УИД № 11RS0001-01-2021-013535-83 Дело № 12-40/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Печинина Л.А.,
С участием Сафоновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 января 2022 года жалобу Сафоновой Светланы Васильевны на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Коми от 11.08.2021 № 67 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организация Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от 11.08.2021 № 67 Сафонова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Сафонова С.В. обратилась в суд с жалобой, заявив об отмене постановления и прекращении производства по делу за отсутствием в ее действиях состава вмененного административного правонарушения, указывая, что пользовалась земельным участком на основании правоустанавливающих документов, границ земельного участка согласно зарегистрированного права не нарушала, о проведении кадастровых работ и изменении размеров земельного участка уведомлена не была, находит изменение размера участка незаконным.
В судебном заседании Сафонова С.В. на удовлетворении доводов жалобы и отмене обжалуемого постановления настаивала.
Заслушав позицию привлекаемого лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проводившейся в период с 25.06.2021 по 29.06.2021 в отношении Сафоновой С.В., выявлено, что заявитель использует земельный участок площадью 130 кв.м, расположенный по адресу: ..., не имея предусмотренных законодательством РФ прав на земельный участок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 11.08.2021 должностным лицом постановления о привлечении Сафоновой С.В. к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Оспаривая законность вынесенного должностным лицом постановления, Сафонова С.В. в жалобе приводит доводы об отсутствии у нее информации об уточнении границ земельного участка, расположенного по адресу: Республика ..., принадлежащего ей на праве собственности, и внесении соответствующий изменений в ЕГРН. Ссылается на то, что пользуется земельным участком на основании имеющихся у нее правоустанавливающих документов.
В подтверждение указанных доводов заявителем представлено свидетельство о государственной регистрации права от 02.03.2009, из которого следует, что Сафоновой С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1140 кв.м, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер №..., о чем внесена запись в ЕГРН от 02.03.2009 № №....
В материалах дела представлены данные о том, что в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» администрацией МО ГО «Сыктывкар» проведены комплексные кадастровые работы в отношении земельных участков, расположенных в границах кадастрового квартала с учетным номером №... (...), в том числе в отношении спорного земельного участка.
По результатам проведенных комплексных работ, в отношении уточняемых земельных участков, заключением согласительной комиссии от 27.10.2020 утвержден проект карты-плана кадастрового квартала с учетным номером №... (...).
На основании утвержденной карты-плана земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер №..., учтен с уточненной площадью 1026 кв.м, о чем внесены данные в ЕГРН.
Положениями статьи 42.10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ предусмотрено, что заинтересованные лица извещаются о заседании согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, а также могу предоставить возражения относительного местоположения границ земельных участков.
Извещение о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков опубликовывается, размещается и направляется не менее чем за пятнадцать рабочих дней до дня проведения указанного заседания (часть 8 указанной статьи).
Частью 17 названной статьи предусмотрено, что согласование местоположения границ или частей границ земельного участка в рамках выполнения комплексных кадастровых работ местоположение таких границ или их частей считается согласованным, если возражения относительно местоположения границ или частей границ земельного участка не представлены заинтересованными лицами.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, получившей отражение в пункте 20 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, публикация в печатном издании извещения о проведении собрания о согласовании границ земельного участка не может быть принята в качестве доказательства согласования, поскольку указанный способ извещения является чрезвычайным и призван обеспечить необходимые гарантии уведомления заинтересованных лиц в случае, если индивидуальное оповещение об этом событии путем направления почтового отправления невозможно или же не дало позитивного результата.
Соответствующая правовая позиция изложена также в определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 890-0.
Оценивая правомерность вынесенного постановления с точки зрения положений действующего законодательства и фактических обстоятельств, суд не находит правовых оснований согласиться с позицией административного органа о наличии в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения.
Материалы дела не содержат сведений об извещении Сафроновой С.В. о проведении мероприятий по уточнению местоположения границ ее земельного участка и об уведомлении ее о том, что земельный участок площадью 1140 кв.м, принадлежащий ей на прав собственности, были уменьшен до 1026 кв.м., а потому, принимая во внимание, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в форме прямого умысла путем самовольного занятия земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав у лица на указанный земельный участок, вместе с тем, сведениями об изменении границ Сафонова С.В. не располагала, открыто владея, пользуясь спорным земельным участком на основании зарегистрированного права на протяжении длительного времени, суд приходит к выводу об отсутствии вины Сафоновой С.В. в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и наличии оснований для освобождения ее от административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Коми от 11.08.2021 № 67, вынесенное в отношении Сафоновой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Сафоновой С.В. - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Коми от 11.08.2021 № 67 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Сафоновой Светланы Васильевны отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения копии решения.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.
Судья Л.А. Печинина