниципальное образование в пределах этого имущества несёт ответственность, механизм которого приведен в главе 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данная ответственность реализуется через органы местного самоуправления.

Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений возлагает бремя ответственности за все происходящее на органы местного самоуправления. Оно не само несет ответственность, а предоставляет такую возможность органам местного самоуправления. Право и обязанность нести ответственность в данном случае имеют делегированный характер.

Таким образом, органы местного самоуправления выступают от лица муниципального образования, в том числе на предмет процессуального участия в деле, в том числе выступать истцом и ответчиком в суде.

Администрация города Вышний Волочёк (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) входит в структуру органов местного самоуправления города Вышний Волочек (подпункт 3 пункта 1 статьи 27 Устава).

Администрация города Вышний Волочёк является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Вышний Волочек (статья 35 Устава).

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает необходимым признать незаконными:

- действия ООО «Газпром межрегионаг Тверь» по ограничению в полном объеме поставки природного газа для МУП «ТСК» на котельные города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, №12, №24;

- действия АО «Газпром газораспределение Тверь», выразившиеся в прекращении транспортировки природного газа МУП «ТСК» на котельные города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, №12, №24;

- действия МУП «ТСК» по непредоставлению с 26.09.2017 года коммунальной услуги в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек, запитанных от котельной №4, №6, №11, №12, №24.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, среди способов зашиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.

В этой связи суд считает необходимым обязать:

- ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечить поставку природного газа, а АО «Газпром газораспределение Тверь» обеспечить транспортировку природного газа для МУП «ТСК» на котельные № 4, № 6, № 11, №12, №24, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек;

- МУП «ТСК» поставлять тепловую энергию в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек, запитанных от котельных города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, №12, №24.

В иске содержится просьба об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Согласно положениям пункта 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Разрешая данную просьбу, суд учитывает, что определением суда от 29 сентября 2017 г. постановлено приняты меры по обеспечению иска, а именно постановлено обязать АО «Газпром газораспределение Тверь» незамедлительно обеспечить транспортировку природного газа для МУП «ТСК» на котельные № 4, № 6, № 11, № 12, № 24, а ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» незамедлительно возобновить в полном объеме поставку газа на следующие котельные МУП «ТСК»:

- котельная № 4, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Правды, в 49 м по направлению на северо-восток от дома № 45;

- котельная № 6, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Осташковская, д.3-7;

- котельная № 11, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Новгородская, в 35 м по направлению на северо-запад от дома № 40;

- котельная № 12, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Правды, в 51 м по направлению на северо-восток от дома № 31-33;

- котельная № 24, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32, в объемах и условиях предусмотренных действующим законодательством.

Обязать МУП «ТСК» незамедлительно возобновить предоставление коммунальной услуги в виде отопления на объекты социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек, запитанных от вышепоименованных котельных.

Данные обеспечительные меры исполнены.

В силу части 3 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Поскольку иск удовлетворён и принятые 29 сентября 2017 г. меры по обеспечению иска сохраняют своё действия до исполнения решения суда, то отсутствует правовая необходимость обращать решение суда к немедленному исполнению.

В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истцом предъявлено три самостоятельных исковых требования неимущественного характера, размер государственной пошлины по которым в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 33.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 300 рублей.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» даны следующие разъяснения.

При предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ответчиков государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобождён в силу указаний закона, в размере по 300 рублей с каждого.

В силу пункта 2 статьи 61.1 и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемыми судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты городских округов.

В соответствии со статьёй 1 Закона Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» город вышний Волочёк Тверской области наделён статусом городского округа.

Таким образом, взыскиваемая с ответчиков государственная пошлина подлежит зачислению в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочёк».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

иск администрации города Вышний Волочек Тверской области, поданного в порядке статье 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» и акционерному обществу «Газпром газораспределение Тверь» о признании незаконными действий, возложении обязанности по обеспечению транспортировке природного газа, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по ограничению в полном объеме поставки природного газа для МУП «ТСК» на котельные города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, № 12, № 24.

Признать незаконными действия АО «Газпром газораспределение Тверь», выразившиеся в прекращении транспортировки природного газа МУП «ТСК» на котельные города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, № 12, № 24.

Признать незаконными действия МУП «ТСК» по непредставлению с 26 сентября 2017 года коммунальной услуги в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек, запитанных от котельных № 4, № 6, № 11, № 12, № 24.

Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечить поставку природного газа, а АО «Газпром газораспределение Тверь» обеспечить транспортировку природного газа для МУП «ТСК» на котельные № 4, № 6, № 11, № 12, № 24, для выработки и предоставления тепловой энергии в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек.

Обязать МУП «ТСК» поставлять тепловую энергию в виде отопления для социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек, запитанных от котельных города Вышний Волочек № 4, № 6, № 11, № 12, № 24, в объеме и качестве, установленном действующим законодательством.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочёк» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Взыскать с акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» в доход бюджета муниципального образования «город Вышний Волочёк» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Вышневолоцкая Теплоснабжающая компания» в доход бюджета муниципального образования «город Вышний Волочёк» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Сохранить до исполнения решения суда меру по обеспечению иска в виде обязания АО «Газпром газораспределение Тверь» незамедлительно обеспечить транспортировку природного газа для МУП «ТСК» на котельные № 4, № 6, № 11, № 12, № 24, а ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» незамедлительно возобновить в полном объеме поставку газа на следующие котельные МУП «ТСК»:

- котельная № 4, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Правды, в 49 м по направлению на северо-восток от дома № 45;

- котельная № 6, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Осташковская, д.3-7;

- котельная № 11, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Новгородская, в 35 м по направлению на северо-запад от дома № 40;

- котельная № 12, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Правды, в 51 м по направлению на северо-восток от дома № 31-33;

- котельная № 24, расположенная по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красноармейская, д.32, в объемах и условиях предусмотренных действующим законодательством и обязания МУП «ТСК» незамедлительно возобновить предоставление коммунальной услуги в виде отопления на объекты социально значимых категорий потребителей города Вышний Волочек, запитанных от вышепоименованных котельных.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                         РЎ.РЎ. Лобанова

2-1322/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Вышний Волочек
Ответчики
АО "Газпром газораспределение Тверь"
МУП "ТСК"
ООО "Газпром межрегионгаз Тверь"
Суд
Удомельский городской суд Тверской области
Судья
Лобанова С.С.
Дело на странице суда
udomelsky.twr.sudrf.ru
28.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2017Передача материалов судье
29.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее