Решение по делу № 2-87/2023 (2-2518/2022;) от 21.06.2022

УИД: 18RS0001-01-2022-002139-65

Дело № 2-87/2023 (2-2518/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2023 года                                г. Ижевск

Ленинский районный суд г. Ижевска в составе председательствующего судьи Антюгановой А.А., при секретаре Боталовой А.В., с участием представителя истца Тихоновой Т.В., представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» к Несмеловой Е. В. о взыскании задолженности по ТКО,

установил:

ООО "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "САХ") обратилось в суд с исковыми требованиями к Несмеловой Е.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 162 493,20 руб.

Иск мотивирован тем, что ООО "Спецавтохозяйство" с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики. В соответствии с п. 6 Договора Потребитель обязался оплачивать услуги Регионального оператора до 10 числа месяца, седеющего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик является собственником нежилого помещения по адресу: <адрес>. Задолженность ответчика за оплату коммунальных услуг за период с 01.01.2019 г. по 30.10.2021 составляет 162 493,20 руб.

Определением суда от 24.10.2022 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное образование "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики".

Определением суда от 20.02.2023 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Удмуртская мусороперерабатывающая компания".

Представитель истца ООО "САХ" Тихонова Т.В., действующая на основании доверенности № 4 от 01.02.2023 года сроком действия до по 31.01.2024, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме. ООО "САХ" является региональным оператором, с ответчиком имеется соглашение и ему оказаны услуги по вывозу ТКО. Ответчик является собственником нежилого помещения, соответственно вела в спорном помещении какую-либо деятельность и образовывала ТКО. Была оставлена заявка, где указаны промышленные объекты. Со стороны истца акты выполненных работ были представлены, акты сверки представлены суду по выгрузке из системы ГЛОНАСС. С учетом сложившейся практики считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Факт оказания услуг возможно установить, когда контейнерная площадка зарегистрирована и состоит на учете. Производится расчет с условиями площади помещения и учитывается периодичность вывоза. Соответственно поскольку у ответчика не было своей окантованной площадки, услуга оказывается с любой контейнерной площадки. Вывоз осуществляется со всех мест общего доступа, где размещены открытые площадки. Когда заявку ответчик подает, то указывает иной норматив и если его указать, то сумма ко взысканию будет больше, в данном случае стоит минимальная категория офисы, истец считает, что достаточно они лояльны к ответчику. По установке контейнерной площадки ответственность несет Администрация, они могут оказать услугу по продаже контейнера и где бы лучше установить контейнер.

Также представителем истца были представлены письменные пояснения и дополнения к ним, согласно которым действующее законодательство в сфере обращения с ТКО не содержит запрет на складирование ТКО вне зоны деятельности юридического лица, а именно на контейнерных площадках, расположенных вблизи объектов согласно территориальной схеме обращения с ТКО для договоров с установленным нормативом накопления ТКО.

Вывоз ТКО с контейнерных площадок (мест накопления) УР, включенных в территориальную схему, осуществляется на территории региона единственным оператором, каковым является истец.

Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетными путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в соответствии с абз. 1 пп. а п. 5 Правил коммерческого учета и объема и (или)массы твердых коммунальных отходов, учт. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

Нормативы накопления ТКО на территории УР утв. Постановлением Правительства УР № 421.

Таким образом, расчет платы на вывоз ТКО должен производиться исходя из нормативов и тарифа, установленных в законодательном порядке.

Оказание Региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Перечисленный в договорах оператором перечень мест приема и передачи ТКО не является исчерпывающим. Следовательно, отсутствие поименованного в договорах операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, места накопления ТКО не может служить основанием для неоказания услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО.

Доказательств, подтверждающих обращение ответчика с отходами другими, не нарушающими норм действующего законодательства способами, и свидетельствующих о том, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, в материалах дела отсутствуют.

Документального подтверждения от ресурсоснабжающих организаций о том, что в спорный период в нежилом помещении прекращалась подача воды, электроэнергии иных коммунальных ресурсов, ответчиком в материалы дела не представлено, равно как и документов, свидетельствующих о том, что в спорный период какой-либо предпринимательской деятельности в спорном помещении не осуществлялось.

Более того, в дело не представлены данные о закрытии (консервации) спорного нежилого помещения и заблаговременного уведомления регионального оператора.

Ответчик Несмелова Е.В., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности 18 АБ 1855099 от 27.08.2022 сроком действия на 3 года, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ответчик 22.04.2016 снята с учета в качестве предпринимателя, с этого периода по настоящее время деятельность в здании не ведется, здание находится в ненадлежащем состоянии. В здании постоянно течет крыша, стены намокают, для того чтобы просушить стены ответчику необходимо использовать конвекторы, тепловые пушки, отсюда высокие показания по потребленной электроэнергии. На сегодняшний день производственный ремонт и ранее производился. Ответчик предоставил доказательства, в том числе свидетельские показания. Представитель истца представил спутниковую систему ГЛОНАСС, утверждал что на Пирогово, 5 стоял контейнер, администрация ответила, что там нет и не было контейнера, истец не представил маршрутные журналы и акты полигонов, исходя из обязательств истец оказывает услуги, ответчик оплачивает, просит обратить внимания в случае неоказания услуги в полном объёме, истец фактически услугу не оказал и это рассматривается как неосновательное обогащение за не оказанную услугу. Считает, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги, в связи с чем, в иске необходимо отказать. В иске указано, что мусор вывозили с <адрес>, они доказали, что мусор там не вывозился. Были представлены доказательства с системы ГЛОНАСС и что на <адрес> установлена площадка, соответственно мы должны это принять и согласиться, но ее там никогда не было, получается ставятся под сомнение свидетельские показания, письма Администрации и истец не может доказать, что он осуществлял данную услугу и ответчик с учетом показаний электроэнергии, что работы эти не велись. Они доказали что контейнерной площадки там нет. Ранее ответчиком было сказано, что в заявке на вывоз ТКО иные отрасли промышленности заявлены.

Также представителем ответчика представлены письменные возражения от 24.10.2022, согласно которым акты обследования юридических лиц от 03.02.2021, 24.05.2022 по форме не соответствуют действительности. Ответчик не является юридическим лицом, а проведено обследование юридического лица, в связи с чем, признать данные акты невозможно, т.к. они не подписаны собственником здания. Ответчик с 22.04.2016 снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя. В период с апреля 2013 года по настоящее время предпринимательской деятельностью ответчик не занимается. Здание находится в ненадлежащем состоянии, какую-либо деятельность в нем вести невозможно. На протяжении всего времени ведется ремонт здания. Для поддержания тепла в здании используется конвектор с высокой мощностью. Истцом не представлены доказательства оказания услуг в спорный период времени (л.д. 58-59).

Представители третьих лиц Муниципальное образование "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики", ООО "Удмуртская мусороперерабатывающая компания" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие ответчика, представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО5, предупрежденная по ст.ст. 307-308 УК РФ суду пояснила, что является соседкой ответчика по адресу: <адрес>. В этом здании ничего не было когда она туда заходила. В 2019 году в январе ответчик купила спорное помещение, там были просто станки и больше ничего. Летом 2022 года была в помещении ответчика, там шел ремонт, т.к. все протекало, ответчик с мужем приезжают когда в помещение, могут к ней зайти. Чтобы образовывался какой-то мусор в здании ответчика она не видела. Стены там красил муж у ответчика, она это сама видела, чтобы велись другие работы она не видела. Рядом со зданием Несмеловой контейнерной площадки нет, ближайшая находится выше, контейнеры принадлежат скорее всего Администрации, они недавно появились. Каким образом происходит вывоз ТКО ей неизвестно, т.к. она проживает в другом месте, когда приезжает ни разу не видела, чтобы ответчик мусор выносила.

Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО6, предупрежденный по ст.ст. 307-308 УК РФ суду пояснил, что с ответчиком у них соседние участки. По адресу <адрес> ФИО11 деятельность не вела. В 2019 году они начали там стройку, стены латали и крышу делали, пересекались в этот момент, он тоже строил на своем участке дом. Здание ответчика находится в ветхом состоянии, разрушено, периодически видит, что ответчик своими силами делает там ремонт (крышу бетоном заливают, стены ремонтируют). Куда строительный мусор выносят ему неизвестно. Как такового мусора там нет у них, факта выноса мусора ответчиком он не видел. В метрах 300 находятся ближайшие контейнерные площадки, по <адрес>, раньше там котельная стояла, напротив нее сделали мульды летом 2022 года, кто их установил не знает.

Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО7, предупрежденный по ст.ст. 307-308 УК РФ суду пояснил, что является другом ответчика, по адресу: <адрес> деятельностью занимается Несмелова Е.В., он с ней знаком с 2010 года, до 2015 года они мягкой мебелью занимались, в 2019 году он появился, удивился, что предприятия не стало. В помещении ответчика стены текут, крыша течет, делали там ремонт, т.к. здание в ветхом состоянии. Арендаторов не видел там. Здание пустует много времени года 4 примерно. Мусор после ремонта ответчиком сжигается в печи. Контейнер для вывоза мусора у соседей один стоит. Рядом еще два частных дома стоят, кому принадлежат контейнеры не знает.

Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО8, предупрежденный по ст. 307 УК РФ суду пояснил, что является супругом ответчика. Он находился в мае 2022 в цехе по адресу: <адрес>, увидел что кто-то ходит, спросил кто, он говорит представитель САХа, он зашел в цех все отфотографировал, он сказал ему, что, ни одной лампы не выкинул ни в одну мульду, выносит мусор с пакетом к себе. Акт который заполнял сотрудник ему давали. Все что в акте написано неправда, что какие-то арендаторы в апреле уехали. Зачем ему это говорить, если этого не было. Здание ущербное, туда надо миллионы еще вкладывать, крышу пытается сам подлатать. Контейнерные площадки в этом году Пирговский муниципалитет поставил, ранее мульд не было. Зимой отапливаливают пушкой, плюс есть отопление может включить, также есть печное отопление, где опилки жечь может, чтобы трубы не замерзли.

Изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ООО "Спецавтохозяйство" с 01.01.2019 г. является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики.

Ответчик Несмелова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником нежилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от 07.12.2021, 29.07.2022 и не отрицается ответчиком.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

В соответствии с общими положениями об обязательствах обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ), при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами - далее - Правила N 1156), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В силу положений пункта 1 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ, пунктов 2, 4 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только региональный оператор.

Согласно п. 7, 8 и 9 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ каждый региональный оператор действует на отведенной для него территории.

Региональный оператор реализует политику государства, но как коммерческая организация взаимодействует с собственниками отходов на основе договоров на оказание услуг по обращению с отходами (ст. 3 Закона N 89-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Как следует из п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор является публичным и согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ должен соответствовать условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).

Согласно пункту 8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, несмотря на то, что ответчик в установленный срок не обратился к истцу как региональному оператору с заявкой на заключение договора, соответствующий договор считается заключенным на условиях типового договора, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.

Согласно п. 6 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

28.04.2018 между министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (Минстрой УР) и обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" ("Региональный оператор") заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.

Приказом Минстроя Удмуртской Республики N 23/1 от 20.12.2018 "Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" на 2019 год" утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год в размере 4 765,96 руб./т. (Потребители, кроме населения (тарифы указаны без учета НДС).

Приказом Минстроя Удмуртской Республики N 25/131 от 20.12.2021 "О внесении изменений в Приказ министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20.12.2019 N 29/94 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных единых тарифах на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" на 2020 - 2022 годы" утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год в размере 5 713,56 руб./т, на 2021 год в размере 5 713,56 руб./т.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Исходя из положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, достаточным основанием для оплаты услуг выступает именно сам факт их оказания заказчиком и принятия исполнителем.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком в соответствии с приведенными выше нормами возникли договорные отношения по оказанию услуг, в соответствии с которым истец осуществляет, в том числе вывоз ТКО, а ответчик оплачивает оказанные услуги.

ООО "САХ" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики с 01.01.2019 г. При этом закон устанавливает обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Судом установлено, что 13.01.2021 в адрес Несмеловой Е.В. истцом направлен проект договора № ТКО2020-0008056 от 24.12.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не подписанный со стороны потребителя Несмеловой Е.В., согласно которому региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1).

Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритные отходы (далее по тексту «КТО»), и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяется согласно приложению № 1 к настоящему договору, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 2).

Способ складирования ТКО и КТО определяются с учетом имеющихся технологических возможностей и осуществляется способами, указанными в приложении № 1 к настоящему договору (абзац 1 пункта 3).

В случае если потребителем не направлена заявка и не указано место (площадка) накопления ТКО и способ складирования ТКО и КТО, то местом (площадкой) накопления считается ближайшее к потребителю место (площадка) накопления, закрепленное в территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной Правительством Удмуртской Республики в установленном законодательством Российской Федерации порядке, способом складирования ТКО и КТО считается способ, который используется на ближайшей точке накопления, закрепленной в вышеуказанной Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной Правительством Удмуртской Республики и/или в реестре мест (площадок) накопления ТКО, созданном органом местного самоуправления Удмуртской Республики (абзац 2 пункта 3).

Дата начала оказания услуг по обращению с 01.01.2019 г. (пункт 4).

В силу раздела 9 «Действие договора» договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до заключения договора (пункт 33).

В приложении № 1 к договору указан адрес места (площадки) накопления ТКО – <адрес>, а также указаны географические координаты (широта и долгота) данного адреса.

Поскольку стороной ответчика не оспаривалось, что данный проект договора Несмелова Е.В. не подписала, мотивированный отказ в его заключении в адрес ООО "САХ" не направила, то суд приходит к выводу, что данный договор считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Таким образом, договор между истцом и ответчиком на оказание услуг по обращению с ТКО суд считает заключенным, а действия ответчика по выставлению счетов на оплату по вывозу и сбору ТКО правомерными. Доказательств самостоятельного вывоза или утилизации ТКО способом, не нарушающим санитарного законодательства ответчиком не представлено.

Следовательно, ответчику с 01.01.2019 оказывается коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемая ООО "САХ".

Сведений о заключении ответчиком каких-либо договоров о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными организациями суду не представлено. При этом иных способов утилизации твердых коммунальных отходов законом не предусмотрено.

Судом установлено, что Несмелова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником нежилого помещения по адресу: УР<адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от 07.12.2021, 29.07.2022 и не отрицается ответчиком.

Согласно представленному расчету размер начислений по нормативам потребления за период с 01.01.2019 года по 31.10.2021 года составил 162 493, 20 руб., сам расчет ответчиком не оспаривается.

В судебном заседании представитель ответчика указывал на то, что Несмелова Е.В, предпринимательскую деятельность прекратила с 22.04.2016 и не ведет, для поддержки тепла и просушки здания используются конверторы высокой мощности, индивидуальная контейнерная площадка у помещения ответчика отсутствует, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ответа Муниципальное образование "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики" от 10.06.2022 № 270 с 2019 года по декабрь 2021 года вывоз мусора в д. Пирогово осуществлялся сигнальным методом, в декабре 2021 года контейнеры установлены в 4 точках для жителей МКД д. Пирогово, в остальной части населенного пункта вывоз мусора производится сигнальным методом. По адресу: <адрес> контейнеры были установлены в мае 2022 года (л.д. 39).

Согласно ответа Муниципальное образование "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики" от 21.12.2022 № 679 д. Пирогово в 4 точках установлены контейнеры: <адрес> (возле автобусной остановки), <адрес> (возле магазина Домик в Пирогово, возде МКД ), <адрес> (напротив Торговая, 19). Места установки контейнеров были определены МУП «УР в ЖКХ», установлен ООО «УМК».

Согласно ответа Муниципальное образование "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики" от 20.02.2023 № 70 в д. Пирогово в декабре 2021 года в 4 точках установлены контейнеры <адрес> (возле автобусной остановки), <адрес> (возле магазина Домик в Пирогово, возде МКД ), <адрес> (напротив Торговая, 19). Места установки контейнеров были определены МУП «УР в ЖКХ», установлен ООО «УМК». С 2019 по декабря 2021 года вывоз мусора осуществлялся сигнальным методом, контейнеры не устанавливались.

03.02.2021, 24.05.2022 ООО «САХ» согласно представленным актам произведено обследование нежилого помещения Несмеловой Е.В. по адресу: УР<адрес>, в результате которых установлено, что 03.02.2021 выявлено отдельно стоящее здание, где осуществляется производство мебели, контейнер не обнаружен; 24.05.2022 установлено, что здание пустое, деятельность не ведется, по словам мужа собственника, арендаторы съехали в апреле 2022 года (л.д. 44-45).

По сведениям Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАССС) с указанием объекта по адресу: УР<адрес>, информация о транспортном средстве, времени и дате прохождения маршрута подтверждают вывоз ТБО в юридически значимый период с площадки по адресу: УР, <адрес>.

Согласно уведомления Межрайонной ФИНС России № 11 по УР от 22.04.2016 Несмелова Е.В, ИНН 22.04.2016 снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 70).

10.04.2023 в суд поступил ответ АО «ЭнергосбыТ Плюс» на запрос суда и представлены ведомости активной электроэнергии за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 по нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, из которых можно установить, что в спорный период шло активное потребление эклектической энергии в вышеуказанном помещении.

Несмеловой Е.В. не представлены также доказательства, подтверждающие оплату оказанных истцом услуг за указанный период.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018) "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" учет объема ТКО осуществляется одним из указанных способов: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. №309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. В связи с чем, признаются несостоятельными и подлежащими отклонению доводы стороны ответчика Несмеловой Е.В. о том, что какой-либо мусор (отходы) по адресу: <адрес>, собственником которого она является, не производился.

Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее – НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил №1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.

То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил №1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.

Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.

Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.

С учетом изложенного, не могут быть приняты во внимание возражения ответчика о том, что в спорный период она не пользовалась услугами истца по вывозу ТКО.

Как следует из материалов гражданского дела ответчику было известно, что местом накопления ТКО является ближайшее к потребителю место накопления по адресу: УР, <адрес>, а способом складирования ТКО является способ, который используется на этой ближайшей точке накопления.

При этом, не имеет значения для разрешения спора то обстоятельство, что вывоз ТКО с точки сбора по адресу: УР, <адрес> спорный период производился сигнальным способом (бестарным), поскольку сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках) допускается (подпункт "в" пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, пункт 15 СанПин 2.1.3684-21 от 28 января 2021 г.).

Более того, в свете позиции изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2022 года №304-ЭС22-12944 по делу №А75-7519/2021, учитывая представленные в материалы гражданского дела данные системы ГЛОНАССС, суд приходит к выводу о документальной подтверждённости факта оказания истцом услуг в течение юридически значимого периода, т.к. установка системы "ГЛОНАССС" и мониторинга маршрута движения мусоровозов обеспечивает контроль за сдачей отходов на полигон в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641.

При таких обстоятельствах, факт отсутствия контейнерной площадки по адресу: <адрес> в спорный период согласно реестру контейнерных площадок территориальной схемы не опровергает позицию истца относительно оказания услуг в заявленном объеме.

Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе 6 типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором его обязательств.

Между тем, ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации таких доказательств, с достоверностью подтверждающих факт неоказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в дело не представлено.

Доводы о самостоятельном вывозе ответчиком ТКО подлежат отклонению, поскольку доказательств утилизации мусора иным способом, иными предусмотренными действующим законодательством способами (самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов, заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами) не представлено.

Также не заслуживают внимания возражения ответчика в части того, что отходы Несмеловой Е.В. не производились, поэтому она не обязана их оплачивать.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. №484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").

Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Министерства строительства Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 г. №23/1, от 20 декабря 2019 г. №29/94 (с изменениями).

В отсутствие подписанного договора, собственной контейнерной площадки расчет стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила).

Согласно пункту 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Как следует из материалов гражданского дела, принадлежащее ответчику помещение ранее являлось производственным, где осуществлялось производстве мебели.

Нежилое здание по адресу: <адрес> имеет площадь 678,9 кв.м.

Предъявленная истцом ко взысканию с ответчика сумма задолженности рассчитана исходя из годового норматива в размере 14,78 кг на 1 кв. метр общей площади по категории объекта «Учреждения, административные здания, офисы, конторы», что значительно ниже установленного для категории «Организации иных отраслей промышленности», то есть примененный в расчете по спорному помещению норматив не нарушает прав ответчика.

Как отмечалось ранее, истец в подтверждение факта оказания услуг по вывозу ТКО представил выгрузку с данных ГЛОНАССС, подтверждающие оказание региональным оператором услуг по вывозу ТКО с ближайшего места накопления ТКО, расположенного по адресу: <адрес>, д., в отсутствие у ответчика в спорный период собственного оборудованного места накопления ТКО.

Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО в исковой период подтвержден документально, доказательств оплаты суммы задолженности ответчиком не представлено (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Расчет стоимости оказанных услуг за юридически значимый период произведен истцом исходя из действующих в спорный период тарифов в размере 4 765,96 руб. за тонну – в 2019 году и 5 713,56 руб. за тонну в 2020 и 2021 годах, площади принадлежащего ответчику нежилого помещения в размере 678,9 кв. метра и норматива накопления 14,78 кг на 1 кв. метр общей площади по формуле, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354.

При этом в силу введенного Федеральным законом от 26 июля 2019 г. №211-ФЗ в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации подпункта 36, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 3 статьи 2 указанного федерального закона положения подпункта 36 пункта 2 и подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

С учетом изложенного истцом обоснованно в тариф, подлежащий применению в 2019 года, был включен налог на добавленную стоимость (НДС), а с 1 января 2020 года такой тариф НДС не облагался.

Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судом проверен и признан арифметически верным, соответствующим действующему законодательству.

Учитывая, что ООО "САХ" фактически оказывало услуги по вывозу ТКО всем без исключения жителям муниципального образования "Муниципальный округ Завьяловский район", доказательств обратного не представлено, то Несмелова Е.В. также пользовалась данными услугами, предоставляемыми ООО "САХ", являющимся единственным способом утилизации ТКО. При этом, доказательств утилизации мусора иным способом, иными предусмотренными действующим законодательством способами (самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов, заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами) не представлено, при этом утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещена.

В спорный период с 01.01.2019 по 31.10.2022 контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, не была занесена в реестр мест накопления отходов или отсутствовала, таким местом накопления ТКО считается ближайшее место (площадка) накопления, закрепленная в территориальной схеме обращения с отходами, утв. Правительством УР в установленном законодательством РФ порядке, способом складирования ТКО и КГО считается способ, который используется на ближайшей точке накопления, закрепленной в территориальной схеме обращения с отходами, утв. Правительством УР и/или в реестре мест (площадок) накопления ТКО, созданном органом местного самоуправления УР. По договору № ТКО2020-0008056 от 24.12.2020 ближайшее место (площадка) накопления расположено по адресу: <адрес>

Впервые о неосуществлении деятельности в помещении по адресу: <адрес>, Несмелова Е.В., заявила только в 2022 года, а именно 18.04.2022 обратилась в ООО «САХ» с заявлением о заключении договора расчетным путем исходя из количества, объема контейнеров и периодичности их вызова.

При таких обстоятельствах исковые требования ООО "САХ" о взыскании с Несмеловой Е.В. стоимости по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 в размере 162 493, 20 руб., подлежат удовлетворению.

На основании ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежат судебные расходы на оплату госпошлины в размере 4 449,86 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» к Несмеловой Е. В. о взыскании задолженности по ТКО удовлетворить.

Взыскать с Несмеловой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженки <адрес> (паспорт ) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» (ИНН 1841023336, ОГРН 1121841000390) задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 в размере 162 493, 20 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 449,86 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в порядке апелляционного производства путем принесения апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 мая 2023 года.

Судья                                                 А.А. Антюганова

2-87/2023 (2-2518/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчики
Несмелова Елена Владимировна
Другие
Муниципальное образование "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики".
ООО "Удмуртская мусороперерабатывающая компания"
Суд
Ленинский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Дело на странице суда
leninskiy.udm.sudrf.ru
21.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2022Предварительное судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
19.04.2023Судебное заседание
14.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее