Дело № 12-63/2015
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево |
01 декабря 2015 года |
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Кочанов Л.А.,
при секретаре Костылевой М.В.,
с участием представителя лица, привлечённого к административной ответственности, Нурутдинова Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казённого учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» на постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району Ложкина Р.И. № УИН 18810011150000830427 от 15.10.2015,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району Ложкина Р.И. № УИН 18810011150000830427 от 15.10.2015 Федеральное казённое учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Волго-Вятскуправтодор») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ с привлечением к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» обратилось в Прилузский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. Также указано, что между ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» и ООО <данные изъяты>, по результатам проведённого открытого аукциона, заключён государственный контракт №. По условиям данного Контракта ООО <данные изъяты>, именуемое «Подрядчик», приняло на себя обязательства обеспечить допустимый уровень содержания для обеспечения круглогодичного ежедневного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств и безопасность дорожного движения на указанном участке автомобильных дорог. Подрядчик несёт ответственность за качество и объём выполненных работ, сроки, снижение уровня содержания, оговорённые настоящим Контрактом. Участок автомобильной дороги федерального значения «Вятка» от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара км. <данные изъяты> – км. <данные изъяты> в Республике Коми, общей протяжённостью <данные изъяты> км., передано ООО <данные изъяты> по акту приёма-передачи для выполнения работ по содержанию данного участка дороги. В связи с этим, выполнение всего комплекса работ по содержанию участка автомобильной дороги возложены на подрядную организацию ООО <данные изъяты>, а не на заказчика ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». По изложенным выше основаниям, в действиях ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» отсутствует состав административного правонарушения. 26.08.2015 в адрес ООО <данные изъяты> направлено письмо об устранении дефекта в срок до 29.09.2015. Подрядной организацией данный дефект, в установленные техническими нормами срок, был устранён.
В судебном заседании от 19.11.2015 представитель ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Богданов Э.Р. на удовлетворении жалобы настаивал в полном объёме. В то же время он пояснил, что административный орган без составления протокола об административном правонарушении мог вынести предписание об устранении нарушений в содержании автомобильной дороги.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему:
Согласно п. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверять законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Статьёй 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Исходя из статьи 15 этого Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией.
Как установлено материалами дела, а именно распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 10.09.2002 № 3161-р «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» за федеральными государственными учреждениями закрепляются на праве оперативного управления федеральные автомобильные дороги согласно приложения к настоящему Распоряжению. На Федеральные государственные учреждения автомобильных дорог возложена обязанность принять на баланс в установленном порядке федеральные автомобильные дороги общего пользования.
Из п. 27 Приложения к распоряжению Минимущества России от 10.09.2002 № 3161-р «Перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования закреплённых на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями Минтранса России» федеральная автомобильная дорога – наименование: «Вятка» - от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, месторасположение: <данные изъяты> закреплена на праве оперативного управления за Федеральным управлением автомобильных дорог Волго-Вятского региона Минтранса России (Волго-Вятскуправтодор).
ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается выпиской и свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» является 75.11.13 Деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в городах и районах субъектов Российской Федерации.
Регистрация права оперативного управления на автомобильную дорогу «Вятка» - от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара на участке км <данные изъяты> – км <данные изъяты>, назначение: нежилое, Автомобильного транспорта, протяжённость <данные изъяты> п.м., инв. №, лит. I, адрес объекта: Республика Коми, на участке км <данные изъяты> – км <данные изъяты> (на территориях МО МР «Прилузский», МО МР «Сысольский», МО МР «Сыктывдинский», МО ГО «Сыктывкар») за ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.03.2012 №, 27.03.2012 №.
Отсюда установлено, что участок автомобильной дороги Р-176 «Вятка» Чебоксары-Йошкар-Ола-Киров-Сыктывкар <данные изъяты> километре + <данные изъяты> метров в Прилузском районе Республике Коми находится в оперативном управлении ФКУ «Волго-Вятскуправтодор».
В соответствии с п. 1 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Из п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 следует, что обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
В акте выявленных недостатков в эксплуатации состоянии автомобильных дорог от 26.08.2015, составленном государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району Грегирчик Ю.Н., указано о выявлении недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Вятка» Чебоксары-Сыктывкар на <данные изъяты>., а именно: правая обочина по направлению от <адрес> в сторону <адрес>, не отделённая от проезжей части бордюром, находится ниже 10 см.
Исходя из этого, суд пришёл к выводу о том, что на <данные изъяты>. автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вятка» Киров-Сыктывкар в Прилузском районе Республики Коми содержится дефект обочины по степени ровности её поверхности.
Согласно обжалуемого постановления и протокола об административном правонарушении № от 05.10.2015, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», являясь ответственным лицом за осуществление дорожной деятельности в Республике Коми, в Республике Коми, Прилузский район, автодорога Р-176 «Вятка», на участке автодороги Чебоксары-Йошкар-Ола-Киров-Сыктывкар <данные изъяты> километре + <данные изъяты> метров, 26 августа 2015 года в 08 час. 10 мин., не выполнило требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги, а именно: с правой стороны проезжей части по направлению от <адрес> в сторону <адрес> обочина, не отделённая от проезжей части бордюром, находится ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см., а именно занижена на 10 см., что является нарушением требований п. 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что создаёт угрозу безопасности дорожного движения, тем самым нарушены требования п. 13 ОП ПДД РФ.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон), задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
В соответствии со статьёй 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и безопасности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – ПДД РФ), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Представитель ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» утверждает о том, что ответственным за содержание автомобильной дороги является подрядная организация ООО <данные изъяты>.
Судом установлено, что между ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», именуемым Заказчик, и ООО <данные изъяты>», именуемым Подрядчик, 12.11.2012 заключён государственный контракт № (далее – Контракт).
Из п. 1.1. вышеназванного Контракта следует, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения «Вятка» - от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара км <данные изъяты> – км <данные изъяты> в Республике Коми, общей протяжённостью <данные изъяты> км.
Пунктом 6.1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по обеспечению заданий в п. 1.1 Контракта уровень содержания для обеспечения круглогодичного ежедневного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств и безопасность дорожного движения на участке автомобильной дороги, а также сохранность всего имущества, входящего в состав участка автомобильной дороги.
Срок выполнения работ, согласно п. 4.1 Контракта, определён с 01 января 2013 года по 30 июня 2018 года.
В статье 46 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п. 1 ГОСТ Р 50597-93 следует, что установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Уставом ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», утверждённым приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 № 71, следует, что деятельностью ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности; предметом деятельности является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закреплённых за ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на праве оперативного управления.
Исходя из этого именно ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» несёт ответственность за качество выполненных работ по содержанию дорог, а поэтому возложение ответственности на подрядную организацию является несостоятельным.
Однако, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» ставится в вину п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93, которая гласит, что обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
В п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; под обочиной - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами; под «проезжей частью» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Краевой полосой признаётся полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на неё транспортных средств, а укрепительной частью обочины автомобильной дороги является часть обочины, имеющей дорожную одежду (ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог», утверждённых Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 № 297-ст.
Из фототаблицы и дислокации дорожных знаков следует, что край проезжей части на указанном участке дороги обозначен краевой дорожной разметкой 1.2.1, следовательно, кромкой проезжей части в данном деле следует расценивать именно эту дорожную разметку.
Также материалами дела установлено, что глубина повреждения грунтовой обочины не превышает 10 см., а указанный участок дороги относится к группе «В», что в действиях ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» также не образует состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, а постановление административного органа отмене, производство по делу прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району Ложкина Р.И. № УИН 18810011150000830427 от 15.10.2015, вынесенное в отношении ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, к административному штрафу в размере 300000 рублей, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Л.А. Кочанов