Решение по делу № 2а-2169/2019 от 03.06.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд в составе: председательствующего судьи Утянского В.И..

рассмотрев 10 июля 2019 года в г. Ухте в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Шахпазову Р.К. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2014г. и пени и транспортному налогу за 2012-2014гг.

установил:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми обратилась в суд с иском к ответчику. В обоснование исковых требовании заявитель указан что должнику было направлено уведомление с указанием суммы налога подлежащих уплате и объектов налогообложения, а также требование на сумму транспортного налога, в связи с несвоевременной оплатой налога исчислены пени. Поскольку несвоевременно исполнены требования об уплате налога на имущество и транспортного налога, налоговым органом исчислены пени. Истец просит взыскать пени по налогу на имущество физических лиц за 2014г. за период с 01.12.2015г. по 19.11.2016г. - 1.32 руб., за 2014г. с 06.10.2015г. по 30.11.2015г. - 0,17 руб., пени по транспортному налогу за 2014г. с 01.12.2015г. по 19.11.2016г. - 5564,35 руб., за 2014г. с 06.10.2015г. по 30.11,2015г. - 693.26 руб., за 2013г. с 06.10.2015г. по 30.11.2015г. - 690,69 руб., за 2012г. с 06.10.2015г. по 30.11.2015г. - 345,35 руб., всего 7295,14 руб.

Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с требованиями главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, с особенностями, предусмотренными главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 23 НК РФ. налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налшах и

сборах. u

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии со ст. 358 п. 1 НК РФ объектом налогоооложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, паруемые суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сторонами не оспаривается, что ответчик в спорный период являлся согласно Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком указанных налогов и должен


уплачивать соответствующие налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административному ответчику были направлены налоговые уведомления с указанием объектов налогообложения, суммы налога, что подтверждается почтовым реестром, в связи с несвоевременной уплатой налога начислены пени.

В связи с неуплатой указанных налогов, согласно ст. 69 НК РФ должнику направлены требования: №18636 от 19.11,2013г. об оплате транспортного налога 22425 руб. и пени 18,50 руб. (со сроком оплаты до 24.12.2013г.), №37405 от 26.11.2014г. об оплате транспортного налога 44850 руб. и пени 2411,76 руб. (со сроком оплаты до 13.01.2015г.). №27536 от 09.10.2015г. об оплате транспортного налога 45027 руб. и пени 5840,33 руб., налога на имущество 10,70 руб. и пени 0.01 руб. (со сроком оплаты до 23.11.2015г.), №11831 от 20.11.2016г. на сумму пени по налогу на имущество и транспортному налогу 15614,77 руб. (со сроком оплаты до 29.12.2016г.). № 11071 от 15.12.2017г. на сумму транспортного налога 4 500 руб. и пени 16,09 руб. (с предложением оплатить до 31.01.2018г.).

Ранее, административный истец обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по налогу на имущество и транспортному налогу, пени. Заявление о выдаче судебного приказа поступило в мировой суд 21.06.2017г.

Судебным приказом мирового судьи Седьюского судебного от 26.06.2017г. №2а- 1825/2017 с Шахпазова Р.К. взысканы пени по транспортному налогу 15613,28 руб., пени по налогу имущество 1,49 руб.

Определением мирового судьи Седьюского судебного участка г. Ухты от 29 апреля 2019г. отменен судебный приказ №2а-1825/2017 о взыскании пени по транспортному налогу и налогу на имущество в размере 15614,77 руб.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (в ред. Федерального закона от 08.03.2015г. №23-ФЗ). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ положения ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после 04.04.2013г.

К правоотношениям, возникшим до принятия указанного нормативного акта, применяются положения п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.11.2010г. №324-ФЗ).

Пункт 2 ст. 48 НК РФ в предыдущей редакции предусматривал, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу о об отказе в иске, поскольку налоговым органом пропущен предусмотренный ст. 286 КАС РФ срок для обращения в суд (согласно требованию №18636 от 19.11.2013г. сумма недоимки по налогам превысила 3000 руб. (составив более 22 тысяч рублей), кроме того недоимка по транспортному налогу в сумме 5840,33 руб. была отражена в требовании №27536 от 09.10.2015г. (со сроком оплаты до 23.11.2015г.)) и, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд в течение 6 месяцев с даты истечения срока оплаты в данном требовании (т.е. до 23.05.2016г.) тогда как в суд административное исковое заявление поступило 03.06.2019г.).

Суд при этом учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», из которых следует, что с силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет». Положение п. 1 ст. 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.

В нарушение норм КАС РФ заявителем в материалы дела не представлены достоверные доказательства уважительности причин пропуска срока обращения в суд с

заявлением о взыскании налога. В административном исковом заявлении административным истцом не приведены доводы о наличии объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.

При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с исковым заявлением (административным исковым заявлением) о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 0В.02.2007г. №381-0-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его ооязагельность для оосих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Причины пропуска срока не могут быть признаны уважительными, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административных исковых требований в установленном законом порядке. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу и пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве oi исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязагельсшо не можез существовать отдельно от основного.

После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017i. установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (ч. э ст. 12 Федеральною закона от 28.12.2017г. № 436-ФЗ).

Исходя из смысла данного закона, налоговый орган не имеет возможности взыскания недоимку по транспортному налогу за 2008-2013 годы, а также утрачивает возможность взыскать задолженности по пеням в размере 304.64 руб., начисленным на указанную недоимку. Таким образом, образовавшаяся недоимка в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 436-ФЗ должна быть признана безнадежной к взысканию, следовательно, требования налогового органа в данной части не подлежат удовлетворению.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует

отказать.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 К АС РФ.

решил:

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Шахпазову Р.К. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2014г. и пени и транспортному налогу за 2012-2014гг. — отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.И. Утянский

11RS0005-01-2019-002800-34

2а-2169/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России по РК № 3
Ответчики
Шахпазов Рамиз Камилович
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2019Дело оформлено
10.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее